Киноафиша Москвы

Фильм «Ночь Варенны»

La nuit de Varennes (1982, Франция, Италия)

оценить
Кино: «Ночь Варенны»
Кино: «Ночь Варенны»

Лучшие отзывы о фильме «Ночь Варенны»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
541
5

Еще одна историческая лента Этторе Скола, в которой он позволяет себе проникнуться привычной ностальгией, но уже не по периоду середины 20-го века, а по времени, на пару веков пораньше. Ночная парижская тишина прерывается мчащейся в ночь зашторенной каретой. Блуждающий по собственным интересам один писатель, решает, что было бы неплохо выяснить кто это, куда так судорожно мчится, и нанимает другую карету, отправившись вслед за первой. По пути он встречает пару довольно интересных попутчиков. Один из них – вышедший на пенсию, но потерявший навыков обольщения мсье Казанова (Марчелло Мастроянни). Второй – американский писатель Томас Пейн (Харви Кейтель), который при удобном случае обязательно вставит пару ремарок, как все это делается в Америке. Вскоре кареты объединяются, и становится ясно, что это королевская семья пытается скрыться от революции в столице. Бесконечная, беспощадная и безнадежная гонка в попытке убежать от настигающего Нового Мира продолжается.

О печальной судьбе Марии Антуанетты и ее мужа короля Людовика XVI снято более чем достаточно самых разных фильмов, разной стилистики и исторической достоверности. При этом, «Ночи Варенны», или «Новый мир», как был назван фильм в итальянском прокате, является одним из самых неординарных и уж точно меньше всех претендующих на точность исторических деталей. Впрочем, судьба самих монархов Этторе Скола интересует постольку поскольку, его взгляд устремлен гораздо дальше и шире. Он пытается уловить утерянный дух уходящей эпохи старого мира, мира элегантности, чувственности, поэзии, а также прислушивается к грозному шарканью немытых сапог мира нового – мира прозы, демократии и технологического прогресса.

В фильме есть попытки дать оценку как уходящему времени, так и попытку показать надежды людей того времени на грядущий век, сколь наивны, и даже местами нелепы, они были. Интересно, что именно Скола взялся за такую работу. Тот самый режиссер, который чуть ли не больше всех пропитывал свои фильмы атмосферой ностальгии по уходящим временам. И теперь становится понятно, что эти его настроения суть не результат каких-то личностных переживаний, тоски по детству и юности, точней, не только он. Его, как автора, тревожит и волнует сам факт погружения в эманации ностальгии. Ведь он лично не мог быть свидетелем французской революции – не то место и не то время. Впрочем, при всем буйстве фантазии, как раз визуальная составляющая фильма достаточно убедительно воспроизводит мир заката 18-го века, со всеми этими пышными париками, грязными домами и скрипящими каретами. А уж что касаемо наполнения – этим пусть занимаются скучные историки, настоящему поэту до каких-то занудных точностей дела быть не должно никакого.

0
0
3 декабря 2012
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Несколько, а то и не несколько преунылый и преутомительный фильм. По слишком многим причинам, чтобы их здесь сейчас перечислять. Равно как и моменты, за которые невольно цепляется тут преутомленное зрительское внимание, – перечислять недосуг: уже не оттого, что их слишком много, но оттого единственно, что – скушно. Скушно, господа, а как вы хотели? Ну что тут такого особливого? Актриса похожа на Камерон Диас – о! Мастроянни играет Казанову – э! И, натурально, ходит в преогромных сапогах, в которые Скола вложил сколки ходуль. Феллини поступил куда мудрее – просто пригласил высоченного Сазерленда. А ну хуй тут такой огород городить? Я уж начинаю думать, что этот чрезмерно долгий и неповоротливый фильм был задуман Сколой только потому, что ему вдруг показалось, что Мастроянни будет классным Казановой. Ну, неплохой Казанова, но не настолько, чтоб идти на такие ходульные жертвы. Ну сделал бы Скола допущенье, что Казанова был невысокий. Или все-таки пригласил другого кого – не Сазерленда, конечно (до иного феллиниевского глумления – ну, как в «Казанове» – Сколе всегда было далеко: вот и здесь у него материал из той же комичной эпохи решен совершенно в реалистичном, бляха муха, ключе). Что сказать, Сколин «Барри Линдон» как-то вот не задался. Alas.

0
0
6 апреля 2011