Фильм

Фильм Падение Берлина

СССР, Россия, 1950

6.7
5.6
Падение Берлина – афиша
Предоставлено пользователем: Александр Донских
1/17

Киноэпопея о великой роли Сталина в ключевых событиях Великой Отечественной войны

Киноэпопея о ключевых событиях Великой Отечественной войны и великой роли Сталина в ней. Вышла на экраны в мае 1950 года и была создана затем, чтобы не только вспоминать о горестных потерях и поражениях, но и призывать страны бороться за мир во всем мире.

СтранаСССР, Россия
ЖанрыВоенный
Продолжительность2 часа 47 минут
Дата выхода5 июня 1950
Дата выхода в России5 июня 1950
Возрастное ограничение0+

Самые ожидаемые события

9

В киноленте «Падение Берлина» режиссер нам рассказывает о том, как нашу страну удивительную, цветущую, полную красот и простора, которую населяют сильные и самоотвержаные люди, безуспешно пытался поработить Гитлер.
В начале фильма нам и показывают кадры, в которых Россия предстает во всей красе. Мы видим рабочего Алексея, что добился мирового рекорда, по выплавке стали, а так же торжественный вечер, где Наташа Румянцева говорит волнующие слова… Далее встреча Алексея с самим товарищем Сталиным. Это добродушная и очень наивная сцена, в которой Сталин, видя робость и застенчивость рабочего, становится заботливым и простым. Дружественная атмосфера постепенно раскрепощает Иванова. И он решается сказать не только о работе, но и о своей неудачной любви к Наташе. Но потом вроде осекается, говорит что-то не внятное, о том, что он сказал лишнее, на что Сталин отвечает: «Мы люди свои, мы все друг другу можем сказать». Вот так незамысловато Чиаурели начинает развивать тему нерушимого единства вождя и народа.
Окрыленный общением с вождем Иванов встречается со своей любимой, но едва успевают ребята сказать друг другу слова любви, как начинается война.
Война в фильме нарушает мирную жизнь, но ничто не рушит «дружбы народов», нападки врага лишь сплачивают советский народ. Людьми движет ни что иное, как любовь к родине, к партии.
Некоторые критики более позднего времени обвиняли Михаила Чиаурели в том, что он строил себе карьеру «придворного живописца» и снимал фильмы в угоду Сталину. В. Чааева в своей статье называет «Падение Берлина» кинокарикатурой, она пишет, что карикатурно в фильме все, а более всего Сталин и его ближайшие соратники, у которых и слов-то нет. Так же она заявляет, что совершенно не правдоподобен нервный и истерический Гитлер. Но я осмелюсь оспорить эти высказывания, ведь дело в том, что Михаил Эдишерович действительно горячо любил Сталина, и он изображал его таким каким он его видел в жизни и кстати, его соратников тоже. Сам режиссер верил в те идеи, которые воплощал на экране. А что касается Гитлера, то тот и правда (судя по документальным материалам, которые я видела) был чрезвычайно нервным и крикливым человеком.
Михаил Чиаурели сделал фильм невероятно эмоциональным. Мне врезалась в память колкая реплика молодого сталевара Иванова: «Мое производство теперь – мертвых фрицев делать». Эти слова режут шокирует и будоражит одновременно.
Но все же для меня самым выдающимся и волнительным моментом фильма стала та сцена, в которой два раненых солдата ищут фюрера, ибо их армию нещадно разбивают наши войска, а им отвечают, что фюрер не может уделить им время, фюрер женится, и тогда бойцы закатываются гомерическим хохотом. Смеясь, они выходят на улицу и кричат там: «Фюрер женится, женится!!!» И тут под звуки марша Мендельсона мы видим, как наши снаряды громят берлин. Это очень сильный художественный прием, и только режиссер большого таланта, по-моему, мнению мог включить в фильм эпизод с элементами театра абсурда в тот период строгой цензуры и не навлечь на себя и ленту никаких неприятностей. И кроме того, не возможно остаться равнодушным по ходу сцены. Сочетание музыки, взрывов и хохота создают очень яркий образ: перед нами и эгоизм, даже трусость Гитлера, и обреченность немецких солдат, которых фюрер бросает на произвол судьбы, и, самое главное неоспоримая победа наших. Гордость наполняет сердце, но и немцев, что так долго бились ради Гитлера, и что оказались им же преданными, почему-то немного жалко.
