Все отзывы о фильме

Все отзывы о фильме Американские граффити

American Graffiti (1973, США), IMDb: 7.4

6.8
7.4

Лучшие отзывы о фильме «Американские граффити»

    • 9

      Все-таки достаточно сложно отнести фильм к жанру комедии, как предлагает предыдущий рецензент.

      Скорее зарисовка эпохи, где-то ироничная, где-то печальная.

      Использован достаточно новаторский в то время прием - все действие фильма проходит в ночь выпускного бала главных героев.

      За ночь надо принять решения, которые по сути определят их дальнейшую жизнь - остаться ли в городе или уехать в колледж, расстаться с девушкой или наооборот, сделать ей предложение.

      Все это проходит на фоне уже постепенно затухающих пятидесятых с их сверкающей хромом автомобильной культурой, ночными гонками, подростковыми бандами.

      При просмотре возникает впечатление, что весь город пересел в машины, на них знакомится, ссорится, целуется и просто существует.

      Через пару лет Америка изменится, придут новые ритмы, стили одежды, хиппи, Никсон и Вьетнам.

      Главные герои еще не знают про это, в отличие от Лукаса, который фильмом передает прощальный привет эпохе.

      Смотрится фильм сейчас конечно не так ярко, как раньше. И сама идея, и многие сюжетные линии уже успели множество раз повториться в десятке фильмов позднейших режиссеров.

      Но все это не умаляет достоинства фильма.

      23 декабря 2009
    • 9

      «Драйв-ин-муви» во всех смыслах. Билет в один конец в придуманный искусственный рай американских фифтис-сиктис. Можно называть такие фильмы so-cute-movies, потому что внятных объяснений твоих «уи-уи-уи» как бы нет, но что-то в груди щелкает, когда планы сменяются один за другим, а персонажи живут своей жизнью не нарисованными мультиками, а подсмотренными из окошка автомобиля раскрашенными силуэтами эпохи. У каждого из нас есть, наверное, свои маленькие гилти плежарс, так сказать, когда ты не смеешь руки поднять на то, что в здравом уме и трезвой памяти распотрошил бы не задумываясь, включив тумблер «ничего нет для меня святого». Вот к моим игрушкам в последнее время добавилось целых три. Это, конечно, «Баффи», это «Бриолин» с Траволтой, и вот теперь «Американские граффити». Последние две ленты (да и творение Уэдона, как ни странно, по большому-то счету – ретро-жанровое образование с влюбленностью в середину XX века киноамерики) говорят со всей очевидностью о том, что я должен сходить с ума по эпохе. Ну, как бы, да, поп-музыка родом из розово-голубых и плюшево-кожаных 50-х и начала 60-х нам всем очень нравися (кому нет – лучше застрелитесь, отступники). Но одной только музыкой влюбленность в такие карамельные фильмы не объяснишь. Опять же, блестящие «Под кайфом и в смятении» (Dazed and Confused) Линклейтера сложно назвать карамельными и даже сладкими, но они тоже «про это», и я их тоже очень люблю. Если вычесть «Grease», который скорее похож на «семидесятые играют в пятидесятые», и прибавить «Хочу подержать тебя за руку» Роберта Земекиса, в списке останутся фильмы-фотоотпечатки эпох.

      Удивительные мифотворческие снимки, «искусственный рай», снятый на полароид. Как если бы тебя усадили в драйв-ин (его еще надо найти в средних российских широтах в снегопад, но пусть), отодвинули двери реальности и посвятили в чужую да еще придуманную жизнь. Собственно, это чистая целлулоидная американская мечта. Идеальное кино для подростков, которых нет уже более и не будет. С баблгамами и дурацкими женскими прическами, бриолином и культом блестящих тачек. Оно, это кино, не о молодости, юности, взрослении и прочей умной чепухе. Оно о мечте. О «стэпфордских женах», только почему-то живых и настоящих. Кино-о-кино. Выдуманное о выдуманном. Парадокс, но такие мифотворческие фильмы или фильмы, играющие на мечтах целых поколений, они как бы о том, что вот живут себе герои и персонажи в офигенном мире, о котором потом люди фильмы будут снимать, а сходить с ума по нему будет каждый второй американский режиссер – живут себе герои, влюбляются и танцуют, но так ведь еще и куда-то, блин, хотят улететь, уехать исполнять заветную "свою мечту". Сидишь, смотришь в этот любовно раскрашенный мир-мечту с красивыми тачками, симпатичной музыкой и герлс-некст-дор, с улыбкой наблюдаешь за их проблемами, и тихо сходишь с ума от несоответствия. Объяснить этот феномен, по-моему, невозможно.

      Потом, конечно, исследователи напишут тома о том, как было скучно жить в то время, и как поэтому молодежь все рвалась и рвалась куда-то, бла-бла-бла. Но в случае с Лукасом, Земекисом или Линклейтером (который про 1970-е), ностальгическая или же придуманная любовь съела все попытки, если они и были, поисследовать там чего-то, покритиковать. Лукас вообще похоже блаженствовал, снимая это чудо. Кучу денег потратил, думаю, на машинки, да. И благодарил богов, что те на время выкрутили лампочки в головах продюсеров после «Беспечного ездока». Вот, кстати, между фильмом «Easy Rider» и карамельными картинками Лукаса нет ничего общего. Пока у некоторых авторов свербило в одном месте и они снимали безусловно полезные и умные картины вроде «Последнего киносеанса» или «Пяти легких пьес», Лукас игрался в машинки, прически, музычку, легкие отношения, поцелуйчики, и, для меня лично снимал кино, за что я ему премного благодарен. Тот же «Ездок» остался, между тем, артефактом эпохи, мумией мамонта, а «Граффити» пережили время. Когда я смотрел лукасовские игрища, у меня картинками в голове мелькали разговор Винсента с Мией в кафешке, отрывки из «Назад в будущее», эпизоды из бесчисленных молодежных и тинейджерских сериалов (той же «Баффи»), и вот я понял, что это, елки, тоже точно мое кино. Кино, где машинки значат больше сюжета, прически значат больше генеральной линии партии режиссер-сценарист, поцелуйчики и баблгамчики больше красивого монтажа и умной режиссуры, но обаяния в «живой» жизни «живых» героев хватит на стопку психологических драм. Положа руку на сердце, мне сложно сказать, что «Американские граффити» не то что выше, а хотя бы на одном кинематографическом уровне находятся, что и последние мои фавориты – «Близость» Николса или «Плейтайм» Тати – но тому же сердцу, как говорится, не прикажешь. В идеальном для меня фильме красота имеет глубоко второстепенное значение. Эмоциональное вовлечение, эмпатия – необходимый признак. Но достаточный, чтобы я влюбился в фильм без памяти – это вот то неуловимое, что зовется «волшебством». Нарочно так не снимешь, а если и попробуешь – получится гипсовый слепок с эпохи, мертворожденное дитя, постмортем. «Американские граффити», которые я лет десять не желал видеть, не глядя даже в аннотации, думая, что это вроде стандартной артхаусной надрывной интеллектуальной критиколюбимой новоголливудчины, которой тогда наснимали мама не горюй (до сих пор все – во всех списках значатся), сняты, оказалось, «на одном дыхании». Как и бесчисленные ретровиньетки Земекиса, который по эпохе вообще с ума сходил. И по этому, безусловно кажущемуся, чувству легкости и влюбленности в свой придуманный мирок определяется, по-моему, дар и класс режиссера распознается.

      Немного о фильме, что ли? А стоит? Потому что все это мы уже видели-перевидели, смотрели-пересмотрели. Два друга собираются на утро покинуть город, родное гнездо, и весь фильм катаются туда-сюда, встречаются с разными людьми, попадают в неприятности (Линклейтер безусловно не раз видел «Граффити»). За кадром тренькает родная пятидесятнически-шестидесятническая попсня. В кадре те самые машинки, ставшие потом объектом коллекционирования и поклонения. Кафешки, игрушечные бандиты, скучные копы и чудовищно размалеванные/божественно прекрасные девушки. В кадре же поймана, феноменально и безошибочно, жизнь – в диалогах, взглядах исподлобья, неловких перепихонах на задних сиденьях авто под радио в парке, недоговорках, странных сюжетных завихрениях, когда его величество счастливый (или несчастный) случай правит бал – городок чревычайно мал. Гонки на авто опять же. Каждый второй кекс косит под Джеймса Дина или Пресли. Разве что не хватает драйв-ина (в «Бриолине», кстати, с ним отличный эпизод). Во весь, в общем, рост 1950-е, потому что, понятное дело, в провинциальном городе 1962 года пятидесятые закончатся годы спустя. А в фильме у Лукаса они закончатся не в пример смурным арт-хаусным режиссерам чудесно. Никто над душой не стоит, не теребит тоскливую струну «решения важных проблем» или «кризиса малоэтажной Америки». Танцуют, гуляют, гоняют, любят и – улетают. «Goodnight, Well It's Time To Go». Романтический юноша полфильма встречает повсюду блондинку в белой машинке, мысленно, видимо, предлагая судьбе познакомить ее с ним, чтобы не уезжать из города (не хочется все-таки покидать этот «искусственный рай», «будь он проклят», да?). И Лукас придумывает этой истории в духе «Июльского дождя» финал со взглядом парня из иллюминатора на белый мчащийся куда-то по дороге автомобиль – по-моему, один из самых грустных и прекрасных кадров в истории кино. Детский финал детского фильма, да.

