Фильм

Фильм Наваждение

Obsession (1976, США), IMDb: 6.7

6.6
6.7
Предоставлено пользователем: Алексей Долженков
1/5

Мистический триллер молодого Брайана Де Пальмы

Мистический триллер про овдовевшего американского богача, который через десять лет после смерти своей жены, неожиданно встретил в Италии точную копию своей погибшей супруги.

СтранаСША
Продолжительность1 час 39 минут
Дата выхода31 июля 1976
Возрастное ограничение16+
Американский режиссер, второе воплощение Хичкока в кинематографе. Большой художник, с одинаковым интересом экспериментирующий как с формой (см. рок-версию «Призрака оперы» — «Призрак рая»), так и с содержанием (см. «Черную орхидею», в которой с самого начала первый и второй планы переставлены местами). Киноман, полагающийся на оптические трюки, как в своем, наверное, самом совершенном фильме «Прокол», уже на уровне названия («Blow Out») являющимся парафразом антониониевского «Blow Up» — «Фотоувеличения». За долгую карьеру Де Пальма с одинаковой искусностью ставил как фильмы ужасов («Кэрри», «Ярость»), гангстерские драмы («Лицо со шрамом», «Неприкасаемые», «Путь Карлито»), так и заведомые коммерческие хиты («Миссия невыполнима»). Последние несколько лет находится в жесточайшем творческом кризисе, однако все равно его главной и последней страстью остается кино, поэтому он не стесняется давать своим фильмам соответствующие названия (см. разруганную критиками «Страсть»).
7

Фильм, услышав о котором, говорят, Альфред Хичкок буквально взбесился, посчитав его римейком собственного фильма «Головокружение», и тому были причины. Жену (Женевьев Бужольд) и дочь богатого бизнесмена Майкла Куртланда (Клифф Робертсон) похищают некие злоумышленники с целью выкупа. Однако операция по их освобождению срывается из-за того, что деньги, которые положили в чемодан, оказались бумажной «куклой», в результате чего заложницы погибают во время погони. Несколько лет спустя, страдающий от горя и воспоминаний Майкл, встречает в Италии, куда он прибыл со своим компаньоном и другом Робертом Ласалем (Джон Литгоу), девушку Сандру, невероятно похожую на потерянную жену итальянку, причем там же, где встретил и свою любовь. Знакомство перерастает в нечто большее, Майкл привозит девушку в Америку и планирует на ней жениться. Однако тут начинает происходить нечто странное, судя по всему, это знакомство было не совсем случайным.

Параллели с «Головокружением» начинаются в тот самый миг, когда Майкл встречает Сандру, и не отпускают до финальной развязки, которая оказывается, к слову, невероятно шокирующей, пусть и в ключе хичкоковского фильма, но не до конца копируя и даже предлагая нечто эмоционально более сильное. Вообще, вся заключительная часть фильма – это какие-то американские гонки, сумасшедше талантливо прописанные Полом Шредером, большим сценаристом того времени. И пусть некоторые моменты вызывают вопросы, задаваться которыми довольно глупо, понимая, что для Де Пальмы, как и для зрителя, важным должна быть форма, не содержание.

А вот форма создана уже с оглядкой на романтические фильмы 40-х годов, перенимая эстетику и ауру одержимости, которая в середине 70-х была уже настолько древним атавизмом, что об этом фильме де Пальмы можно говорить исключительно с позиции стилистических изысков и цитировании классики. Очень интересно, как режиссер выстроил фильм, создав нечто вроде продолжительного пролога в начале картины, снятой в манере тягостных воспоминаний. Потом фильм переключается на более привычный нарратив, хотя и оставляет фильтры, делающие картинку весьма мягкой и, которая и без этого выглядит несколько искусственно и мрачновато-готично, благодаря усилиям оператора.

И вот тут уже приходится вспоминать о другой великой картине, к которой де Пальма тут обращается – «А теперь не смотри» Николоса Роуга, откуда режиссер почерпнул не только антураж облика итальянского городка, поменяв Венецию на Рим, но и общую ауру декаданса, внутреннего разрушения, что так органично вписывается в холодные акварельные декорации погибших времен, что подчеркивается чуть ли не загробным саундтреком, за авторством Бернарда Херрманна, который много работал с Хичкоком. То есть, де Пальма в своем репертуаре, собирает по чужим кусочкам собственное произведение искусств.

Впрочем, зрители фильм особо не заметили. Режиссер еще не обладал тем именем, что он обретет после экранизации «Кэрри» Стивена Кинга, поэтому, как и все его ранние картины, «Одержимость» прошла мимо кассы и под радарами многих критиков того времени. А напрасно. Фильм, в целом, является весьма хорошо скроенной романтической историей с тягостной атмосферой и виртуозной режиссурой. Хотя тут де Пальма редко прибегает к своим излюбленным приемам. Да и даже при всем том, что внешний вид фильм явно превалирует над содержанием, не стоит отворачиваться и от самой истории, вложенной в фильм.

22 января 2013
Все отзывы
Читайте также
Что пишут пользователи «Афиши» про «Прошлой ночью в Сохо», «Энканто», «Купе номер шесть», «Бумеранг», «Дом Gucci», «Летчика», новую «Обитель зла» и «Охотников за привидениями»
Что пишут пользователи «Афиши» про «Прошлой ночью в Сохо», «Энканто», «Купе номер шесть», «Бумеранг», «Дом Gucci», «Летчика», новую «Обитель зла» и «Охотников за привидениями»
7 декабря 2021
10 новых нон-фикшен книг для школьников
10
новых нон-фикшен книг для школьников
7 декабря 2021
Что сделало «Матрицу» культовым фильмом?
Что сделало «Матрицу» культовым фильмом?
7 декабря 2021
20 лучших аниме-сериалов, по версии японцев
20
лучших аниме-сериалов, по версии японцев
6 декабря 2021