Зато в эпизоде битвы за рейхстаг, где на крыше у самой цели гибнет Юсупов, а оставшиеся в живых солдаты продолжают водружать на самый верх кроваво красный флаг, просто не возможно не проникнуться лютой ненавистью к врагу.
Именно в «Падении Берлина» Чиаурели добился наибольших успехов в изображении врага. В фильме «Последний маскарад» пред нами враги внутренние – это наши русские люди, но сбившиеся с истинного пути (белые). В фильме «Великое зарево» уже присутствует и внутренний, по большей части, и внешний враг (немцы). Если здесь еще немцы прописаны невнятно, не совсем уверенно, то в «Клятве», где внешний враг показан более наглядно, но внутренний все же еще присутствует, а в «Падении Берлина» уже только внешний враг. В итоге мы имеем тематическую эволюцию. Но не только. В «Падении Берлина» враг получился достовернее, психологичнее, здесь Чиаурели показывает их не просто воинами и убийцами, а хоть и жестокими, подлыми, но все же людьми. Людьми, что тоже в некоторой степени оказались жертвами фашизма и сумасбродства Гитлера. Вот, например, эпизод с затоплением метро. Разве мы воспринимаем погибающих немцев как фашистов? Нет, ведь. Мы их жалеем, а значит, не боимся. А когда секретарша в ужасе умоляет Гитлера пощадить людей в метро, ведь там ее брат, никому не приходит в голову назвать ее фашисткой. Нет, фашистом можно назвать лишь одного человека, Гитлера. Враг в этом фильме предстает во всей красе, тут и простые люди, и фанаты фашизма, и жертвы того же пресловутого фашизма, и генералы, и сам фюрер. Образ врага в «Падении Берлина» впитал в себя черты и характеры врагов внутренних и внешних, из предыдущих фильмов, и оказался более красочным и широким, словно все предыдущие образы были лишь тренировкой, или даже зарисовками к одному большому эпосу.
Так же сквозь все перечисленные выше фильмы проходит тема противопоставления двух героев. В «Последнем маскараде» - это Россет и Мито, в «Клятве» - это Гитлер и Сталин, в «Великом зареве» Ленин и Сталин (это не совсем противопоставление, но об этом позже) и в «Падении Берлина» - это снова Гитлер и Сталин. Любопытно, что один из двух героев обязательно дерганый, срывается на крик, нервный, шебутной (Россет, Гитлер, Ленин), а второй спокойный, рассудительный, отважный, вдумчивый (Мито, Сталин). В «Великом зареве» нет особого противопоставления Ленина Сталину, но стоит все же заметить, что последний нечаянно получился у Чиаурели более важным, чем Ленин. А самый яркий контраст это в «Падении Берлина» между Сталиным, который спокойно и мудро оценивает ситуацию на фронте, холоднокровно руководит и готов даже на риск, и Гитлером, что все время срывается на крик, истерит и прибывает во власти своих сумасбродных иллюзий. В начале первой части многочисленные отсылки к личности Сталина и наивные и не нужные восторги в его честь кажутся нелепыми, но во второй части они получают свое обоснование, поскольку отыгрываются как драматургический прием. Пример, сцена в которой почти свихнувшийся и трясущийся от страха Гитлер говорит: «Сталин всех на колени поставил». Так заканчивается история из противоречия, которая является одним из ядер драматургического конфликта фильма.

5 апреля 2009
Все отзывы
Читайте также
9 фильмов «Марвел», которые вы не видели
9
фильмов «Марвел», которые вы не видели
9 фильмов «Марвел», которые вы не видели
10 фильмов про фантастических тварей
10
фильмов про фантастических тварей
10 фильмов про фантастических тварей
5 мультфильмов, про которые все думают, что они диснеевские, хотя это не так
5
мультфильмов, про которые все думают, что они диснеевские, хотя это не так
5 мультфильмов, про которые все думают, что они диснеевские, хотя это не так
10 фильмов киновселенной Гарри Поттера
10
фильмов киновселенной Гарри Поттера
10 фильмов киновселенной Гарри Поттера
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость