"Вы о нас лучше не пишите", - сотрудница музея-галереи "Новый Эрмитаж" смотрела, впрочем, дружелюбно. "Но почему?" - "Ходят по вашему журналу". - "Так хорошо ведь?" (Я делал вид, что не чувствую этого тона: "Ходят тут разные".) "Да, но поймите, у нас ведь частная галерея, выставка частных коллекций". Я понимаю, все понимаю. За время, когда искусство делилось на официальное и "другое", это последнее сохранилось только потому, что было частным делом частных людей, исследователей и собирателей. Крупнейшие музеи страны не брезговали втихомолку распродавать то, что для немногих фанатиков составляло смысл жизни. Все, что было не в чести у государства, гордо называлось "авангардом": "первый русский авангард" (10-20-е годы), "второй русский авангард" (50-70-е). Вдруг вотчина этих немногих стала открытой зоной, и упраздненная каста жрецов почувствовала волнение: натопчут. С одной стороны - ясно, что выставка из двадцати частных коллекций - редкая возможность. "Второй русский авангард" здесь представлен максимально полным, даже не всегда авангардным списком, от академика Н.Андронова до культового А.Зверева, а "первый", напротив, показан неортодоксально, малоизвестными художниками и малоизвестными периодами известных художников. С другой стороны, коллекции - частные, и публика, которая не оценит раннего Лентулова, потому что плохо знает классического, жрецам претит. Поэтому ходите, но не очень. Готовьтесь заранее. Бойтесь оскорбить вопросом, почему простенький этюд Малевича подписан "1913-28" (на фото), неужели пятнадцать лет писал? О, тут целая история! Если понравитесь, могут и рассказать.