Киноафиша Москвы

Фильм «Ф как фальшивка»

Verites et mensonges (1974, Франция, Германия, Иран)

4.7
Кино: «Ф как фальшивка»

История о двух знаменитых мошенниках — художнике и журналисте, удачно промышлявших поддельными произведениями искусства и доказавших своим примером, что фальсификатор порой может оказаться более талантливым, чем автор оригинала.

Режиссер фильма «Ф как фальшивка»

Умер в 1985 году в возрасте 70 лет Фильмов: 45

Великий американский кинорежиссер, сценарист и актер, окруживший себя ореолом мистификаций и фальсификаций (о том, что подделка может быть лучше оригинала, в частности, рассказывает его поздний фильм «Ф как фальшивка»). Начинал как театральный постановщик и звезда радиоэфира (его радиоспектакль «Война миров» по Герберту Уэллсу, сделанный в стилистике репортажа, здорово переполошил народ), но потом внимание Орсона всецело захватило кино. Его полнометражный дебют «Гражданин Кейн» по результатам двух опросов (среди режиссеров и критиков) был назван Британским институтом кино «лучшим фильмом всех времен». И тому есть простое объяснение: вклад Уэллса в развитие киноязыка грандиозен. На протяжении всей своей карьеры режиссер любил смешивать шекспировские страсти с изобретательными техническими решениями (среди любимых: нижние ракурсы, зеркальные отражения, игра теней). Не все его фильмы были удачными (чего только стоит треш-версия «Гражданина Кейна» — «Мистер Аркадин»), но среди несомненных шедевров «Леди из Шанхая», «Печать зла», «Процесс», а также «Третий человек», к созданию которого, не будучи режиссером, серьезно приложил руку. В поздний (так называемый «европейский период») Уэллс отказался от работы со студиями и посвятил себя независимому кинематографу, не успев, правда, закончить все фильмы, которые снимал. Однако права на один из них — «Другую сторону ветра» — в 2017 году приобрел стриминговый сервис Netflix, чтобы отреставрировать и закончить картину.

Отзывы пользователей о фильме «Ф как фальшивка»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
7

Фильм-мистификация, в котором целый час говорят правду. Фильм-мокюментари, где каждый играет практически самого себя. Фильм-разоблачение, который подчеркивает, что искусство – это искусство, а подделка останется подделкой всегда, а граница между ними пусть и умозрительная, но надежна и крепка. Лично Орсон Уэллс появляется в начале фильма, чтобы сделать пару важных ремарок и замечаний, после чего отправляется за кадр и начинает уверенным и заманивающим голосом рассказывать. И в кадре появляется история гениального Элмира де Хори, человека, который всю жизнь шикарно подделывал мастеров импрессионизма. История журналиста, который делал биографию де Хори, но более известного как автор выдуманной биографии Говарда Хьюза, истории фальшивки в мире искусства. Будут и воспоминания лично Уэллса, которому тоже есть чем похвастать, если вспомним его проделку с «Войной миров» на радио. По своему, великий фильм великого режиссера. Великого режиссера и великого мистификатора.

На самом деле, этот весьма неординарный фильм был снят Уэллсом скорее из-за финансовых обязательств, так как стоил в производстве весьма и весьма немного из-за того, что опирался на огромное количество вмонтированного уже отснятого материала, и лишь тонкое и точное вмешательство материала нового превратило, по сути, документальный фильм в нечто большее. Съемки, которые Уэллс использовал здесь, на самом деле принадлежали французскому документалисту Франсуа Рейхебаху, который работал над фильмом об Элмире де Хори для канала BBC. Права были как-то недорого выкуплены, а над финальным результатом работали почти вместе – Рейхенбах очень уважал то, что делал Орсон Уэллс. А вот линия с биографом Говарда Хьюза была добавлена американцем самолично, ради чего пришлось отснять ряд новых сцен.

Своей работой, однако, Уэллс затрагивает действительно серьезные или, как минимум, наболевшие вопросы и проблемы. Что есть «искусство»? Какова его природа? Зависит ли статус «искусства» от имени, которое связано с тем или иным продуктом творчества. Что, если безымянный с точки зрения культурологии человек напишет картину не хуже (а может и лучше), чем именитая персона, станет ли эта картина столь же ценна как в материальном, так и в эстетическом смысле? Искусство – это обман, который заставляет нас поверить в правду, заявляет Орсон Уэллс и он знает, о чем говорит. И дело тут даже не в приснопамятной истории, когда Уэллс с соратниками устроил скандал со своей радиопостановкой по Жюлю Верну, за которую в какой-нибудь латиноамериканской стране его бы как минимум упекли. Дело в тех уловках и хитростях, к которым сам Уэллс прибегал во время своей творческой жизни, зачастую из-за ограничений бюджета.

0

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить