Киноафиша Москвы

Фильм «Девятый день»

Der neunte Tag (2004, Германия, Люксембург)

4.2
Кино: «Девятый день»

15 января 1942 года узник концлагеря Дахау пастор Анри Кремер получает отпуск на девять дней, чтобы встретиться со своей семьей в Люксембурге. Прибыв туда, пастор узнает: его вызвали, чтобы он убедил местного епископа сотрудничать с фашистским режимом. Кремер знает, что в случае его побега будет расстрелян весь пасторский барак в Дахау.

Актеры

Также в ролях:

Отзывы пользователей о фильме «Девятый день»

Фото Олег Подковыров
отзывы:
40
оценок:
101
рейтинг:
132
7

«Кинообразы нацистского прошлого Германии мы получаем в последнее время только из Америки: даже хороший немец, Шиндлер, и тот из Голливуда».
Фолькер Шлендорфф.

1942 год. Концлагерь Дахау. Пастор Анри Кремер, арестованный за пропаганду антифашистских идей, внезапно получает своеобразный отпуск – его на девять дней отправляют в Люксембург, якобы повидаться с семьей. На самом деле, его миссия убедить местного епископа поддержать фашистский режим.

Фильм классика немецкого кинематографа Фолькера Шлендорффа очень похож на библейскую притчу в декорациях военного Люксембурга. Прототип пастора Кремера реальный человек, переживший ад войны, а затем опубликовавший свои воспоминания. Но им легко мог бы быть и Иисус Христос, в свои последние дни подвергавшийся жутким истязаниям плоти и дьявольскому искушению закончить муки - надо только отречься от Бога.

Испытание веры проходит в диалогах между пастором, чьи выразительные глаза способны вместить всю боль, скопившуюся в многочисленных подобиях Дахау, и молодым лейтенантом СС Гебхартом, неустанно твердящем, что боль эта может прекратиться в любую секунду.

Без Иуды и его поступка не было бы христианства и веры как таковой. Поэтому роль предателя чрезвычайно велика. Но праведник стал праведником потому, что был рожден им, и быть распятым на кресте, ради спасения других, его судьба.

В стилистически безупречным фильме Шлендорффа за ужасами фашизма скрываются размышления о смысле жизни, силе человеческого духа и сущности Бога. Ни Спилберг, ни Полански в своих военных драмах, не подходили к проблеме столь философски. Шлендорфф снял совсем другое кино, ему гораздо ближе разговор Иешуа с Понтием Пилатом, чем демонстративные зверства немецких солдат и показушное геройство американских. И это очень хорошо.

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
7

Как это ни парадоксально, но самый пронзительный фильм о нацизме у Шлендорфа получился тот, в котором было меньше всего насилия и смертей. Лента разворачивает свое действие в концентрационном лагере Дахау, в который поместили целую группу люксембургских священников. Дело в том, что они, вопреки вполне нейтральной и испуганной позиции Ватикана, не собираются признавать захватывающий страны нацистский режим справедливым и оправданным с позиции католической церкви. Один из аббатов Генри Кремер (Ульрих Маттс) отправляется на почти недельный отпуск домой. Дело в том, что у него там умерла мать, и начальство концлагеря решает его отпустить. Но не потому, что очень такое доброе – у них, а точнее у нацистского офицера унтерштурмфюрера Гебхарта (Аугуст Диль) – есть план уговорить аббата, а за ним и остальных представителей церкви, поддержать гитлеровский режим. А на случай, если аббат Кремер захочет скрыться в неизвестном направлении, ему говорят, что всех остальных в концлагере расстреляют. Над бедным человеком начинается пытка возможности свободы.

Фильм, сюжет которого построен вокруг реальной истории священника Жана Бернара, который находился в Дахау и постоянно подвергался попыткам заставить его повернуть церковь на сближение с гитлеровским нацизмом. Однажды его отпустили домой на похороны собственной матери. Сценарий фильма построен на основе написанного им дневника, хотя и очень многие моменты были изменены. Сама история вообще рассказывает совсем не о сопротивлении фашизму, и не о ужасах концлагерей. Это история противостояния двух людей – аббата Кремера и унтерштурмфюрера Гебхарта, противостояния двух идеологий, двух вер. Гебхарт постоянно оказывается в ситуации, когда более верующий человек обставляет его и даже унижает, но он может себе это позволить, ибо держит жизнь соперника и его близких в своих руках. К тому же, если он и верит в кого-то, то явно не в Бога.

Шлёндорф, известный мастер морального триллера, вновь исследует проблему дилеммы, внутреннего выбора. Аббата постоянно соблазняют покинуть страну, скрыться в безопасной Швейцарии, но для него это будет не только предательством собственных товарищей, но и собственной веры, собственных убеждений. Уровень реализма в фильма настолько высок, что упражнение в философских размышлениях постепенно выходит за пределы изначальных эмоциональных границ и перестает быть сухой диалектикой. Главный герой быстро довольно быстро вызывает к себе симпатии, а ужасы концлагеря, пусть и не показанные с привычной для современного кинематографа детализацией, крадутся в тени и пугают с не меньшей силой.

В основе психологической составляющей фильма лежат так же и размышления еще одного узника концлагеря – Виктора Франкла, психиатра, говорившего о том, что эффект концлагеря заключается еще и в том, что люди проявляют в нем самые страшные свои стороны, но и самые лучшие, самые гуманные. Фильм в целом построен на основе сплошных диалогов и монологов, по структуре нарратива довольно прост и схематичен. Есть некоторые вопросы к актерам, что играют довольно холодно и замкнуто, но если представить, что они ведут покерную игру, причем при максимально высоких для человека ставках, то это можно понять. Да и темы в фильме поднимаются такие важные, что в целом все срабатывает здорово.

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить