Фильм

Фильм Мой сводный брат Франкенштейн

2004, Россия, IMDb: 6.8

6.8
6.8
© Афиша
1/11

Открыточная московская семья впускает к себе невесть откуда взявшегося бедного родственника — сутулого одноглазого Павлика (Спиваковский), недавно вернувшегося с войны. Робкий гражданский манифест с робкими же элементами триллера, «Франкенштейн» вроде бы снят про правильные и важные вещи, но в отличие от Балабанова (с чьим «Братом» «Франкенштейн» пытается полемизировать) Тодоровскому не хватит смелости называть вещи своими именами: например, Чечню — Чечней.

СтранаРоссия
ЖанрыДрама
Продолжительность1 час 51 минута
Дата выхода6 июля 2004
Дата выхода в России21 октября 2004
Режиссер, продюсер, сценарист. Родился в семье известного советского кинематографиста Петра Тодоровского. Поступил на сценарный факультет ВГИКа (так как на режиссерское отделение экзамены провалил). Дебютировал с фильмом «Катафалк». Открыл зрителям Евгения Миронова в картине «Любовь» и Чулпан Хаматову с Диной Корзун в «Стране глухих». В нулевые поставил драму «Мой сводный брат Франкенштейн», триллер «Тиски» и мюзикл «Стиляги». Громким событием на телевидении стал его сериал «Оттепель» про кинематографистов-шестидесятников, после которого о Тодоровском заговорили как о чуть ли не единственном шоураннере на отечественном ТВ. Спустя почти десять лет вернулся в большое кино с драмой «Большой» про балет. Помимо режиссуры и продюсирования Тодоровский увлечен монтажом: так он перемонтировал сериал «Королева Марго», работал над «Женской собственностью» Дмитрия Месхиева.

Рецензия «Афиши» на фильм «Мой сводный брат Франкенштейн»

3

Открыточная московская семья — с наглыми красивыми детьми, замотанной мамой-риелтором (Яковлева) и рыхлым трусоватым папой из бывших физиков (Ярмольник) — впускает к себе (не столько из гуманизма, сколько из вежливости) невесть откуда взявшегося бедного родственника — сутулого одноглазого Павлика (Спиваковский). Тот якобы незаконнорожденный сын главы семейства, недавно приехал с войны, где ему пулей или чем похуже разворотило глазницу и напрочь переклинило мозги. Павлик говорит «брат» со счастливой улыбкой, почти балабановскими словами толкует про то, у кого сила, — но все это убогонько, со слюнкой в углу рта. Нескладный и тихий, он ходит на вокзал встречать мертвеца-однополчанина, глядит волком на торговцев арбузами, а потом — раз — и портит интеллигентский журфикс безыскусным рассказом про то, как в каком-то ауле со страху, не разобравшись, намотал штук двадцать гражданских лиц на гусеницы бэтээра.

Робкий гражданский манифест, с робкими же элементами триллера, «Франкенштейн» вроде бы про важные вещи. Про логическую выверенность чужого безумия. Про вину сытых и целых перед теми, кому на войне вышибло глаза и разум, про то, что непонятно, как с этой виной быть. Тодоровский и метафору под эту непонятность подводит хорошую, культурную: это как бы Франкенштейнов монстр, которого всякому нормальному человеку до слез жаль, но с которым при этом никак нельзя жить в одном подъезде. Но все эти заслуживающие внимания мысли будто через трусливое сито просеяли: война у Тодоровского — это не Чечня, а просто война, в общечеловеческом, так сказать, смысле. И по московским чердакам калеке мерещатся не чехи-чеченцы, а вполне себе нейтральные архаичные душманы. В сущности, мелочи, но именно они в сочетании с сериального качества кинематографией придают «Франкенштейну» свойство не кухонной даже, а какой-то салонной дискуссии о судьбах родины, не имеющей смысла и пользы, кроме разве что временного облегчения нравственного самочувствия ее участников.

11 октября 2004
7

Невероятно правдивый фильм - и далее, по большому счёту, можно ничего не добавлять. Один из редчайших примеров, когда адекватно и максимально объективно увиденная и раскрытая проблема уже на уровне сценария делает фильм беспроигрышным, в смысле восприятия.
(Образ Павлика сделан Спивакоским слишком обозначительно, театрально-пластично, что сильно конфликтует с естественностью поведения других персонажей; да и вообще центральный герой мог бы быть прописан более стереотипным что ли, более узнаваемым. Всё-таки "парень с нашего двора" для этой истории вернее и типичнее, чем некий образ наивного мальчика со странным, загадочным поведением. Иногда создается такое ощущение, что болезнь Павлика - врожденная, а не приобретённая во время войны.)
Ну да бог с ним - это мелочи, даже в таком масштабе. Сколько бы не было допущено в этом фильме ошибок и недочётов, всё это, поверьте, нивелируется для зрителя жаждающего услышать, пусть холодный, хриплый, тоскливый, но искренний голос действительности. Главное достоинство картины - возможность осознать суть нашего бытия, как циничный, плачевный и неразрешимый парадокс - и это дорогого стоит! ЭТОТ ФИЛЬМ - ПРАВДА!!!

12 марта 2008
1

Говно. Высосанное из пальца говно. Если сверхзадача фильма - показать, что война может прийти в твою размеренную жизнь любым способом, даже таким вот странным, через далекого чужого и незнакомого родного сына, тогда этот фильм - бездарная попытка сказать это. Если же сверхзадача в другом, тогда простите, этого самого "другого" вообще не видно.

Линия формирования названия и ассоциаций с Франкенштейном - невнятна и притянута за уши. Актерская игра достойна только лишь у Елены Яковлевой. Остальным людям просто очень неуютно в кадре. Они не играют своих ролей, они работают. Все они давно не ели и очень ждут доставки горячих обедов на съемочную площадку. Не покидает ощущение, что они, едва оказываются не в фокусе обектива кинокамеры, сразу же начинают поглядывать на далекую пыльную дорогу, что стелится за кинокамерой, петляя до самого горизонта. Не едет ли там на горизонте машина "доставка обедов в офис"? Не везут ли плюшки и кофе? Не везут... Ну ладно... Какая там у меня следующая реплика?

8 апреля 2010
9

Просто фильм о нашей жизни .... грусный и правдивый....
Образ павлика собран воедина из большого количества судеб!
Ко вернувшись с войны, видев иную жизеь может быть наромальным, может ли тот кто воевал за наше спокойствие и был использован нашей системой вернкться обратно в нормальнкю жизнь..... можел ли?

9 января 2009
Все отзывы
Читайте также
35 фильмов про путешествия во времени
35
фильмов про путешествия во времени
35 фильмов про путешествия во времени
Лучшие русские сериалы десятилетия по версии кинокритиков
Лучшие русские сериалы десятилетия по версии кинокритиков
Лучшие русские сериалы десятилетия по версии кинокритиков
Очень блокбастерная фантастика на стримингах: новые «Очень странные дела» и «Оби-Ван Кеноби»
Очень блокбастерная фантастика на стримингах: новые «Очень странные дела» и «Оби-Ван Кеноби»
Очень блокбастерная фантастика на стримингах: новые «Очень странные дела» и «Оби-Ван Кеноби»
Кинопремьеры недели: «Главная роль», «Ускользающая красота» и «Неоновый демон»
Кинопремьеры недели: «Главная роль», «Ускользающая красота» и «Неоновый демон»
Кинопремьеры недели: «Главная роль», «Ускользающая красота» и «Неоновый демон»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость