Москва

Фильм Вкушаем плоды райских кущ

Ovoce stromů rajských jíme (1970, Чехословакия, Бельгия, Чехия), IMDb: 6.9

2.6
оценить
Режиссёр:Вера Хитилова
16+
1 час 35 минут
Дата выхода в мире
31 июля 1970
В ролях
Режиссер фильма «Вкушаем плоды райских кущ»
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о фильме «Вкушаем плоды райских кущ»

Фото M_Thompson
Фото M_Thompson
отзывы: 1370
оценки: 1383
рейтинг: 543
7

Визуально близкий к идеалу, вызывающий авангардный и сюрреалистический фильм-притча-детектив с мощной символикой. В пунктирной истории, которую нехотя предлагает сценарий фильма, прослеживается аллегория о Библейском Адаме и Еве. Героиню даже зовут Эва (Итка Новакова), пусть и ее мужа зовут все Йозеф (Карел Новак). Действие фильма, пусть и не очень внятно, но перенесено в 60-е годы 20-го века. Эва, странствуя по странному саду, судя по всему принадлежащему одной из лечебниц, встречает таинственного незнакомца по имени Роберт (Ян Шмидт). Его портфель, а также внешний вид, вызывают у девушки пристальный интерес, на который Роберт отвечает интересом ответным, вопреки тому, что она замужем. Параллельно с этим становится известно, что в округе орудует маньяк-убийца, на счету которого уже несколько женщин. Эва терзается сомнениями, является ли Роберт убийцей или нет. Зритель же терзается сомнениями, когда откроются глаза Эвы и она поймет, что реальность и сон – это зачастую настолько разные миры. Фильм, после которого Вере Хитиловой запретили снимать на долгие семь лет.

За столь откровенно сложным и требующим определенных эмоциональных и интеллектуальных затрат внешним видом, скрывается довольно интересный смысл, очень острый и актуальный на то время, когда режиссер снимала этот фильм, буквально кричащий – люди, откройте глаза, очнитесь ото сна, и вы поймете, что вокруг вас – убийца. Имя убийцы, учитывая события того времени, вычислить не сложно. Плюс этот фильм, из всех сюрреалистичных, наверное, острее всего поднимает извечную дилемму – стоит ли вкушать плод райского дерева, отказываться от рая и увидеть всю голую правду собственными глазами. Надо отдать должное, Хитилова не предлагает прямых моральных выводов и не дает советы. Вместо этого она хлестко, метко и безапелляционно показывает состояние пребывания во сне и не менее жестко иллюстрирует, к чему может привести выход из этого сна.

Что же касается стилистических решений, то Хитилова тут превзошла не только саму себя, но еще и кучу других столь же ищущих европейских авторов. Первая сцена, в психоделически меняющихся цветах, фильтрах и масках, и вовсе нечто выдающееся, пусть и не так просто воспринимающееся глазом. В целом, кроме того, видно влияние Годара и Бунюэля, но влияние на уровне использования их технических достижений для собственных целей – этот фильм, как и практически все остальные работы режиссера, очень феминистичен по своей тематике, но при этом не вызывает отторжения восприятия и у мужской части аудитории – слишком интересным, новым и необычным языком он рассказан.

0
0
...
14 января 2013
Фото kinomedved.livejournal.com
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы: 946
оценки: 965
рейтинг: 152
1

Уже далеко не «Маргаритки», конешно, но тоже нехило, некисло. Если «Маргаритки» походили на наилучший мультипликационный фильм Шванкмайера (который он сам, понятно, не снял), причем реализованный почти исключительно натуральными, а не искусственными изображениями, то «Плоды райских деревьев» походят, примерно, на наилучшую короткометражку Джармена (которую он тоже, понятно, далеко ни хуя не снял). Я, конечно, огорчился, что внешне «Плоды» куда больше походят на всякий доморощенный блядский авангард, который любят сымать в разных мелких странах (вся эта серость картинки, вся эта аморфность действа и неуклюжая комичность), чем ослепительно-вневременные и внестранные «Маргаритки». Но вскоре и от «Плодов» я принялся вовсю переться. Здесь замечательная – и даже преотличная – псевдофолковая музыка, чем-то напомнившая работу Гладкова для «Дома, который построил Свифт». Бередит хоть и не с гладковской силой, но тоже с изрядной. Здесь, бредем далее, новая куча бесценных кинематографических находок от невероятно артистичного, как все должны зарубить себе на носу, режиссера Хитиловой. Здесь именно то, что заставляет всерьез почувствовать, как же все-таки не очень правильно неустанно лицезреть все эти массивы однотипного жанрового кино, в то время как в закутках спрятано еще столько несмотренного непростого, но разнообразного и ослепительного киноавангарда.

0
0
...
14 апреля 2011