Фильм

Фильм Под стук трамвайных колес

Dodesukaden, Япония, 1970
Под стук трамвайных колес – афиша
© Афиша
1/23
СтранаЯпония
ЖанрыДрама
Продолжительность2 часа 20 минут
Дата выхода30 сентября 1970
Возрастное ограничение16+
Самые ожидаемые события
Классик японского кино, один из самых влиятельных режиссеров за всю историю мирового кинематографа. За долгую карьеру снял 30 фильмов (которые создают сильный эффект присутствия за счет сумасшедшей глубины резкости — что бы ни происходило на экране, у Куросавы все лица в фокусе). Несмотря на огромный успех за рубежом и живой интерес к мировой культуре, огромное внимание режиссер уделял истории и социальным проблемам Японии, перенося в нее действия множества фильмов по мотивам мировой классики (в том числе любимого Федора Достоевского, а также Максима Горького и Льва Толстого). Один из его первых фильмов — «Легенда о великом мастере дзюдо» — был посвящен адепту этого боевого искусства Сугате Сансиро (через 22 года Куросава спродюсировал его ремейк). Другая его знаковая картина «Расемон» — компиляция рассказов Акутагавы Рюноскэ «В чаще» и «Ворота Расемон» — принесла режиссеру венецианского «Золотого льва». В разобранных на цитаты «Семи самураях» Куросаве удалось совместить глубину и символизм национального исторического жанра дзидайгэки и зрелищность западного кино. В итоге в Голливуде сняли их ремейк — вестерн «Великолепная семерка» (позже это произойдет и с «Телохранителем»). Японско-советский проект Куросавы «Дерсу Узала» по произведениям Владимира Арсеньева удостоился главного приза Московского фестиваля и премии «Оскар». Еще один, уже почетный, «Оскар» режиссер получил в 1990 году.
9

Это рассказ и о больном мальчике, мечтающем стать водителем трамваев, который каждый день заходит в невидимый трамвай, поворачивает сотни невидимых рычажков, поправляет несуществующую фуражку и бежит с криком, имитирующим стук трамвайных колёс: «До-дес-ка-ден». О двух пьяницах, которые в подпитии обменялись собственными жёнами. О человеке, который из-за измены любимой жены отрешается от мира, уходит на дно и даже чуткая забота раскаявшейся супруги не может вернуть его к миру.

Хромой клерк устраивает вечеринку для сослуживцев, но веселье оканчивается дракой. Толстяк, воспитывает шестерых детей неверной жены. Безумный архитектор, рассказывает сыну о своих прекрасных градостроительных замыслах, а по вечерам собирает вместе с ним объедки, которыми однажды мальчик и отравится…
http://www.kinopoisk.ru

19 апреля 2009
9

«Додескаден» - именно так звучит звук трамвайных колес, под которые развиваются невероятные по своей трагичности и обреченности истории на живущей около помойки в трущобах общине нищих и обездоленных. Там живет Кацуко, сирота, которую приютил ее дядя, за которого она работает не покладая рук, а тот только и занимается тем, что пьет саке, философствует и насилует ее. Там живет замкнутый в себе человек Хеи, который не закрывает глаза даже ночью и от горя стал практически прозрачным. Есть там и Рио, который с радостью любит и лелеет детей своей жены, хотя все в округе знают, что она нагуляла их на стороне от самых разных мужчин. Есть даже старичок Тамба, который, будто мудрец из сказки, готов спасти любого, нуждающегося в поддержке. Есть строящий в мечтах дворец на холме с британскими воротами и шотландской обстановкой, а в реальности не знающий, что они вместе с их маленьким и чумазым сыном будут есть даже сегодня, бедняк. Да много кого там есть – меняющиеся женами алкоголики, проститутки и сумасшедшие, больные телом и умом. И вокруг всего этого бегает паренек, представляющий, будто он управляет настоящим трамваем. «До-десу-ка-ден, до-десу-ка-ден, до-десу-ка-ден».

Первый цветной фильм Акиры Куросавы, начинающий последний этап его творчества, отличающийся от всего, что он делал, по многим параметрам.

