Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.9

Фильм
Машенька

СССР, Россия, 1942
О фильме
  • Машенька – афиша
  • Машенька – афиша
  • Машенька – афиша
  • Машенька – афиша
Мелодрама
0+
Юлий Райзман
10 апреля 1942
9 апреля 1942
1 час 17 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Юлия Райзмана

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
кино умерло
40 отзывов, 62 оценки, рейтинг 112
11 ноября 2011
Простая история

Сталинский кинематограф у многих ассоциируется с идеологизированными лентами, искрящимися наивным пафосом и "здоровым, тупым задором". В картинах того времени всегда добро, олицетворяемое сияющим красноармейцем/комсомольцем/колхозником, торжествует над злом, в образе угрюмо скалящегося шпиона/диверсанта/кулака. Также в этих лентах всегда много и радостно поют и пляшут под аккомпанемент оглушительно-торжественной музыки. Нечего и говорить, что подобное представление о киноискусстве тоталитарного СССР довольно поверхностно. Помимо политики, бравого "шапкозакидательства" и ударных "песен-плясок" во многих картинах того времени было и кое-что ещё. Целому ряду художников талант позволял преодолевать несвободу идеологических доктрин и установок, создавать ленты, выходящие далеко за рамки нелепого официоза. В числе таких авторов можно назвать Юлия Райзмана.

Этот долгожитель, ровесник века, титан советского кинематографа, снимавший непрерывно с середины 20-х до середины 80-х, всегда умел чудесным образом обходить идеологические дебри, и создавать картины о самых непостижимых и тонких гранях человеческого бытия. Всеобъемлющими, возвышенными до масштаба вселенской драмы у него оказывались самые простые истории о самых простых людях. Так происходит и в одной из лучших работ мастера, в картине “Машенька”.

Эту ленту Райзмана справедливо называют “тихим шедевром” и “одной из проникновеннейших, нежнейших картин не только в советском, но и в мировом кино”. Действительно, трудно вспомнить другое столь же простое и столь же пронзительное произведение. И уж совсем удивительно то, что такая лирическая, светлая картина была рождена очень жестоким временем. Откуда здесь обаяние героев "Неподдающихся" и "Девчат" Чулюкина, тонкая поэзия осени "Заставы Ильича" и "Июльского дождя" Хуциева?! Задуманная ещё до войны, но завершённая лишь в 1942 году, эта лента рассказывает об обычной девушке с обычным именем Машенька. Её история проста, но необычайно сильно завораживает. Здесь нет фальши или ходульности, помпезности или лакировки, всё предельно искренно и правдиво. Быть может поэтому простая история одной девушки оказывается всеохватной. В ней – жизнь и судьба целого поколения, поколения тех, на чью долю выпало, едва повзрослев, окунуться в пекло войны.

Машенька умна, чиста, серьёзна и жизнерадостна. От других киногероев того времени, её выгодно отличает отсутствие наивности или фанатизма. Вместо этого она награждена чрезвычайным обаянием, моментально пленяющим зрителя. Машенька живёт как все, работает, учится. Но в эту жизнь, совершенно меняя её, вмешиваются два события. Сначала приходит любовь. Затем – война. Влюбляется Машенька в шофёра Алёшу, неопределённого такого паренька, не особенно успешно мечущегося в поисках жизненного пути от пописывания стишков до проектирования ракет. Отдавшую ему все силы Машеньку, Алёша легкомысленно предаёт, поддавшись на завлекалочки первой попавшейся вертихвостки. Только неожиданная встреча героев в огне советско-финской войны образумит Алёшу, даст ему понять, как много он мог потерять в лице Машеньки. Нравственная красота девушки, её доброта возвышают Алёшу до совершения подвига. Наконец юноша становится достоин Машеньки, и герои на короткий миг воссоединяются. Несмотря на очередную разлуку, вопреки тому, что ещё не кончилась война, да и за ней в скором времени грянет другая, ещё более страшная, мы знаем, что в дальнейшем у героев всё будет хорошо. Просто напросто они твёрдо уверены в том, что “самая большая радость в жизни – это когда преодолеешь самую большущую трудность”.

Прекрасно и удивительно в Машеньке то, что беды и тяготы, пошлость и предательство, рутина будней и ужасы войны не трогают её чистоты и искренности, не мешают сохраниться её доброте, её любви, любви к жизни, и любви к другим. Машенька живёт, не пугаясь никаких невзгод, принимая их как должное, и радуясь их преодолению. Оставаясь верной своим идеалам, не ломаясь под тяжестью выпавшего бремени, Машенька способна менять окружающих людей. Так, она спасает на поле боя раненых, и так она меняет своего возлюбленного, делая из легкомысленного юнца героя. Если Вы не верите в то, что любовь, доброта, красота способны изменить мир, посмотрите фильм Райзмана. Здесь безо всякой романтизации и наивности показано, что это возможно. Надо лишь жить тем лучшим, что есть в мире, и быть верным этому лучшему. Всё просто, как проста история Машеньки, как просто её имя.

0
0
9
Анастасия Мяделец
2 отзыва, 4 оценки, рейтинг 7
24 ноября 2009

Замечательное кино. Жизненное, но пронзенное невероятной нежностью и любовью, что невозможно не плакать. И хочется верить в доброту, и в то, что все равно все будет хорошо. Это великий кинематограф. Так уже не снимают, к сожалению....

0
0

Подборки Афиши
Все