Фильм, великолепно передающий атмосферу эмигрантских районов не только Берлина, а любого города. Впрочем, не обязательно эмигрантских. Это фильм о молодых, о поисках своего пути, о проблеме выбора, который приходится делать каждый день, каждый час - выбора друзей и любимых, возможности зарабатывать деньги и возможности уважать себя. Попытка понять ценность отношений с близкими и друзьями.
Трое закадычных друзей, один из которых только что вышел из тюрьмы и решил закончить с раздолбайством, делят не только косячки, любимых женщин и расходы на покупку велосипеда, но и плохие черты характера и недостатки друг друга. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу - сядешь ли ты в тюрьму, будешь ли убит в подворотне... Вместе с тем преодоление плохой судьбы - это и есть настоящий путь к Богу. В этом смысле финал абсолютно закономерен.
Первый фильм молодого на тот момент немецкого режиссера Фатиха Акина, которому было всего 25 в год, когда картина вышла в широкий прокат. Первый и сразу невероятно крутой фильм, по уровню бурления вязкой темы насилия сопоставим даже с дебютной работой братьев Коэнов “Просто кровь”. Гамбург (который стал ареной для большинства фильмов режиссера), трое друзей, таких разных и таких близких. Турок по имени Габриел (Мехмет Куртулус) только что вышел из заключения и сразу попал на свадьбу брата, узнает, что его друг серб Бобби (Александар Йованович) хочет примкнуть к албанской мафии, чтобы ворочать большими деньгами и делами. В это сомнительное мероприятие он вовлекает и грека Косту (Адам Боусдоукос), третьего друга. Габриэл подобные перемены осуждает категорически, но ничего поделать не может. Тем временем, отношения осложняются еще и тем, что Коста встречается с сестрой Габриела, а сам Габриел - с бывшей возлюбленной Бобби. Однако, когда последний попадает в тяжелейший заворот дел, Габриэлу приходится забыть все обиды и, вместо того, чтобы улететь в солнечную Турцию, чтобы жить честной рабочей жизнью, вынужден достать пистолет и свое криминальное прошлое.
С самого своего первого фильма молодой немец показал, как нужно снимать так, чтобы мастерам подобного жанра, вроде Скорсезе, не было бы стыдно за своих виртуальных учеников. Впрочем, конечно, криминальная тематика так и не стала лейтмотивом для всего творчества Акина, хотя и периодически проступала почти во всех его картинах. Да и не в ней вся прелесть этого, несомненно, шедевра, хотя и местами слегка сыроватого. Фильм подкупает своей добротой, вопреки тому количеству крови, что тут пролито, и драк, что показано. Подкупает тем ощущением искренней, человеческой дружбы и самоотдачи, что будут всегда неотъемлемо кочевать из одного фильма режиссера в другой. Ведь, по сути, и этот фильм рассказывает не о том, как плохо быть бандитом и грабить людей, сколько о том, что дружба, настоящая такая, мужская, это аксиома, на которой строится человеческая мораль. Нравится это кому-то или нет.
Другой характерной чертой, из-за которой хочется смотреть и смотреть с удовольствием, все фильмы Акина подряд, это то, как он умеет создавать персонажей. Это герои, которые может и не герои совсем, ведь, к примеру, в этом фильме практически каждый - преступник в той или иной степени, но за которыми не только интересно, но и приятно наблюдать, так как они, вопреки желанию, вызывают исключительную симпатию. Очень мало фильмов, особенно в жанре криминальной драмы, которые могут похвастаться такими настоящими, живыми персонажами, которые не схематично говорят и ходят по указанным траекториям сюжета, но которые действительно живут в фильме. От их фраз летят искры, их действия пропитаны адреналином, их поступки сочатся эмоциями.
И, что как раз не так характерно для всего творчества Фатиха Акина в целом, именно этот фильм отличается правдоподобием и реалистичностью. Именно эта лента выглядит именно так, как могла выглядеть жизнь иммигрантов в криминальном мире Гамбурга в конце 90-х годов. Дальше режиссер будет тяготеть ближе к красивому обману в той или иной форме, будь то притча, спрятанная за роуд-муви или сказка о братьях и любви к кино. Таким образом тот факт, что фильм очевидно снят за копейки, без использования различных красивых технических приемов, в результате придает ему дополнительный бонус. Что удивительно, люди, которые действительно жили там и тогда, с восхищением отзываются о фильме. Впрочем, с чего бы Акину врать, тем более, на такую тему.
Фильм-клише о тяжёлой эмигрантской жизни в Германии, похожий на сразу все гангстерские чернушные трагикомедии.
Один из троих друзей (серб) выпрашивает у босса-сутенёра, ко всему ещё торгующего оружием, возможность пойти на сделку. Сделку он проваливает, так что боссу приходится его убить. За него пытается отомстить второй (грек), и также оказывается убит. Наконец, третий, храбрый и самый крепкий из троих, турок (ну ещё бы, раз уж режиссёр - турок!..), мстит за всех, убивает гада и улетает в Турцию. Всё! И эта ерунда - на час сорок. Смотреть - время терять.
Бабочки-эмигрантки разных национальностей, кочующие, как переходящее знамя, от одного парня к другому, никакого отношения к сюжету не имеют, так, чтобы хоть как-то оживить вялое повествование. Ну и для пущего разнообразия - дурацкие шутки и дурной смех обколовшейся троицы.
Банально и скучно, к тому же снято некрасиво.