Москва
6.9

Фильм
Статский советник

Россия, 2005Смотреть в
Реклама
Экранизация одного из лучших романов фандоринской серии, поставленная Филиппом Янковским

Строго говоря, сиквел «Турецкого гамбита». Экранизация одного из лучших романов фандоринской серии, поставленная Филиппом Янковским («В движении»), с Меньшиковым в роли взрослого Фандорина и Михалковым в роли Пожарского.

  • Статский советник – афиша
  • Статский советник – афиша
  • Статский советник – афиша
  • Статский советник – афиша
  • Статский советник – афиша
Детектив, Приключение
14+
Филипп Янковский
1 января 2005
1 января 2005
2 часа 5 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Филиппа Янковского

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

?
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20388
19 апреля 2005

Мне повезло — я увидел главное сразу. В день премьеры я оказался в кинотеатре раньше времени, заглянул в зал и обнаружил на экране следующее: на фоне Василия Блаженного шагает Олег Меньшиков, а за кадром льется песня. И это была такая песня, что я на несколько секунд просто замер в дверях. Что-то с невероятными словами про служение Отечеству, спетое незнакомым удивительным голосом и аранжированное в духе саундтрека к «Бандитскому Петербургу». В общем, я пришел в себя, выскочил в фойе и подумал, что, видимо, дурацкий ролик или реклама какая-то, — мысль, что такое может быть частью кинокартины, даже не пришла в голову. Однако потом выяснилось, что в зале проходил пресс-показ. А собор, Меньшиков и песня — это, натурально, финал фильма «Статский советник».

Что Никите Михалкову в последние годы порой изменяет вкус, это, в общем, не секрет. Но чтобы человек молодой и разумный, каковым выглядит Филипп Янковский, согласился фигурировать в титрах, которые идут сразу после этакого безобразия? Тут только два варианта: либо впечатление о разумности Янковского обманчиво, либо злые языки правы, и «продюсер, художественный руководитель», как обозначен в титрах Никита Сергеевич, имел на съемках полномочия, значительно превосходящие режиссерские.

К делу, впрочем. Стоит ли смотреть фильм «Статский советник»? Безусловно, стоит. Не каждый день удается увидеть кораблекрушение — и испытать подленькую, конечно, но очень человеческую смесь восторга, ужаса, стыда и потаенной радости, что ты-то стоишь на берегу. За два часа экранного времени тонет корабль, чья надежность до сих пор почти не вызывала сомнений — лайнер позднесоветского-новорусского мейнстримного кинематографа вместе со всеми своими вельможными пассажирами.

И первым ко дну идет Олег Меньшиков — единственная полноценная российская кинозвезда 90-х, чья карьера по-хорошему теперь закончена. Обаятельнейший Эраст Фандорин — умный, тонкий, сомневающийся господин с ранней проседью — в его исполнении превратился в голема, в мумию, в манекен из проката свадебного платья. В лице Меньшикова за весь фильм не мелькает ни мысли, ни эмоции — это лицо мертвеца, способного с интересом взглянуть разве что в зеркало. Особенно фантастически выглядят любовные сцены с Эсфирью Литвиновой (персонаж, кстати, необъяснимо потерявшийся где-то в середине фильма): в памятном рукопожатии Ющенко и Януковича страсти было больше.

Хитрец Пожарский, которого играет Михалков, на этом фоне расцветает, и на бенефисных выходах Никиты Сергеевича (Михалков передразнивает заикание, Михалков танцует, Михалков среди голых баб), пожалуй, можно получить некоторое удовольствие. Но, честно говоря, наличие неземного шарма у председателя Союза кинематографистов при всем желании трудно назвать сенсацией — и все эти его штуки можно увидеть в любом телеинтервью или, там, выступлении на пленуме. Причем с почти теми же репликами.

Террорист Хабенский — откровенно скучает (поменять бы их, что ли, ролями с Меньшиковым). Машков на автопилоте дает красавца, жигана. Ефремов попадает в кадр непривычно часто, и поэтому иногда зависает на заднем плане, как ошибка в компьютерной игре. Олега Табакова словно вытащили прямо в гриме на пару минут из какого-то хорошего спектакля. «Зачем нам столько динамита, когда нет запалов?!» — справедливо возмущается террорист Грин.

Уж сколько потешались — в том числе и авторы «Советника» — над телевизионным «Азазелем» (который, по иронии, остается пока самой приличной экранизацией Акунина), чтобы в результате сделать кино абсолютно сериального вида: с преобладанием статичных средних планов, с минимумом натурных съемок, с вымученными диалогами. К тому же престранно для столь традиционного в целом фильма смонтированное: склейки между эпизодами настолько резкие, что едва не обрубают концы фраз.

Главное, впрочем, не бесчисленные частные погрешности и неувязки (как можно поверить, что «железный человек» Грин ждет несколько минут и не стреляет в своего главного врага, только чтобы узнать расшифровку идиотской аббревиатуры?). Главное — провал концептуальный, провал эстетики в целом. В «Сибирском цирюльнике» весь этот имперский стиль, адаптированный под нужды евроремонта, еще смотрелся как-то относительно свежо. Ну и там был размах, конечно. Сегодня хорошие артисты, наряженные в сюртуки и загнанные в отчетливо пахнущие краской интерьеры, выглядят комически и жалко — как дети, которых богатые родители заставили участвовать в домашнем спектакле.

Грубо исполненная тоска по России, которую мы потеряли, перестала конвертироваться. Осталась в рекламе пива и шоколадок, где ей самое место. А то, что на смену пришли «Личный номер» и «Бой с тенью», это, конечно, прискорбно, но вполне отвечает столь любимой и Михалковым, и Акуниным логике исторического процесса.

16
1

Отзывы

7
Sangryl
768 отзывов, 9012 оценки, рейтинг 2114
21 ноября 2009

Недурственно, весьма. С учетом того, что ждать от нашего кинематографа подарков судьбы неумно.
Меньше всего мне понравился - режиссер. Он умеел создавать планы, красивые картинки (Фандорин идет по заснеженной аллее), но вот этот модный способ подачи материала - клиповые съемки - тут совсем не к месту, не сочетаются они с эпохой и стилем. Что поделать - дань моде.
Сюжет поцарапан не смертельно, все-таки автор=сценарист, но концовку изменили зря - какая-то дань моде опять-таки восстающему Имперству. Неизящно.
Образы, актеры, кастинг.
Г-н Городецкий - тьфу, то есть Хабенский - может и имеет еврейский нос и глаза (Грин был евреем), но его сластолюбивые губы и написанная на лице любовь к еде, выпивке и жизни никак не подходят Грину. Ну и играет он скомканно - бегает как загнанный зверь (неубедительно) со словами "что за СТТ", а то совсем неясно, что он тоже ищет.
Не то.
Парочка Долгорукий (Табаков) и камердинер мне тоже не понравились. Камердинер недостаточно "дядька" - трудно представить его, громко заставляющего губернатора выпить средство от запора во время заседания. Табаков неплох, но мне неряшливые бакенбарды вовсе не понравились, я бы сделала губернатора рыжим, подлиннее и с более вытянутым лицом. Но это, в конце концов, ИМХО.
Г-н Злодей МихАлков играет опять самого себя. Цыганочку эту подпустил... Я себе представляла Пожарского посуше, поделовитее, подружелюбнее - а тут сразу видно, что за фрукт. Михалкову, бесспорно, удаются сцены один на один (Пожарский с Фандориным в ключевой сцене "Я промолчу"), но такая сцена должна быть одна в фильме, а тут потуги на 3.
Лишку.
Наконец, мосье Fandorine - неплох, когда привыкаешь. Зыркает жучковатыми глазюками смешно, держится слишком уж деревянно, но это еще ничего. Напрасно его выставили педантом в вещах (когда он переставляет вещи за Литвиновой) - он не Пуаро, и у него нет анальной акцентуации и склонностей к запору. Пересушенный Фандорин, чуточку мелковат и усики не совсем то. Не представляю, как бы он в "Алмазной колеснице" играл. А в целом, очень неплохо.
Маса никакой((((
Дамы: дамы меня порадовали чрезвычайно. Почти все. Жюли именно такая, как я себе представляла (и наряды, прическа, ямочки на щечках - на 10), Игла даже лучше (очень уж красивая), а вот Эсфирь туда по блату, что ли, попала? Еврейка из нее никакая (хотя в фильме очень замазана тема еврейства), образ не тот, играет плохо. Не понравилась(
Господа второстепенные герои неплохи - яркий Козырь, нежный Снегирек, Емеля "правильный", Смольянинов хорош и светел, эти всякие Бурчинские и т.д. на пять. Симеон играет плохо, а образ подобран хороший.
А больше всего мне понравились Петросовские бани.

3
0
7
Маша Крылова
2 отзыва, 333 оценки, рейтинг 5
30 ноября 2011

Пусть критики ругаются! Пускай. Это их работа.
А я, просто зритель, расскажу вам о своих впечатлениях.
Как редко сейчас увидишь нормальный русский фильм. Один из немногих гениев нашей страны, Никита Сергеевич, нам эту возможность предоставляет. Почти единственный человек в России, который не следует за модой, а движится сердцем и любовью к стране! Гениальная игра!!! Браво!
Меньшиков просто бесподобен. Копия Эраста Петровика как она есть! Ни капли лишнего, но и ничего не утаил.
Люди, этот фильм - наша история. Хватит смотреть однодневную чушь, которая засоряет ваши головы. И пусть мне тоже не понравилась музыка в последней сцене (ну уж больна она неуместна), закройте на это глаза!
Янковский, спасибо!

1
0
?
Дмитрий
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 1
17 июня 2005

Читайте рассказ! В 1000 раз интереснее, остросюжетнее, а игра актеров не поддается критике.

1
0
?
Светлана
1 отзыв, 2 оценки, рейтинг 1
12 мая 2005

Михалков и Меньшиков, по-моему, играли сами себя, Хабенский - Антона Городецкого, спецэффекты спрятаны настолько хорошо, что их не заметно.

1
0
2
VALERIY ALEKSANDROVIЧ
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
25 октября 2020
дорого , но бездарно

Его фильмы -его сущность , очень чётко просматривается мещанская натура автора с статуэтками Наполеона за спиной. . Нагуталининые истории , герои в не ношенной одежде cо щеками ,,героев ,,из 2020годов . не реальный блеск сцен , обязательно отреставрированные съёмочные павильоны . Всё это гармонирует только с выращенным внешним видом Михалкова , но не как не с тем временем , одним словом всё это -ЛОЖ ! Практически во всех фильмах Михалкова мысли запутаны так же как и в интервью Соловьёву, не имеющие ясного завершения , в третьем классе за подобные сочинения ставили троечку .И это работы оцениваются как трудовой подвиг ,ГЕРОЙ ТРУДА РОССИИ, бред !

0
0

Подборки Афиши
Все