В послевоенные годы неимущий школьный учитель Лопаткин (Елисеев) изобрел революционный метод изготовления двухслойных труб для химической промышленности. Попытавшись внедрить изобретение, он столкнулся с враждебностью отраслевых бюрократов во главе с директором трубозавода Дроздовым (Сухоруков), пошел на принцип, в конечном счете сел за вредительство, но не сломался. У моральной победы, одержанной рационализатором, был и плотский, осязаемый символ — красавица Надежда Сергеевна (Ходченкова), жена карьериста Дроздова, ушла к Лопаткину и осталась верна ему до конца.
Кто понял, о чем речь, к этому моменту уже должны вовсю хрюкать от восторга: хардлайнер и проповедник Говорухин, экранизирующий оттепельного социального гуманиста и проповедника Дудинцева, — это даже не Сорокин в постановке Кроненберга, это в миллион раз слаще. Читавшие же первоисточник (я, к стыду своему, добрался до него уже после фильма) и вовсе не должны находить себе места, гадая, как именно Станислав Сергеевич подойдет к переносу на экран вот этой, например, фразы: «Надя покраснела. Еще в библиотеке, увидев статью о двухслойных трубах, она сразу поняла, что перед нею важное открытие». Станислав Сергеевич, будьте покойны, не сплоховал — ни с этой фразой, ни со всеми остальными. Полногрудая артистка Ходченкова, которая еще с прошлой картины «Благословите женщину» работает в говорухинской вселенной его персональной Софией, тут через две минуты на третью имитирует такое возбуждение в связи с двухслойными трубами (по сюжету ее героиня сперва влюбляется в идею трубы и лишь сильно позже — в мужчину, этой идеей одержимого), что детям это показывать, конечно, нельзя. И, наверное, это смешно, и юродствовать вокруг всего этого можно сколь угодно долго — но это, увы, не приближает нас к пониманию принципов работы того рокового механизма, под воздействием которого у некоторых людей что-то такое страшное случается с головой, что, когда они начинают рассказывать о духовном идеале, у них обязательно получается двухслойная труба.
Прекрасный фильм. Отличная картина. Глубокий, интересный, насыщенный событиями, персонажами, чувствами и смыслом. В этом фильме есть очень и очень многое. Я считаю, что это настоящее кино! Хочется прекрасный подбор актеров и великолепную игру Ходченковой.
Затянутая сентиментальная мелодрама.
ОНА - учительница из провинциального городка находит ЕГО - учителя-инженера.
И долго-долго делает это.Последние кадры - ОН в окне, ОНА - на улице. Счастливые улыбки.
Happy end.
И нужно было 2 часа к этому идти?
Фильм не достигает трагедии, которая, например, была в фильме "Завтра была война".
Очень мило играет Алексей Петренко - эдакого полусумасшедшего ученого старой формации.
Из кадров - забавен черно-белый вид Ленинской библиотеки с современной вывеской "Моховая улица", суперсовременными неоновыми лампами подсветки и огромным рекламным плакатом на крыше.
Улыбнитесь!
А в целом - разочарование.
Очень понравился фильм. Под конец было немного грустно и мужчина, сидевший недалеко от меня, захлюпал носом.
Отличный фильм. Говорухин бьет редко, но метко. "Ворошиловский стрелок", "не хлебом единым". Черно-белая съемка дает мощный шарм. Радует, что наши операторы/режиссеры накоец-то стали качественно СНИМАТЬ, именно снимать. последние два наших фильма, которые я смотрел: Garpastum и "Не хлебом единым" - были сняты именно качественно!
жаль, что фильм не так раскручен, как "9 рота". по-моему, при всей той фигне, которую сейчас показывают в кинотеатрах (как-то: "Мой лучший любовник", "между небом и землей" и пр. лажа), народ должен валом идти на "Не хлебом единым" и брать с собой детей, т.к. абсолютно ничего неприличного в фильме нет. для всех возрастов.