Киноафиша Москвы

Фильм «Красные башмачки»

The Red Shoes (1948, Великобритания)

0
Кино: «Красные башмачки»

Музыкальная история об актерах и их работе, о молодой балерине, честолюбивом композиторе и деспотичном импресарио.

Режиссеры фильма «Красные башмачки»

Отзывы пользователей о фильме «Красные башмачки»

Фото Madjara
отзывы:
74
оценок:
630
рейтинг:
103
9

Старинный фильм про балет

Европа, сороковые годы. В Лондоне с большим успехом проходят гастроли балетной труппы Бориса Лермонтова (да! имя такое!). На очередном светском рауте Лермонтов знакомится с юной балериной Вики. Выясняется, что у Вики большой талант, поэтому Лермонтов принимает девушку в труппу, везет на гастроли в Париж и выводит на первые роли - вместо предыдущей примы Бронской, сбежавшей замуж. Лермонтов обещает сделать Вики балетной звездой, но при этом требует, чтобы ради искусства она отказалась от личной жизни, чтобы не размениваться на разные глупости (любовь, семью, детей, далее по списку). Тем временем, специально для Вики композитор Джулиан пишет балет "Красные башмачки" (основанный на одноименной жутковатой сказке Андерсена), который приносит Вики всемирную славу. Джулиан и Вики влюбляются друг в друга, и будущая звезда балета оказывается перед трагическим выбором: балет или любовь, искусство или семейное счастье, карьера балерины или карьера жены композитора...

Просто поразительно, как серьезно в 1948 подошли к постановке фильма про балет. На главную роль взяли Мойру Ширер - настоящую английскую балерину. Ее партнеров по труппе Лермонтова сыграли русский танцор Леонид Масин (танцевавший у Дягилева и в Большом), австралиец Роберт Хелпманн (работавший с Анной Павловой) и французская прима Людмила Черина. Но лучше всех - Борис Лермонтов в исполнении австрийского актера Антона Уолбрука. Персонаж получился очень яркий - сноб, деспот и одержимый искусством человек, готовый ломать людей через колено, чтобы добиться своей цели. Ясно, что он искренне привязан к Вики - но только как к балерине, а не как к человеку. Хотя, если честно, ее возлюбленный Джулиан оказывается не сильно лучше: он тоже пытается манипулировать Вики и навязывать ей свою волю, тоже заставляет ее сделать невозможный выбор.

Почти четверть от общей продолжительности фильма (около тридцати минут!) занимает мини-балет "Красные башмачки", специально для этого придуманный и поставленный. А еще в картине потрясающие костюмы и грим. С последним немного перестарались - а может, это было сделано сознательно, все-таки речь идет о театре, о мире, где все чересчур (иначе не будет видно Марьиванне на балконе третьего яруса).

В этом мире много странного. Там живут люди, мешающие французские и английские слова, но при этом разговаривающие с русским акцентом. Там у всех женщин идеальная укладка и макияж (зверские стрелки и ядовитые губы) в любое время дня и ночи. Там на десять солистов балета всего один мужчина традиционной ориентации (спрашивается, как героиня могла в него не влюбиться?!). Там девушка из кордебалета за месяц становится примой, исполняющей весь классический репертуар, - и, кстати, даже "Лебединое озеро" на ее психическом здоровье никак не сказывается, не то что у некоторых.

Общее впечатление: редкого качества и невероятной красоты фильм, рекомендую всем!

1
Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
9

И еще один потрясающий по красоте и смелости фильм от Майкла Пауэлла и Эмериха Пресбургера, в котором превосходная картинка идет рука под руку с безумием. В знаменитую британскую балетную труппу импресарио Бориса Лермонтова (Энтон Уолбрук) попадает молодая талантливая балерина Виктория Пейдж (Мойра Ширер). Буквально с первых дней репетиций она поражает своей техникой, а главное – одержимостью и эмоциональностью. Довольно быстро она пробивается в основу, а вскоре получает и статус примы. Особенно после того, как коллектив покидает предыдущая звезда труппы - танцовщица Боронская (Людмила Черина), которая осмелилась влюбиться и выйти замуж. Дело в том, что Лермонтов принципиально не позволяет своим танцовщицам крепко влюбляться, считая, что те должны отдавать себя полностью балету. И тут Виктория понимает, что любит молодого и не менее талантливого композитора театра Джулиана Крастера (Мариус Голдинг). Что делать Лермонтову? Ведь именно на Крастере и Пейдж держится их самый лучший спектакль – «Красные башмачки».

Решение снять фильм о балете, да еще и построить его на сценах, большая часть которых снята в театре, с огромными балетными вставками, была очень смелой даже для самой съемочной группы Пауэлла и Прессбургера. Многие признавали, что не только не разбираются в балете, но и не любят его. Кто-то даже отказывался работать, а великий оператор Джек Кардифф посвятил огромное количество времени просмотру балета, знакомству с ним, чтобы понять, как ему его снимать. Он потом признавался, что даже полюбил балет. Что ж, по крайней мере, снимать его он точно научился блестяще. В знаменитом эпизоде титульного балета, он пошел на некоторые технически уловки, снимая быстрее фазу прыжка танцоров, так что в результате кажется, что те парят в воздухе чуть дольше, чем позволяет сила притяжения. 20-минутная сцена балета вообще получилась потрясающая. Для ее создания было потрачено несколько месяцев, в ней использовалось полсотни танцоров и 120 картин. А уж прием с танцующей газетой вошел в анналы золотого фонда мирового кинематографа.

Идея поставить этот фильм вообще-то пришла великому и ужасному британскому продюсеру Александру Корде, который еще в 1937 году заказал Пресбургеру сценарий для проекта собственной жены, профессиональной танцовщицы. Но проект дальше первоначального сюжета не развился. Годы спустя Пауэлл и Пресбургер выкупили на него права, но при этом хитро пояснив, что делают это исключительно из ностальгических побуждений. Догадайся продюсер, что те хотят сделать по сценарию кино, ободрал бы их до последнего фунта. На главную роль пригласили знаменитую танцовщицу Мойру Ширер. Пауэлл бегал за ней чуть ли не год, прежде чем она дала согласие для старта кинематографической карьеры. Сам съемочный процесс дался ей тяжело – приходилось танцевать каждый день по 6 часов, плюс она еще обгорела в самый первый день съемок, а чуть позже повредила шею настолько тяжело, что пришлось какое-то время ходить в фиксирующем ошейнике. Впрочем, несмотря на это, кино она не бросила и еще потом появлялась в «Сказках Гоффмана» и «Подсматривающем Томе».

В основе самого сюжета фильма лежит история, написанная датским писателем Гансом Христианом Андерсоном. Многие зрители были возмущены довольно жестокой финальной развязкой балета, на что Пресбургер отвечал, что в оригинале девушке, что надела красные башмачки вообще ноги отрубили, чтобы освободить. В целом фильм зрителям понравился, а вскоре и вовсе приобрел статус культового. Хотя все могло быть иначе. Сначала Пауэлл и Пресбургер превысили бюджет просто космически. А на предпросмотре их главный спонсор Джей Артур Ранк был настолько недоволен увиденным, что вышел из зала. Фильм не планировали в прокат вообще, но потом как-то решили попробовать показать на каких-то совсем уж поздних сеансах. Зритель картину распробовал и начал требовать больше показов. Было даже решено организовать американский прокат, где он продержался 110 недель.

0

Галерея