Снят он был новым образованием, под названием «Четыре мушкетера», в которое объединились Куросава вместе с тремя другими важными режиссерами (Киносита, Кобаяси и Итикава), которые не могли найти достаточного финансирования и решили объединить усилия. Коммерческий провал «Красной бороды», прошлого фильма Куросавы, а так же сомнения относительно его психического здоровья, мешали найти хоть какой-то бюджет для съемок его следующего фильма. И только объединение в независимую команду с другими режиссерами позволило ему приступить к работе. Организация эта, правда, просуществовала недолго, сняла один фильм – «Додескаден» - и распалась из-за того, что фильм потерпел настолько сокрушительный провал, что Куросава попытался покончить жизнь самоубийством в 1971 году и десять лет не мог снимать кино на своей родине.

И ведь не сказать, что фильм был таким и дорогим. Снимали его за один миллион долларов на настоящей помойке и сняли чуть меньше, чем за месяц. Это было действительно героическое усилие от человека, который прошлый фильм снимал два года, а тратил на фильмы столько, сколько никто другой в Японии. Сам Куросава по этому поводу смеялся, что лучшего доказательства тому, что он не сумасшедший, просто и быть не может.

Правда, ради фильма, ему пришлось отказаться от большинства своих излюбленных приемов, оставив только несколько сцен с использованием съемки с движения и длиннофокусные линзы. Более того, фильм впервые за долгое время, возвращается в канонический формат экрана. Экранное пространство перестало выполнять функции нарушения восприятия, движения камеры и композиция кадра не были похожи на то, как обычно снимал Куросава. Отметить можно так же и осознанное ограничение монтажа, отказ от привычной двойственности и конфликта контрастных энергетик. Все, что делал Куросава тут, было для него внове.

Но самым главным экспериментом и вызовом для режиссера был цвет. И он сделал все возможное, чтобы испытать на прочность этот новый визуальный элемент выразительности. Будто художник-экспрессионист, Куросава заполнил фильм кричаще яркими и горячими красками самых разных оттенков. Он разрисовал не только декорации и лица своих актеров, но землю и даже фон, что символизировал небо, солнце, луну, придавая им ощущение даже не сна, а галлюцинации. И при этом он приступал работать с цветом с опаской, боясь, что не до конца понимает его значение, хотя оператор, что с ним работал на этом фильме, заявил, что это была отличная для него школа работы в цвете.

По сути, конечно, это так и осталось экспериментом, хотя и интересным – эта лихорадочная расцветка, кричащие тона, все это точно и органично дополняло трагедию событий на экране, а для одной истории и вовсе служило хорошим повествовательным подспорьем – в истории про две семьи, что жили в желтом и красном доме, что отражалось на их одежде и даже некоторых элементах интерьера и бытовых принадлежностях, вроде тазиков.

Фильм на родине не поняли. Да и в за рубежом тоже не сказать, чтобы зашлись в восторге. Нет, были и награды привычных Kinema Jumpo с Mainichi, но за актерские роли. Была даже номинация на Оскар за лучший фильм на иностранном языке, но все это скорее по инерции и на волне прошлых успехов. Главное, что фильм провалился в прокате и поставил крест на карьере Акиры Куросавы. Ок, почти поставил.

28 октября 2011
Все отзывы
Читайте также
17 фильмов, в которых герои держат оборону
17
фильмов, в которых герои держат оборону
17 фильмов, в которых герои держат оборону
Кинопремьеры недели: «Айта», «Ее заветное желание» и «Любовь-морковь: Восстание машин»
Кинопремьеры недели: «Айта», «Ее заветное желание» и «Любовь-морковь: Восстание машин»
Кинопремьеры недели: «Айта», «Ее заветное желание» и «Любовь-морковь: Восстание машин»
Все супергеройские мультфильмы вселенной DC
Все супергеройские мультфильмы вселенной DC
Все супергеройские мультфильмы вселенной DC
Сериал «Актрисы» Федора Бондарчука: нарциссический гимн актерской профессии
Сериал «Актрисы» Федора Бондарчука: нарциссический гимн актерской профессии
Сериал «Актрисы» Федора Бондарчука: нарциссический гимн актерской профессии
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость