Фильм

Фильм Сломанные цветы

Broken Flowers (2005, Франция, США), IMDb: 7.2

6.8
7.2
Сломанные цветы – афиша
1/7

Билл Мюррей мечется по Америке в поисках первой любви

Миллионер и отставной донжуан Дон Джонстон (Мюррей), утративший интерес к окружающему миру, получает престранное письмо и вынужден отправиться на поиск четырех девушек, которых любил 20 лет назад. Четыре девушки за год (даже если трое из них — Шарон Стоун, Джессика Лэнг и Тильда Суинтон) — это, согласитесь, довольно старомодные представления о донжуанстве. Главное очарование фильма Джима Джармуша как раз и состоит в преуменьшениях, нарочитой скромности величин, количеств и расстояний.

СтранаФранция, США
РежиссерДжим Джармуш
Продолжительность1 час 46 минут
Дата выхода17 мая 2005
Возрастное ограничение14+
Сначала пошел по стопам матери и учился на журналиста, но потом передумал и поступил на отделение английской литературы. Продолжил обучение во Франции, где часто посещал Парижскую синематеку — и влюбился во французское кино. Закончил киношколу Нью-Йоркского университета и уже со вторым фильмом «Более странно, чем в раю», выросшим из одноименной короткометражки, завоевал «Золотую камеру» Каннского фестиваля (кстати, оператора и пленку Джармушу подарил Вим Вендерс). С его награды за «Лучший дебют» началась новая волна «американских независимых режиссеров». Сам Джармуш снял «Ночь на Земле», «Мертвеца» и «Пса-призрака: Путь самурая», предвосхитившего моду на Японию в американском кинематографе. За «Сломанные цветы» режиссер получил Гран-при Каннского фестиваля, а за «Пределы контроля» оплеухи от критиков. Но всех примирил фильм «Выживут только любовники», который режиссер сам окрестил «криптовампирской историей любви». Джармушу свойственен поэтический взгляд на кинематограф: наиболее прямолинейное воплощение этому видению он нашел в фильме «Патерсон».

Рецензия «Афиши» на фильм «Сломанные цветы»

9

Миллионер по фамилии Джонстон (Билл Мюррей) сидит в трениках на диване и смотрит старого «Дон Жуана» с Дугласом Фербенксом. Сам он тоже Дон и в некотором роде Дон Жуан, и его последняя любовь (Жюли Дельпи, девочкой снимавшаяся в годаровском «Детективе») только что хлопнула дверью. Дон Джонстон не то чтобы удручен, просто больше не видит смысла подниматься с дивана, даже чтобы просто включить свет, и так сидит целый день без света. Потом по почте придет розовое письмо без подписи и обратного адреса, где с завитушками будет сказано, что у него есть сын двадцати лет. Сосед, многодетный фабричный рабочий, на досуге изучающий теорию детективной интриги (Джеффри Райт), чуть не насильно усадит Дона Джонстона в самолет и отправит его по адресам четырех женщин, которых тот любил 20 лет назад. Так, не меняя выражения лица, с мизантропическим розовым букетиком, который (теоретически) должен побудить автора письма выдать себя, под записанный соседом сборник какого-то сомнительного эфиопского лаунжа (звучащего как музыка к старинным телеприключениям сыщика Марло, сыгранная через подушку) Дон Джонстон будет стучаться в двери, глядеть в глаза бывшим возлюбленным и — как когда-то Дейл Купер — искать улики в расцветке штор, паттернах диванной обивки.

Четыре девушки за год (даже если трое из них — Шарон Стоун, Джессика Лэнг и Тильда Суинтон) — это, согласитесь, довольно старомодные представления о донжуанстве, и очарование «Цветов» как раз состоит в приуменьшениях, нарочитой скромности величин, количеств и расстояний. Снова, как и «Трудностях перевода», где его звали Боб Харрис, Мюррей носит имя, которое в сочетании с его лицом действует совершенно убийственно; сложно придумать более жестокую шутку, чем бронебойное имя героя действия дать образцовому герою бездействия, которого в лучшем случае хватает на то, чтобы прямо сидеть на диване. Как Мюррей сидит на диване — это отдельная история и второе важное совпадение с «Трудностями». Джармуш, как и умница Коппола, — они оба (независимо друг от друга или нет) разглядели в этом унылом 50-летнем человеке баскетбольного роста подлинного современного супергероя, против своей воли зависшего между Улиссом и Уиллисом, обездвиженного собственной идиосинкразией, на свою беду, организованного изнутри так сложно, что ему никак не удается найти убедительный повод шевельнуть пальцем или сделать шаг.

Поскольку «Цветы» — это вообще-то роуд-муви, главной задачей автора становится привести героя в движение, а тот после каждого толчка в спину, прошагав немного по инерции, находит диван и норовит присесть. Поскольку «Цветы» — это детектив, выход из экзистенциального ступора Джармуш с Мюрреем ищут тут, как ищут убийцу у Агаты Кристи: идеально соблюдая ритуал и процедуру, классифицируя, а порой и с удовольствием фальсифицируя улики. Все линии — дорожная, детективная, романтическая — вполне в джармушевской традиции венчаются буддистским коаном, невеселым, даже жестоким, наверное, но вполне умопостижимым: недовольным и любителям однозначных финалов достаточно будет досидеть до конца недлинных титров и прочесть фамилию актера, который появляется в кадре последним. Но на самом деле «Цветам» не нужен никакой финал — как не нужен финал черно-белым приключениям Марло или Сэма Спейда.

Это, правда, было бы хорошо, если б каждый вечер, включив телевизор, там можно было видеть, как Дон Джонстон стучится со своим букетом в очередную дверь, делая вид, что он просто проходил мимо.

21 ноября 2005
Эпично
Стоит увидеть
10

Скучающий будто бы бездетный рантье всю дорогу вычисляет мать своего предполагаемого сына. В путь его отправляет скучающий (жизнь, как видим, скучна) многодетный приятель. Флирт сценария с принципом Керкгоффса скучать не дает: чёрт поймет, был ли мальчик и есть ли у загадки ключ.

2 февраля 2021

невыносимо хорошее кино! чудесно проведенные полтора часа! можно попытаться рассказать историю, описать пару эпизодов - бесполезное занятие, также как даже с самыми выдающимися вокальными данными попытаться напеть "веселую эфиопскую музыку for travelling".

в фильме поочередно чудятся романтическая комедия, детектив, "кино не для всех", розыгрыш, драма и пр. и пр. очень и очень рекомендую всем и всем. самое замечательное, что чудесно проводить эти полтора часа можно снова и снова. мне не наскучит... я так думаю.

17 ноября 2005

Пронизывающее одиночество. Нежелание что-либо менять. И вдруг - письмо - надежда - поиски - неопределенность. Теперь главный герой обречен видеть во всех молодых людях своего сына. А дальше - дальше титры.

14 ноября 2005
9

Джармуш неповторим. Джармуш настолько точен. Причем он точен не через усилие и вылизывание каждого кадра, а как бы ненарочно, лениво, без напряга – или просто очень хорошо умеет создать такое ощущение. Он строит свое кино на пустотах, на неподвижности, на отсутствии. Наверное, только он один и может так легко, спокойно, смешно, без тени трагизма рассказать историю о том, как человек умер при жизни, а потом еще имел несчастье осознать это.

Билл Мюррей (то есть «Дон Джонстон», простите) с подбитым глазом, в тренировочном костюме, похожий на престарелого гуся, растерянно смотрит в след сбежавшему от него с матюками молодому бродяге, которого только что был готов назвать своим сыном. Оглядываясь по сторонам, он понимает, что улица битком набита 20-летними незнакомцами, каждый из которых теоретически может оказаться его новообретенным отпрыском. А может и не оказаться, потому что все это чей-то идиотский розыгрыш. Но пусть окажется. Пожалуйста.

11 апреля 2011
7

Вопрос: "А, о чем же фильм?" не совсем актуален после просмотра "Сломанных цветов". Бывают такие картины...они не о чем, ни о ком, но в тоже время о всех нас, о каждом. Вся жизнь - это тщательные и, к сожалению, тщетные попытки анализировать прошлое, определиться с будущем. Реальность играет лишь эпизодическую роль в наших исканиях. И не важно, ездишь ли ты на форде, как маньяк или летаешь в комфортных и доступных, битком набитых железных авиалайнерах, купил ли ты букет в магазине или нарвал подорожных ромашек по пути. В сущности не важен и цвет. Он может быть любым: розовый, слепяще белый, черный. Цвет наших воспоминаний, цвет нашей жизни... То, как мы себя сопоставляем с реальностью, то, какими мы хотели бы быть. Нельзя сказать, что главный герой не актуален. Скорее он гепертрофировал в себе некий синтез человеческих переживаний и чувств, свойственных каждому. Единственное только "но": жизнь имеет грани помимо плоскости жесткого дивана и вечных переездов в никуда. Это-то и доказывает нам последняя круговая панорама фильма.

19 марта 2009
Все отзывы
Читайте также
10 лучших фильмов Джима Джармуша
10
лучших фильмов Джима Джармуша
10 лучших фильмов Джима Джармуша
Лучшие драмы
Лучшие драмы
Лучшие драмы
Все не так однозначно: рецензии на пиксаровские мультфильмы «Я краснею» и «Базз Лайтер»
Все не так однозначно: рецензии на пиксаровские мультфильмы «Я краснею» и «Базз Лайтер»
Все не так однозначно: рецензии на пиксаровские мультфильмы «Я краснею» и «Базз Лайтер»
Онлайн-премьеры недели: «Добыча», «Песочный человек», «Удача», «13 жизней»
Онлайн-премьеры недели: «Добыча», «Песочный человек», «Удача», «13 жизней»
Онлайн-премьеры недели: «Добыча», «Песочный человек», «Удача», «13 жизней»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость