Москва

Фильм
Натянутая тетива

Hwal (2005, Южная Корея, Япония), IMDb: 7.1

7.0
оценить
Режиссер:Ким Ки Дук
14+
1 час 30 минут

Старик с луком и 16-летняя девочка с пророческим даром живут на корабле посреди моря. Дед планирует на девочке жениться, а девочка влюбляется в заезжего туриста, юного и прекрасного. Степенная социальная притча про конфликт старого и современного — но ни крови, ни вытекающих из нее фирменных ким-ки-дуковских просветлений тут нет.

В ролях
Режиссер фильма «Натянутая тетива»
Ким Ки Дук
59 лет
фильмов: 23
Один из ярчайших представителей современного южнокорейского кино. Перед тем как начать снимать, получил богатейший жизненный опыт: учился в сельскохозяйственной школе, потом работал на заводе, пять лет служил в морской пехоте, два года готовился стать священником. Но поехал учиться живописи в Париже и несколько лет путешествовал по Европе с выставками, попутно создавая сценарии, за которые получал награды. Первой его режиссерской работой стал фильм «Крокодил». Ким Ки Дук (точнее, Ким Ки Док) отличается плодовитостью, снимает по две-три картины в год, при этом его фильмы сочетают главные признаки нового корейского кино: жесткость и лиричность, насилие и поэзию. Такой метод принес режиссеру несколько наград крупных кинофестивалей (впрочем, некоторые критики обвиняют их в спекулятивности). Его самые громкие работы — «Остров», «Пустой дом», «Время», «Вздох», «Ариран», «Пьета», «Сеть» и, разумеется, «Весна, лето, осень, зима… и снова весна».
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Елена Костылева
Фото Елена Костылева
отзывы: 5
оценки: 5
рейтинг: 11

Старик и 16-летняя девочка живут на корабле посреди моря. Он вывешивает ее на качелях за борт, пускает три стрелы из лука, а девочка рассказывает, что она увидела, пока стрелы летели мимо, — так они предсказывают будущее. По вечерам старик пиликает на луке, как на скрипке. Это с одной стороны. С другой — Ким Ки Дук не был бы Ким Ки Дуком, если бы дед не планировал на девочке жениться. Так что когда на корабль приезжают порыбачить туристы, он палит по ним — для острастки. День свадьбы недалек, старик вырывает из календаря целые месяцы, а девочка влюбляется в одного из гостей, юного и прекрасного.

Ким Ки Дук, как известно, может работать в двух модусах: со зверствами и без. От него ждешь либо рыболовных снастей в брюшной полости, как в «Острове», либо чего-то азиатски-красивого и нудного, как в «Весне, лете, осени, зиме…», но в любом случае — метафизики. За зверскую часть в «Тетиве» отвечает дед, общающийся с гостями при помощи упреждающих выстрелов, за эстетическую компоненту — девочка, настолько нимфеточная, будто режиссеру не 45 лет, а 70. Но ни крови, ни вытекающих из нее просветлений тут нет: «Тетива» снята словно специально для того, чтобы показать, что насилие как прием, позволяющий докопаться до метафизических глубин, себя исчерпывает. Да и сами эти глубины перестают быть для режиссера важными, поскольку Ким Ки Дук на этот раз взялся вскрывать не душевные язвы, а общественные. Старик — это старая Корея, где едят собак и женятся на молоденьких: он груб, самонадеян, не соответствует стандартам времени и должен, по идее, пойти удавиться. Девочка же в какой-то момент обзаводится наушниками, превращается в «девочку с плеером» и обязана, наоборот, получить свободу и найти дорогу в большой мир. «Тетива» — кино не на экспорт, а воспитательное, для внутреннего пользования. Ясно, что обрисованный Ким Ки Дуком конфликт старого и современного существует не только в кино, он наверняка занимает все южнокорейское общество, но что тут ловить именно нам — неясно.

3
1
...
12 сентября 2005

Лучшие отзывы о фильме «Натянутая тетива»

Фото сергей коновалов
Фото сергей коновалов
отзывы: 925
оценки: 1069
рейтинг: 656
5
Пираты Корейского моря

Через два года после появления на экранах мистического корабля «Черная жемчужина» и капитана Джека Воробья Ким Ки-док "спустил на воду" свой 12-ый фильм - о бодром старике, который живёт на ржавой посудине, дрейфуя у берегов Страны Утренней Свежести. Старикан воспитывает приёмную дочь. преодолевая вождёление и с мечтами о свадьбе, играет на традиционных струнных инструментах. гадает приезжающим рыбакам, пуская стрелы в лицо Будды, нарисованное на борту корабля. Вся эта красочная, снабжённая медитативным саундом идиллия скоро закончится загадочной дефлорацией и уходом ко дну. Налицо типичные ким-ки-доковские темы - инцест, много воды, самопожерствование и нереальная красивость кадра.

0
0
...
22 августа 2013
Фото Кирилл Калинкин
Фото Кирилл Калинкин
отзывы: 18
оценки: 60
рейтинг: 10
9

С большим трепетом отношусь к творчеству Ким Ки Дука, который в своих работах затрагивает многовековые темы, требующие тщательного осмысления и постижения. Мораль его картин за два часа не поймешь, нужно довольно долго доходить до истинного зерна, которое режиссер «сеет» настолько глубоко, что приходится порой по несколько раз пересматривать одну и ту же работу. Но поверьте, затраченные усилия стоят результата, поскольку ты сам не осознавая того начинаешь смотреть на свое существование, на мир, на любовь и понятие судьбы по-другому.

Картина «Натянутая тетива» для меня особенно важна. Кому-то ее размеренное повествование покажется затянутым и скучным, что вполне естественно, ведь мы выбираем фильмы исходя из своего внутреннего мира и ощущений. Мне лично пришлось долго настраиваться на данный фильм, потому как он до краев наполнен аллегориями, посвящен вопросам экзистенциализма и, как обычно бывает в работах Ким Ки Дука, не дает точного ответа или даже намека на то, что мы видим. До многого приходится доходить самому, самостоятельно выбирать финал и размышлять о происходящем.

Удивительно, но даже правильно описать «Натянутую тетиву» мне не удается, это настолько чувственная, поэтическая и глубокая картина, что возносит тебя во время просмотра до небес. Один процесс гадания старика и молодой девушки чего только стоит. В нем столько смысла.

0
0
...
14 февраля 2013
Фото kinomedved.livejournal.com
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы: 945
оценки: 965
рейтинг: 149
1

Ритуальные фильмы – они небезынтересны, не без приятности их смотришь. Даже один из самых слабых фильмов Гринуэя – «Интимный дневник» – за счет живописания ритуалов вполне смотрибелен. Смотрибельна и «Натянутая тетива». Это, в общем-то, череда сцен, очевидных с самого начала (за исключением последней – но она как раз глупо-мистическая, и лучше б ее не было) – одна и та же схема повторяется раз эдак дцать. Но – всё проникнуто ритуалом, а потому мы с каким-то даже инстинктивно-животным удовольствием смотрим на сто раз натягиваемую тетиву, сто раз нахмуриваемые брови старца, сотую ладонь двуного извращенца, лезущего под майку тинейджерке, сотую отбрыкиваемость оной тинейджерки, et cetera. Нормальный камерный фильм. Классицизм XXI века фактически.

0
0
...
23 марта 2011
Фото Григорий Колганов
Фото Григорий Колганов
отзывы: 24
оценки: 24
рейтинг: 12
7

Где-то на просторных водах Южно-китайского моря, на ветхой шхуне, вместе проживают старик-отшельник и девушка, которую он подобрал, когда она была еще ребенком. Живут в гармоничном отношении с природой и друг другом. Девушка ждет дня своего совершеннолетия, старик ждет дня когда сможет законно взять ее в жены (это один и тот же день). Вдобавок она слывет предсказательницей и гадает приезжим рыбакам с помощью лука и стрел. Рыбаки время от времени появляющиеся на шхуне, приносят крупицы цивилизации, неизведанные и манящие для не искушенной, юной девичьей души. Ее сердце начинает биться сильнее, когда на лодку прибывает очередной рыбак с материка со своим молодым сыном, гармония аскетической жизни начинает исчезать под напором волнующих юношеских переживаний.

Такова завязка, классическая, почти банальная основа для назревающей драмы. В своем двенадцатом фильме Ким Ки Дук, в классической для себя, почти камерной манере, одновременно затрагивает несколько серьезных тем. Начиная с темы аскетического отстранения от цивилизации, которая находит отражение в образе жизни старика. Следуемому пути он придерживает и свою юную спутницу, в которую искренне влюблен, с одной стороны оберегая ее от вредных воздействий внешнего мира, с другой выращивая ее как комнатное растение, в ожидании свадьбы. Подобная праведная отрешенность восходит к классическим канонам буддизма, которые пусть не в самой большой степени, но все же исповедуемы и почитаемы в Южной Корее. От буддийской культуры режиссер плавно, под аккомпанементы народных инструментов двигается в сторону основанной на традициях и религии, тематике национального мировоззрения и мироощущения под воздействием все того же традиционного буддийского аскетизма. Далее режиссер отклоняется в сторону, рассматривая историю собственной страны через призму образов. Старик и девушка, как «старая» и «новая» Корея, разделенная политикой, войной, непониманием и новой историей, она ждет своего часа, чтобы объединится вновь. А заканчивает размышлением о менталитетности, проводя жирную черту под богатыми, загадочными для европейцев национальными традициями народа с корейского полуострова, акцентируя внимание на эстетической ритуальности и углубляясь дальше, затрагивая уже ритуальный мистицизм и циклично возвращаясь к начальной гармонии.

Отражая свои взгляды на историю и национальную философию, Ким Ки Дук дальше развивает концепцию начатой им в «весна, лето, осень, зима и снова весна» и продолженной в «пустом доме». Его герои и раньше молчали, общаясь через духовную сферу без помощи слов посредников, но окончательную форму эта концепция приняла лишь в данном фильме. Мы видим как гармония в отношениях старика и молодой девушки проходит несколько стадий, от невероятной идиллии до фактической неприязни, циклично возвращаясь в первоначальное состояние, замыкая круг. Все это при полном отсутствии словесного диалога между героями. Корейский режиссер понимает молчание как идеальный эквивалент слову, развивая эту концепцию, он добавляет музыку. Синтез молчания и музыки в кадре, полностью заменяют диалог между главными героями, демонстрируя концептуальный режиссерский взгляд. Молчание и музыка, сливаясь воедино, постепенно становятся все более многозначными частями целостного потока повествования, которое ближе к концу повествования достигает своего апогея, принимая упомянутый выше национально - ритуальный характер. Перед зрителем расстилается красочная панорама свадебного ритуала, тщательно подготовленного со всеми своими тонкостями и особенностями: неудобными церемониальными одеждами, специально приготовленной едой и музыкой, извлеченной из универсального предмета – тетивы лука. Лук вообще является самопровозглашенным краеугольным предметом, предназначенным для всего: стрельбы, гадания, музыки и свадебных ритуалов плюс английское название фильма - the bow; стрела, пущенная высоко в небо возвращается с естественным потоком вещей.

В этих цикличных преображениях сознания прослеживается символизм инь и янь, гармоничное сочетание мужского и женского, аллегория ухода старого мироздания и прихода нового, системная культура восточных верований которая для зрителя незнакомого с азиатской культурой и философией не может трактоваться как-то конкретно, поэтому о конкретике смыслового послания мы наверняка знать не можем. Что мы знаем, так это то, что образ Ким Ки Дука, режиссера с почти мифологическим ореолом международного, фестивального успеха, поэта радикализма затем молчаливого философа – романтика, сотворила европейская фестивальная элита. Его картины из года в год представляются на МКФ в Канне, Берлине и Венеции при этом на родине, в Южной Корее производят крайне мало впечатления. В ответ, снимать для своего, корейского зрителя режиссер не очень-то желает, в отличие от зрителя западного, на которого и адаптирована большая часть последних работ режиссера. От того ли возникает ощущение, что в одном ряду с мистической буддийской эстетикой соседствуют искусно созданные поэтические образы? Конечно, одно не мешает другому, но красивые образы, в отличие от сложных аллегорий, легче перевариваются европейскими зрителями и разжевываются критиками. Которые в свою очередь, предпочитают проверенное, фестивально-адаптированное корейское кино от его не единственного, но уж точно самого известного представителя.

0
0
...
4 января 2011
Фото Антон Эго
Фото Антон Эго
отзывы: 6
оценки: 6
рейтинг: 8
9

Приготовьтесь. Это фильм для специального просмотра. Такое кино лучше всего смотреть в одиночестве, в темноте, при свечах.Можно использовать любой удобный для вас способ создать атмосферу. Ничто не должно отвлекать. Закройтесь в ванной с ноутбуком, наконец!
И тогда вы сможете насладится и долго еще будете ходить под впечатлением. Вы будете поражены, как просто и со вкусом рассказана эта немного странная история. Вам будет удивительно, как сумел автор сказать так много. Станет странно как можно было так элегантно уйти от пошлостей и сделать такую красивую вещь. Видимо теперь в кино не разыскать этот фильм - и к лучшему, можно будет подготовиться!

0
0
...
5 января 2010
В духе «Натянутая тетива»