      Вот что я еще скажу любителям порезвиться на той эпохе и рассказать, какая тогда была отвратительная жЫзнь. Оно, конечно, наверное, была не сахар. Только мне-то что с того? Я тогда не жил, и жить не буду. Но поймите, черти, слом 50-х в 1960-е пожалуй что самая кинематографическая эпоха на свете. И когда какой-нибудь умник выбирает декорации этого «искусственного» выдуманного карамельного рая, дабы рассказать нам о бессмысленности бытия или еще какой-нибудь философской глупости, у меня возникает ощущение совершения страшного кощунственного поступка. У вас, авторы, куча эпох, берите любую и снимайте чего вам вздумается. А эту эпоху оставьте нам, как единственный на свете абсолютный кинематографический рай, аттракцион для любителей фликера, сходящего с ума под ритмы добитловской эры и рисующего смешные танцульки в спортзалах школ перед выбором «королевы бала». Уймитесь. Пусть там на улицах перекидываются шуточками из машины в машину, девушки говорят че-нить невразумительное и конгениальное по очаровательной глупости рок-песенкам, а молодые люди от делать нечего гробят свои авто. Вот им, там, на целлулоиде хорошо, весело и красиво живется. И мне нравится смотреть на то, как им, там, на целлулоиде, красиво и хорошо. Перефразируя одну из песенок саундтрека «Американских граффити»: «You're Fifties, You're Beautiful (And You're Mine)». Аминь.

      16 марта 2011
    • 3

      Ну, это такая ничем не примечательная зарисовка об американской молодежи из провинции. Такая зарисовка вообще подходит для любой страны - русские/датские/английские/испанские гопники и нормальные парни, скромные и не очень девчонки, жиганы и домоседы вечером развлекаются. Катаются на машинах, мутят с девчонками и просто мутят. Неплохая, понятная, но ментально чужая история об одном вечере американской молодежи.

      15 июля 2011
    • 5

      Лукасовские школьные выпускники 70-х по духу получились наверное ближе к отечественным шестидесятникам, нежели к более поздним советским поколениям 70-х или даже 80-х годов. Хотя жизнь несомненно разная, и ярким примером отличия конечно являются автомобили, которые в фильме практически не выходят из кадра. Причём автомобили здесь не только признак статусности-крутости, но и выполняют вполне незаменимую практическую роль. Ведь перемещаться по провинциальной Америке больше не на чем, автобусами да велосипедами не пользуются. Ну а наличие в цивилизации в виде клубов, магазинов ресторанов, пришедших в нашу страну в уже постсоветское время, ещё более помогает ощутить разницу. В остальном всё, как у людей: шпана, девочки, пиво и совсем немного мыслей о будущей жизни. Практически не показаны родители никого из главных героев. Видимо экспортная модель американского школьного образа жизни предполагала отсутствие всяческого конфликта отцов и детей. Ну а фильм, особенно на взгляд из 21 века, выглядит продуктом сугубо для внутреннего употребления.

      21 февраля 2011
    • 5

      Второй фильм Джорджа Лукаса, успешно завершивший его «ранний» период.

      1962 год, ночь после выпускного: рок-н-ролл, уличные гонки, извращенные отношения акселератичных американских подростков и мыcли о будущем. Несмотря на культовый статус, с высоты избалованного зрителя, пережившего «пироги» и «евротуры», сегодня «Американские граффити» смотрятся пресновато и немного наивно. Хотя, быть может, в начале семидесятых, снимая, вероятно, одну из первых голливудских молодежных комедий, Лукас и не подозревал, что доживет до того дня, когда без изнасилованной выпечки и вагонов марихуаны фильмы данного жанра и представить будет невозможно. В любом случае, умилительно смотреть на двадцатилетних «медалистов» Риччи Дрейфуса, Чарли Мартина Смита и Ронни Ховарда, последнего из которых в качестве актера и вовсе редко увидишь. К тому же, фильм развенчивает расхожий миф, будто бы Лукас пригласил никому не известного Харрисона Форда на роль Хана Соло, ибо тот работал у него плотником. В «граффити», снятых за четыре года до «Новой надежды», слащавый Харрисон появляется в заметной роли дорожного лихача в ковбойской шляпе (кто знает - быть может, прообраза Индианы Джонса), бросающего вызов чемпиону местных «рэйсингов». Потому предположу, что к 77-му году Форд был уже достаточно узнаваем на экране.

      Собственно, это все, что можно сказать о картине, так любимой американцами по некоей одним им ведомой причине. У нас же особое удовольствие от просмотра получат разве что пропащие синефилы либо фанаты Ричарда Дрейфуса, если таковые вообще найдутся.

      21 июня 2009
40 лучших фильмов про школу
40
лучших фильмов про школу
1 сентября 2021
Трудности пубертата: какие фильмы посмотреть, чтобы лучше понять подростков?
Трудности пубертата: какие фильмы посмотреть, чтобы лучше понять подростков?
23 апреля 2020
10 новых книг октября для детей и подростков
10
новых книг октября для детей и подростков
22 октября 2021
7 спектаклей на фестивале «Артмиграция — детям»
7
спектаклей на фестивале «Артмиграция — детям»
21 октября 2021