Один уходит — другой остается




Парижские антиквары Даниэль и Ален женаты почти двадцать лет. И вот, устав от однообразия семейной жизни, друзья отправляются на поиски приключений. Даниэль знакомится с утонченной и романтичной Жудит, а Ален влюбляется в знойную красавицу Фариду. Дело зашло так далеко, что ради новых возлюбленных они готовы расстаться с женами.
Актеры
Шарлотта Генсбур, Миу-Миу, Пьер Ардити, Даниель Отей, Натали БайДаниель (Отей) живет с женой шестнадцать лет и любит худенькую женщину с неправильным прикусом (Генсбур). Ален (Ардити) живет с женой восемнадцать лет и спит со своей чернокожей ассистенткой. Все это продолжается полтора часа, потом один уходит от жены — другой остается.
Французские трагикомедии про семейные отношения — такой специальный жанр; французское правительство, надо думать, точечно инвестирует в него, как в заповедник национального характера, — ради поддержаниЯ конвертируемого образа француза как симпатичного бесхребетного буржуа с донжуанскими наклонностями. Из картины в картину, меняя имя Жюль на Пьер или Жюли на Мари, кочуют одни и те же рожи, соединяясь в новых сочетаниях. Вот Отей, слабохарактерно поджимающий губки, вот совершенно голый 60-летний Ардити, вот уставившаяся по Станиславскому в пустоту Миу-Миу, вот мопс с трагическим лицом. Клоду Берри уже 70, этот фильм называется как называется, предыдущий его продюсерский проект назывался «Они поженятся, и у них будет много детей». Увидел один подобный фильм, считай, что видел все, но тут вся суть — в необязательности. Как много лишнего, бессмысленно утяжеляющего сюжет. У Отея минимум один из двух сыновей — лишний, и первая жена — лишняя, половина встреч Ардити с любовницей — лишняя. Роль Генсбур при всей ее чуть извращенной неотразимости — лишняя почти целиком. Поэтому она бесконечно садится в машину, выходит из машины, едет в машине, плачет, вытирает глаза, снова плачет — ясно, что персонаж-функцию просто нужно чем-то занять. Лишние разговоры снова и снова: «Я приношу лишь несчастья», «Я хочу уйти, но не могу», «А если я люблю вас обеих… Но с другой стороны — что если это и есть подлинный реализм? Лишние слова, лишние движения, лишние дети, выходишь выпить «Перье» в бистро — а там опять Отей. Жизнь.
Милые кадры семейной идиллии, когда все родные и близкие собираются за одним столом, чтобы отметить пятидесятый с гаком день рождения Даниэля (Daniel Auteuil), наводят на мысли о том, что его жизнь прекрасно складывается. В самом деле, работа дизайнера приносит ему неплохие деньги, а его брак, как он сам выражается, "спокоен как тихая глубоководная река" и держится уже целых 15 лет. Сравнивать есть с чем - ведь он женат во второй раз, хотя и с первой женой (Miou-Miou) у него сохранились хорошие отношения, во многом из-за взрослого сына-душки, которому прочат многообещающую карьеру пианиста. За столом присутствует и лучший друг Даниэля - Ален, который целует свою жену и громогласно объявляет о своей любви к ней. Помочь выбраться из этого скучного слайдшоу семейных сцен может только трагедия, которую Клод Берри (Claude Berri) по канонам вставляет уже на пятой минуте фильма - не повезло сыну-пианисту, попавшему в аварию. После этого испытывающий эмоциональный шок Даниэль, влюбляется в странную незнакомку Жудит (Charlotte Gainsbourg), а его "тихая глубоководная река" оказывается еще тем омутом...
Черт меня дернул посмотреть этот фильм. Стареющий французский мэтр Клод Берри (см. скучный "Просто вместе") стремительно вышел на точку перигея, полусерьёзно рассматривая пару браков "от 15 и старше", когда дети не держат, плюсы и минусы партнера известны, а собственное супер-эго слабеет не по дням, а по часам. По слухам "Один уходит - другой остаётся" является своего рода полу-автобиографической лентой, в которой сюжет временами очень сильно пересекается с событиями в личной жизни самого Берри. В центре событий - мечущийся в поисках лучшего Даниэль, для которого семейная трагедия послужила точкой отчета своего нового счастья в виде очень четкой Жудит в лице Шарлотты Генсбур, от которой всегда ждешь чего-то фатального, но, увы, не в этом фильме.
Тема поиска себя на фоне трагических событий отнюдь не нова - почему то сразу вспоминается "Три цвета: синий" Кесьлевского, где героиня Бинош трахается с первым встречным, пытаясь тем самым заполнить образовавшуюся пустоту. А вот чем тут руководствуется Даниэль трудно понять. Думаю Берри и сам до конца не понял, решив превратить всё в шутку, в виде побочной комедийной линии, где играющий седовласого бабника Пьер Ардити (Pierre Arditi), светит обвисшим животом и мигает членом, а его жена Натали Байе (Nathalie Baye) изображает наивную простушку, готовую поверить любому его вранью. Собственно чей брак распадётся, а чей нет, можно без особых усилий предугадать в самом начале. И в самом деле - стоило ли смотреть фильм, который завершается хэппи-эндом в виде всеобщего омовения в речных водах?
В общем не знаю как там Клод Берри, но я бы смог выдавать такие сценарии раз в неделю, нет, убедили, в месяц.
PS
Если хотите настоящее кино про брак, то лучше еще раз пересмотреть "5 на 2" Озона.