Киноафиша Москвы

Фильм «Ритуал»

Riten (1969, Швеция)
4.7
оценить
Кино: «Ритуал»
Кино: «Ритуал»
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода:

Режиссер фильма «Ритуал»

Отзывы пользователей о фильме «Ритуал»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
510
7

Чуть путанный, ультрасовременный телевизионный фильм Бергмана о силе и ответственности искусства. Три актера, составляющих группу, оказываются вовлеченными в расследование дела, которое ведет судья (Эрик Хелл). Три актера очень разные по характеру, отношению к жизни и профессии, но составляющие единое театральное целое. Старый Ганс (Гуннар Бьорнстранд) – лидер группы – немного устал от работы и подумывает о том, чтобы уйти на покой, пока есть деньги и группа находится, можно сказать, на пике славы. Он женат на актрисе по имени Теа (Ингрид Тулин), ранимой и вспыльчивой женщине с нестабильной психикой, но невероятно прекрасной и талантливой. У Теа явно роман с третьим участником группы – Себастьяном (Андерс Эк), пьющим и находящемся постоянно в долгах, страдающим от чувства вины по поводу того, что убил своего предыдущего партнера. Но на допросы артисты попали не из-за этого, а из-за расследования махинаций финансового характера. Во время работы над делом, судья интересуется родом деятельности артистов и просит их провести ему частный сеанс выступления с той знаменитой, скандальной полу-порнографической пьесой, даже не представляя, что может сделать сила настоящего искусства.

Сценарий к фильму был написан Бергманом летом 1968 года, когда он ждал окончания подготовок к началу съемок своего предыдущего фильма «Стыд». В то же время он собрал четырех артистов, весьма близких и проверенных им, и начал репетиции этой полу-театральной пьесы, полу-телевизионного фильма. Когда все было в принципе готово, фильм был снят за чуть более, чем за неделю на студии «Свенск». Снято было за какие-то копейки – режиссеру потребовались из декораций только столы и стулья. То есть фильм полностью лишен какой-то либо завязки на визуальный ряд, и напоминает собой результат эксперимента, который мог бы пройти, захоти Годар снять «Лицо» Бергмана. Зная, что фильм будет показан по телевидению, режиссер снял очень много крупных планов лиц актеров, делая склейки прямо с крупного плана на крупный. Стены и прочие интерьеры же были покрашены в нейтральные серые тона, чтобы как можно сильнее сконцентрироваться на диалогах, не позволив зрителю отвлекаться на визуальные детали.

Каждый персонаж фильма страдает от того или иного психологического недостатка. Теа скрывает собственную личность под выдуманной. Ее муж тяжело переживает понимание, что она ему изменяет, хотя сам находится в разводе и имеет ребенка, умственно отсталого. Себастьян – вообще убийца. Даже судья в последнем эпизоде тоже покажется собственные слабости весьма тревожного и даже пугающего характера. Сама пьеса превращается в настоящий ритуал, в орудие убийства (или самоубийства). Вся пьеса в целом буквально пропитана ненавистью и злостью относительно представителей официальных властей, мешающих жить и без того проблемным артистам, критикам, пытающимся переиначить и переложить на грубый язык то, что не поддается описанию, бюрократам. Фильм был показан на шведском телевидении 25 марта 1969 года, а чуть позже попал в кинопрокат за рубежом, однако особого шороха не навел.

0
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Замечательное это кино, сплошь построенное на традиционных бергмановских крупных планах и отвлеченных, в основном, разговорах, смотрится на ура. Особенно хороша Ингрид Тулин – которая и до того обращала на себя внимание, а здесь – просто выше всяких похвал. Вторая, кажется, сцена – «В номере отеля» – благодаря Ингрид и причудливой постановке эпизода остается в памяти, как совершеннейшее из зрелищ, хотя это только вялые любовные игры и ничтожный щебет придуривающихся любовников. Из четырех действующих лиц здесь слагается уже не камерная драма, а камерный фарс – нимало не трагический, потому что единственная жертва тут (судья) до того убога, жалка и омерзительна, что с ней, понятно, и не такое можно было вытворить, – зритель бы всё простил. Что-то подобное уже было в картине «Как в зеркале»: те, кто на первый взгляд – психи, оказываются лучше, умнее и правильнее так называемых нормальных людей.

0

Галерея