Киноафиша Москвы

Фильм «Наваждение»

Obsession (1976, США)

4.5
Кино: «Наваждение»

Мистический триллер молодого Брайана Де Пальмы

Мистический триллер про овдовевшего американского богача, который через десять лет после смерти своей жены, неожиданно встретил в Италии точную копию своей погибшей супруги.

Режиссер фильма «Наваждение»

77 лет Фильмов: 27

Американский режиссер, второе воплощение Хичкока в кинематографе. Большой художник, с одинаковым интересом экспериментирующий как с формой (см. рок-версию «Призрака оперы» — «Призрак рая»), так и с содержанием (см. «Черную орхидею», в которой с самого начала первый и второй планы переставлены местами). Киноман, полагающийся на оптические трюки, как в своем, наверное, самом совершенном фильме «Прокол», уже на уровне названия («Blow Out») являющимся парафразом антониониевского «Blow Up» — «Фотоувеличения». За долгую карьеру Де Пальма с одинаковой искусностью ставил как фильмы ужасов («Кэрри», «Ярость»), гангстерские драмы («Лицо со шрамом», «Неприкасаемые», «Путь Карлито»), так и заведомые коммерческие хиты («Миссия невыполнима»). Последние несколько лет находится в жесточайшем творческом кризисе, однако все равно его главной и последней страстью остается кино, поэтому он не стесняется давать своим фильмам соответствующие названия (см. разруганную критиками «Страсть»).

Отзывы пользователей о фильме «Наваждение»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
7

Фильм, услышав о котором, говорят, Альфред Хичкок буквально взбесился, посчитав его римейком собственного фильма «Головокружение», и тому были причины. Жену (Женевьев Бужольд) и дочь богатого бизнесмена Майкла Куртланда (Клифф Робертсон) похищают некие злоумышленники с целью выкупа. Однако операция по их освобождению срывается из-за того, что деньги, которые положили в чемодан, оказались бумажной «куклой», в результате чего заложницы погибают во время погони. Несколько лет спустя, страдающий от горя и воспоминаний Майкл, встречает в Италии, куда он прибыл со своим компаньоном и другом Робертом Ласалем (Джон Литгоу), девушку Сандру, невероятно похожую на потерянную жену итальянку, причем там же, где встретил и свою любовь. Знакомство перерастает в нечто большее, Майкл привозит девушку в Америку и планирует на ней жениться. Однако тут начинает происходить нечто странное, судя по всему, это знакомство было не совсем случайным.

Параллели с «Головокружением» начинаются в тот самый миг, когда Майкл встречает Сандру, и не отпускают до финальной развязки, которая оказывается, к слову, невероятно шокирующей, пусть и в ключе хичкоковского фильма, но не до конца копируя и даже предлагая нечто эмоционально более сильное. Вообще, вся заключительная часть фильма – это какие-то американские гонки, сумасшедше талантливо прописанные Полом Шредером, большим сценаристом того времени. И пусть некоторые моменты вызывают вопросы, задаваться которыми довольно глупо, понимая, что для Де Пальмы, как и для зрителя, важным должна быть форма, не содержание.

А вот форма создана уже с оглядкой на романтические фильмы 40-х годов, перенимая эстетику и ауру одержимости, которая в середине 70-х была уже настолько древним атавизмом, что об этом фильме де Пальмы можно говорить исключительно с позиции стилистических изысков и цитировании классики. Очень интересно, как режиссер выстроил фильм, создав нечто вроде продолжительного пролога в начале картины, снятой в манере тягостных воспоминаний. Потом фильм переключается на более привычный нарратив, хотя и оставляет фильтры, делающие картинку весьма мягкой и, которая и без этого выглядит несколько искусственно и мрачновато-готично, благодаря усилиям оператора.

И вот тут уже приходится вспоминать о другой великой картине, к которой де Пальма тут обращается – «А теперь не смотри» Николоса Роуга, откуда режиссер почерпнул не только антураж облика итальянского городка, поменяв Венецию на Рим, но и общую ауру декаданса, внутреннего разрушения, что так органично вписывается в холодные акварельные декорации погибших времен, что подчеркивается чуть ли не загробным саундтреком, за авторством Бернарда Херрманна, который много работал с Хичкоком. То есть, де Пальма в своем репертуаре, собирает по чужим кусочкам собственное произведение искусств.

Впрочем, зрители фильм особо не заметили. Режиссер еще не обладал тем именем, что он обретет после экранизации «Кэрри» Стивена Кинга, поэтому, как и все его ранние картины, «Одержимость» прошла мимо кассы и под радарами многих критиков того времени. А напрасно. Фильм, в целом, является весьма хорошо скроенной романтической историей с тягостной атмосферой и виртуозной режиссурой. Хотя тут де Пальма редко прибегает к своим излюбленным приемам. Да и даже при всем том, что внешний вид фильм явно превалирует над содержанием, не стоит отворачиваться и от самой истории, вложенной в фильм.

Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Хоть и второсортная по определению хичкоковщина, а всё одно – поди ж ты – цепляет фильма по итогу. Финальный рапидный пробег – это настолько по-пальмовски в его опять-таки претенциозности в хорошем смысле, что подлинно аплодируешь. Правда, всё предыдущее нельзя, решительно нельзя, просто не получится не сравнивать перманентно с «Головокруженьем», ну а тут уж априори понятно – ваще никто – чай, и сам Тарантула – не смог бы выглядеть достойно. Это уже и по актерам видно – ну да известно, что за сущие какие-то десять лет (с примерного 1960-го по примерный 1970-й) в Голливуде остались одни невнятные хари. Главгер – нормально, но ведь далеко не Джеймс Стюарт. Тёлочка – смешная, слегка симпотная, но опять же – рядом с Ким Новак (какой-то Ким Новак! ведь даже не с Грейс Келли) ее как-то не того. Херрманн – ну, Херрманн-то везде один и тот же, но… здесь он, что ли, то ли уже состарился, то ль банально невозможно было ожидать от него «Vertigo-2», но тоже как-то… Хотя Херрманн нормальней всех сработал, конешно. А в том самом рапидном финале музыка уже и просто супер как пробрала – и стало понятно, что и этот херрманновский саундтрек следует разыскивать, чтоб после упиваться.

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить