Киноафиша Москвы

Фильм «Страна приливов»

Tideland (2005, Великобритания, Канада)

6.8
0:00 / 0:00
0:00

Страна приливов Tideland - Трейлер

Смотреть трейлер
  • 16+ 2 часа 2 минуты
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода:

Недетская сказка Терри Гиллиама.

Маленькая девочка, чьи папа с мамой передознулись героином, осмысляет окружающий мир среди красивейших полей. Самый радикальный фильм Гиллиама — с непривычки довольно тяжелое, но не лишенное некоторой поучительности зрелище.

Актеры

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Роман Волобуев
отзывы:
531
оценок:
507
рейтинг:
11235
5

Джелайза-Роуз (Джодель Ферланд) — 9-летняя дочка Ноя и Королевы Гунгильды, двух героиновых мечтателей на финишной прямой (играющие их Джефф Бриджес и Дженнифер Тилли не похожи не только на себя, но и на людей вообще). Ной считает себя викингом, Гунгильда любит шоколад и почти сразу умирает. Насилу уговорив отца не устраивать матери огненное погребение, Джелайза-Роуз едет с ним на край земли — в дом среди прерий, где отец якобы вырос. Выйдя из автобуса, Ной сразу находит себе кресло-качалку и, перетянув плечо жгутом, сам переходит в разряд мебели. Дитя, оказавшись посреди незнакомого мира, ведет себя вполне по Хайдеггеру — запускает в окружающую реальность острые коготки, возводит над колышущейся травой свою собственную жутковатую мифологию и, наконец, объединившись с соседом-имбецилом (Брендан Флетчер), начинает охоту на главное местное зло — скорый поезд, проходящий через степь дважды в сутки.

«Страна приливов» сделана за время полугодовой самоволки Гиллиама со съемочной площадки «Братьев Гримм»; устав биться лбами с продюсерами, он сбежал в Канаду и там за небольшие деньги (финансировал фильм Джереми Томас — верная нянька Осимы, Вендерса и Бертолуччи) с маленькой группой и любимым оператором экранизировал любимую книгу — пятилетней давности роман американца Митча Каллина. Побег из мира чистогана в уайетовские поля закончился, впрочем, престранно. Такое чувство, что из этих полей назад вернулся какой-то другой Гиллиам, жестокий и недружелюбный; более того — у него, всегда забавлявшегося тем, как тонка грань между волшебством и шарлатанством, по возвращении обнаружилась вдруг склонность к самозабвенным завываниям такого вполне шаманского толка.

Общее мнение состоит в том, что хорошему человеку дали слишком много творческой свободы и тот с непривычки укусил себя за хвост; но, кажется, тут все серьезней. Как все большие художники, Гиллиам давно выработал собственную модель отношений с высшими силами. Заключалась она в том, что пан режиссер приплясывает на земной поверхности, строя небесам разнообразные оскорбительные рожи, а небеса ярятся и обрушивают на него стихийные бедствия — то метафорические (вроде прижимистых кинодельцов, традиционно мешающих производству гиллиамовских фильмов), а то и реальные (как было на съемках «Человека, убившего Дон Кихота»). Именно эта позиция человека, во всю глотку орущего Богу: «Ты старый дурак, и мир твой дурацкий!», и делала Гиллиама героем, именно она заставляла год за годом с замиранием сердца следить за его злоключениями. И вот затяжной Гиллиамов бунт против мироздания прервался самым обидным из возможных способов: небо перестало ему возражать. Будто устав от препирательств со своим строптивым критиком, провидение сказало ему, как король Карл поэту Джонни Уилмоту в одном недавнем фильме: «Я больше не стану обращать на тебя внимание. Будь каким хочешь». И Гиллиам не то чтобы скис — оставаясь по-своему лучшим, он, как и все, кого лишили прямой линии с небесной приемной, теперь обращается к миру из какой-то непролазной, египетской тьмы — той самой, из которой глядят на нас в самом конце фильма ведьмины глазки малолетней артистки Ферланд. То есть Бог все-таки не фраер — такой из всего этого, видимо, следует вывод.

Отзывы пользователей о фильме «Страна приливов»

Фото Ушёл Снимать Кино
отзывы:
13
оценок:
68
рейтинг:
41
9

По этому фильму я готов оценивать людей: не понравилось? Значит ты - тормоз.

Да, хочется зажмуриться и отвернуться, да, кажется, что всякие нормы и приличия нарушены - и что? Пусть лучше Гиллиам нарушает все правила, пусть лучше давит ладошками вкус - чорт с ним (ну, пердит там Бриджес - а когда у Вертмюллер труп пердел это никого не смушало?). Когда вас бьют кулаком в лицо, локтём по почкам и коленом в солнечное сплетение, вы о вкусах нападающего как-то не начинаете рассуждать. Вы либо хотите дать сдачи, либо завизжать погромче о помощи и пощаде.

Гиллиам точно и ярко, в очередной раз доказывает свою давнюю и любимую мысль о том, что лучше быть фантазёром, распиздяем или там сирийным убийцей, чем каким-нибудь простым тупым существом, типа той тётеньки, которая в конце фильма говорит с Джелайзой у подорванного умственноотсталым Дикенсом поезда. Ведь ясно, что фантазиям и яркой жизни девочки пришёл конец.

Это не значит, что Гиллиам оправдывает людей, живущих по ту сторону понятий добра и зла и прочей мути человеческого общества. Просто он может позволить себе заглянуть в голову психопату, чтобы найти там куда больше здравого смысла, чем в голове нормального обывателя или клерка. Настоящий психопат и больной по Гиллиаму тот абсолютно правильный, скучный человек, который вынужден смотреть чужие образы и чужие сны в тёмном зале, поскольку иметь свои у него нет времени .

Фото Даниил Смолев
отзывы:
8
оценок:
8
рейтинг:
56
3

Алиса в Стране Кошмаров

Лицезреть беспросветную сказку Терри Гиллиама «Страна приливов» - занятие довольно странное хотя бы потому, что это кино не предполагает зрителя. Если инцест, педофилия, некрофилия и прочие патологические явления автоматически отсеивают аудиторию до 18 лет, то невозможность сопричастности к происходящему на экране должна исключать всех остальных – до 118 лет включительно. Вот только зритель находится вопреки всякой логике. Кроме самого Терри Гиллиама и группы гипотетических патологоанатомов у фильма на поверку обнаружилось немало фанов. Разделились мнения и в кинематографическом сообществе: в 2005 году режиссер получил за картину приз ФИПРЕССИ на фестивале в Сан-Себастьяне, ему вручали премию под оглушительный свист журналистской братии. Ситуация, когда одни бьют по голове, а другие ее же гладят, для Гиллиама не в новинку. Но таких громких споров и неоднозначных оценок он не встречал ни до, ни после маньячной «Страны приливов».

Девятилетняя Джелиза-Роза живет в сущем аду. Ее отец (Джеф Бриджес) – героиновый наркоман, и девочка воодушевленно заряжает для него в шприцы новые дозы. Со словами «пришло время папочке отправиться на каникулы» он вкалывает себе подготовленную инъекцию и отключается. Мать (Дженнифер Тилли) сидит на метадоне и рассказывает дочери, пока та массирует ей заплывшие ноги, о своей к ней любви. Умирают родители довольно скоро – сначала мамаша, а чуть позже, перевезя Джелизу-Розу в забытое богом родовое гнездо, на вечные каникулы отправляется и папаша. Девочка остается абсолютно одна. Единственные ее друзья – оторванные кукольные головки, надетые на пальцы; ее счастье заключено в мире фантазии, где девочка отождествляет себя с Алисой в Стране Чудес. За игрой она не замечает, что отец умер, несколько дней подряд она ведет с ним оживленные разговоры и удивляется неприятному запаху. (Вы еще читаете?). Через пару дней у Джелизы появляются новые знакомые, но они оказываются еще страшнее родителей-наркоманов. Выходит, что с этого момента ад только начинается.

«Страна приливов» легко раскладывается на кинематографические и литературные составляющие. Одни из них обозначил сам Гиллиам, назвав свой фильм местом встречи «Алисы в Стране Чудес» и «Психоза» Альфреда Хичкока. Но это лежит на поверхности – если же копнуть чуть глубже, то можно отыскать аллюзии на сюрреалистические фантазии Луиса Буньюэля, помноженные на неразрешившийся ужас в стихах американского поэта Роберта Фроста. Такое сочетание кажется противоестественным. Сказка существует лишь в исковерканном сознании героев, для зрителей она закрыта физиологизмом, кошмарными реалиями из жизни маньяков, наркоманов и душевнобольных. Восхищаться похождениями Чикатило нормальный человек не может, извлекать из его поступков художественную красоту также проблематично. Проще говоря, два часа зритель наблюдает за тем, как урод за уродом «насилуют» девятилетнюю девочку, открытую всему на свете. И чем меньше времени остается до конца фильма (да сколько бы его ни осталось), тем яснее осознаешь, что искупить увиденное уже невозможно. И Гиллиам ни разу не Кэрролл – столько чуда у него не найдется (и ведь не находится). Чего же ради режиссер идет на все это?

Американец снял свою Tideland без какого-либо контроля со стороны производителей. Устав от перепалок с продюсерами «Братьев Гримм» (проекта коммерческого и провалившегося в прокате по всем показателям), Терри Гиллиам сбегает в Канаду, где в короткие сроки и за небольшие деньги создает «Страну приливов», - кстати говоря, экранизацию романа Митча Каллина. Нужно полагать, что свободный творческий жест известного артхаусного режиссера не был начисто лишен смысла (человек все-таки потратил на работу свой отпуск). И действительно, поразмыслив над мрачными образами «Страны приливов», находишь, что они крепко связаны между собой. Изуродованный мир в сознании героев (всех без исключения) предстает абсолютно первобытным. Как люди гомеровских времен не могли мыслить абстрактно, придумывая для непонятного им восхода солнца своего бога, так и в сказке Гиллиама персонажи видят все предельно конкретно и мифологично. Счастье в представлениях папаши-героинщика – далекая Ютландия, где тела остаются нетленными сотни лет. Цивилизация, представленная изредка проходящим мимо предместья поездом, – опасная акула. Край света – песчаный карьер, изрытый эскалаторами. Таким образом, Терри Гиллиам словно снимает с себя все вопросы морали. Здесь ее попросту нет, не существует никаких представлений о добре и зле.

А поскольку архаика XXI века пользуется популярностью, находит своих почитателей, то возможно, американец не так уж и далек от истины в апокалиптичном представлении о нашем времени и о наших варварах. Да и в самом зрительском сознании «посмотреть фильм», увы, уже не значит совершить поступок (наравне с режиссером, съемочной группой, продюсером) – это значит не более, чем «посмотреть фильм». Не менее «радужны» воззрения режиссера на кинематографический процесс. Когда-то великий основатель «Новой волны» Жан-Люк Годар говорил: «Без любви не бывает фильмов». Теперь такие фильмы есть, и появились они, согласно Гиллиаму, вслед за нашими современниками.

Советовать кому-то «Страну приливов» решительно невозможно – это все равно, что отвести своего ребенка в анатомический театр и не вернуться за ним. И когда у фильма, не предполагающего зрителей, таковых находится довольно много – становится страшно. Даже без физиологических подробностей, без «изнасилованной» девятилетней девочки становится страшно за себя и за нас всех. Хочется срочно узнать: кто эти фаны Терри Гиллиама и где они сейчас? Великое счастье, если они далеко – но только все мы догадываемся, что они близко.

Даниил Смолев

Фото Василиса Каменская
отзывы:
71
оценок:
71
рейтинг:
72
9

Уникальный продукт всего мирового кинематографа. Можно плеваться сколь угодно долго, разглагольствуя о нарушенных этических нормах в создании фильма, но гений не прикрыть консервативной цензурой. Фильм задевает самые тонкие чувства, смело противопоставляет самые яркие антагонисты – детскую чистую непосредственность, фантазийную ясность ума главной героини и моральные уродства представителей предыдущих поколений. Фильм красив с композиционной точки зрения и отвратителен в мелких подробностях, он играет на конфликте сильнейшей притягательности и полного омерзения от происходящего.
Поймёт не каждый, но посмотреть должны все.

Фото kljaksa
отзывы:
1
оценок:
2
рейтинг:
2
9

Не буду ничего говорить о фильме,о великом и ужасном Терри.
Вот что мне действительно интересно!!!!Неужели никто не задумывался о том,что Дэл и Диккенс-это персонажи,выдуманные Джелизой Розой.Ведь в финале она видит Диккенса,а потом оказывается,что это просто человек похожий на него,потом она видит Дэл,когда нам показывают общий план нет там никакой Дэл и не слышно её криков,эта женщина удивлённо смотрит на Д.Розу. А если так,то тогда выходит,что эта катастрофа с поездом дело рук Джелизы-Розы.Да и вообще даже если не брать во внимание финальную сцену,уж больно какие-то ненастоящие эти персонажи.Да,это сказка,но всё-таки там есть вполне обычные люди Ной,Королева Гунгильда, рок-группа,в которой играет Ной, Джелиза-роза на худой конец. В общем мне интересно мнение на этот счёт.может я чего-нибудь не понимаю...
глубочайшее сорри за речь первоклассника, ибо уже поздно а что-то так нахлынуло..

Фото сергей коновалов
отзывы:
849
оценок:
992
рейтинг:
637
3

Детство Терри Гильяма. Не «Алиса в стране чудес».

Мамаша умерла от передоза шоколадок (роскошная смерть, не правда ли?). Папаша уехал на каникулы и не вернулся. Чрезмерно впечатлительная маленькая девочка с роскошным именем Джелиза-Роза живёт одна в заброшенном доме посреди поля и разговаривает с куклами (вернее с оторванными головами оных). Это только в мультиках такие девочки находят (или выдумывают) себе симпатичных друзей типа Тоторо. В реальности они встретят и будут вынуждены дружить с имбецилом-эпилептиком (акулобой в ластах с подводной лодкой в кустах) и его ведьмой-сестрой (пчелофоб, таксидермистка и нимфоманка с твёрдой верой в Иисуса). Подобное глючное кино можно рекоммендовать лишь законченным наркам или ностальгирующим инфантилам. Осторожно: токсично!

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить