Учащийся строгого интерната для мальчиков подбивает своих одноклассников на своеобразное вооруженное восстание. Фильм-манифест лидера английского кино рассерженных, вышедший в 68-м — году студенческих бунтов.
Драма |
16+ |
Линдсей Андерс он |
19 декабря 1968 |
1 час 51 минута |
Вроде бы и стильно и идейно, и зрелищно, несмотря на разную динамику некоторых частей фильма, а вот целое не сложилось. Показ английского колледжа, как отдельно взятого социума, с жёсткостью, но без жестокости и клюквы скорее убедил, но всё-таки, честное слово, иногда вспоминалась школа Хогвартс Гарри Поттера. Роль МакДауэлла в компании с его друзьями проявилась скорее клоном своей же будущей роли в "Заводном апельсине". Ну а общее впечатление сложилось всё же утопическое: девушка, к которой два друга мчатся на мотоцикле, военные учения, да и собственно финальная сцена празднества в колледже выглядят вполне себе грёзами героев. Наверное и хорошо, что так. У более земных фильмов с подобным развитием событий типа "Слона" Гаса Ван Сента проблематика всё же отлична от "Если...".
Очень переоценённый фильм. Как и любое фестивальное кино пресыщен глупостями, нелогичностями, затянутостями и др.
Какое-никакое действие начинается только ближе к концу фильма, то этого нам показывают всякие школьные обычаи и зачем-то вводят новых героев.
Режиссёр теряет из виду персонажей, причём главный герой не такой уж и главный, а к концу фильма он так и остаётся тупым ослом.
Хороши только сами актёрские работы и некоторые музыкальные решения, а также атмосфера колледжа в некоторых моментах.
Летние каникулы закончены и парни возвращаются обратно в Колледж, полный различных условностей, иерархий и правил. Среди тех, кто в нем учится – троица тех, кому все это не очень по душе - Мик Трэверс (Малкольм МакДауэлл), Джонни (Дэвид Вуд) и Уоллес (Рочард Уорвик). Они делают все, чтобы показать свой протестующий дух – развешивают запрещенные фотографии, пьют водку прямо из бутылки, проявляют полное непослушание тем, кто поставлен за всем этим следить. В результате следует наказание хлыстом, а Трэверсу, как зачинщику и мозговому центру этого «движения сопротивления» - достается больше всего. Чуть позже парни, отправленные в качестве дополнительного наказания чистить чердак Колледжа, находят там целый склад вооружения всех видов. Как результат – сначала попугали сокурсников и учителей на военных учениях, а после и вовсе залезли на крышу и расстреляли кучу народа, собравшегося в честь знаменательной даты. «И если можешь быть в толпе собою, при короле с народом связь хранить и, уважая мнение любое, главы перед молвою не клонить...», ой, да бросьте вы.
На первый взгляд может показаться, что картина «Если...» - это очередная школьная драма, разве что смело развернутая в новом и даже наглом направлении. Но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что «школа», показанная в картине, это синекдоха вообще всего британского сообщества того времени, а фильм – анархическая реакция взбунтовавшегося кинокритика против всех видов истэблишмента и среднего класса, живущего в угоду этому самому истэблишмента. И все эти события могут быть спокойно и легко спроецированы на абсолютно любую сферу жизни страны – политику, бизнес, военное дело. Везде есть эта структура подчинения «господин – слуга», поддерживаемая схемами наказания и поощрения. Так что нет ничего удивительного в том, что школа, как репрезентативный представитель подобного социального среза, оказалась как нельзя лучшим полем, чтобы разыграть подобный явно лево-политический сценарий развития фильма/жизни.
Впрочем, надо отдать должное, первую половину картина умело прячет все свои козыри и чудесно маскируется под фильм о бунте против школьных правил. Но вторая половина, совершенно не стесняясь, вторгается уже на территорию театра абсурда и даже любимца британских «леваков» Бертольда Брехта с его едкой сатирой. Тут же всплывает параллель с любимейшим режиссером Андерсона – Роже Виго и конкретно с картиной «Ноль за поведение», которая в руках другого мастера, тогда еще начинавшего режиссера Витторио Де Сики, превратилась в невинную девчоночью комедию, а для Линдсея Андерсона стала базисом для настоящей социальной бомбы. Еще одним опорным пунктом может быть творчество одного из главных деятелей французской новой волны – Жана-Люка Годдара, который тоже любил делить фильмы на куски, озаглавливая их вступительным титром, а также прыгать между реальностью и абсурдом. Так или иначе, если Андерсон делал это преднамеренно, то у него все получилось блистательно.
Главный герой, по видению самого автора, «честный и гордый малый, обладающий чувством слова и чувствительный к несправедливости. У него есть четкая конструкция собственных представлений о том, как все должно быть и он готов отстаивать ее, даже если против него будет весь мир». И в том, чтобы воплотить подобного героя с демоническим и анархическим оттенком, никто как тогда еще молодой Малкольм МакДауэлл, которому еще только предстоит не только сняться во всей трилогии Линдсея Андерсона, которая продолжится картинами «О, Счастливчик» и «Больница ‘Британия’», но и стать настоящей культовой фигурой, после того, как в 1971 году, три года спустя после этого фильма, он попадет на экраны вместе с легендарным фильмом Стэнли Кубрика «Заводной апельсин».
Двусмысленно и название картины, с одной стороны символизирующее нереальность и условность происходящего в фильме (и никаких призывов лезть на крышу и стрелять по людям, будьте уверены), а с другой – иронически полемизирующая с главным британским стихотворением всех времен «Если...» Киплинга, являющееся чуть ли не манифестом не просто какого-то движения, поколения или еще какой-то ограниченной группы людей, но и самому распространенному до сих пор образу жизни. Так что Андерсон показал наглядно и доступно, что он имеет против подобного подхода и подобных манифестов, что еще более повышает градус скандальности картины и на века утверждает ее в истории кинематографа и британской социальной культуры.
Довольно интересная судьба ждала картину по выходу на экраны. В своей стране Линдсей Андерсон уже в то время был весьма знаковой фигурой, благодаря своим работам в киношной прессе, а также в театре, а сегодня «Если...» входит в обязательную программу для всех, кто интересуется британским кинематографом. В США фильм получил довольно двойственную оценку. Рецензенты поумней восхитились смелостью и тонкостью замысла режиссера, тогда как остальные путались в своих представлениях о том, что это фильм о реформе школьного образования. Но главный приз (после статуса культовой картины и любви по всему миру) поджидал создателей фильма на главном европейском кинофестивале. В 1969 году, в Каннах картина завоевала «Золотую пальмовую ветвь».
Действия разворачиваются в английской школе, где царят старые порядки - школьников бьют хлестами за провинности, старшеклассники шефствуют и издеваются над младшими . У группы старшеклассников созревает план протеста и когда начинается праздник выпускников, они расстреливают учителей. Но не сон ли это все?..
Яростная картина была ключевым фильмом 60-х годов, но и сейчас, спустя десятилетия, ни на йоту не потеряла своей уникальной мощи.