Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7

Фильм
Крот

El Topo, Мексика, 1970
О фильме
  • Крот – афиша
  • Крот – афиша
  • Крот – афиша
Вестерн
16+
Алехандро Ходоровский
18 декабря 1970
2 часа 5 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Алехандро Ходоровского

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
13 октября 2009

Человек в черном мчался по пустыни, а его преследовал… нет, не стрелок, а целых три стрелка, призванных уничтожить Крота (сам Алехандро Ходоровски), как зовут главного героя. Примерно как-то так начинается один из самых культовых, странных, жестких фильмов кинематографа, один из самых нестандартных и сюрреалистичных вестернов, какие только появлялись по обе стороны Рио Гранде. Казалось бы, что тут странного? Вооруженные головорезы, пустыня, черная одежда – все это избито и является атрибутикой чуть ли не любого мало-мальски уважающего себя вестерна. Но практически сразу видно, что в этом фильме что-то не так – голый мальчик (сын Ходоровски), хоронящий свою игрушку и отправляющийся прямиком во взрослую жизнь, черный зонтик, море крови и целый сарай трупов, а чем дальше, тем все проявляется в более и более странной форме, оборачиваясь в итоге совсем не обычным вестерном, да и вестерном лишь с одной грани своей формы.
Сквозь сюжетную линию, не упустив всех этих моментов символизма и постсюрреализма, продраться не то, чтобы сложно, но как минимум бессмысленно, учитывая, что акцент картины смещен с истории на изображение и действие, а сам сюжет ну ой как прямолинеен и примитивен. Более того, как гласит легенда, сценария как такового не было вообще. Были наброски и раскадровки сцен, но то, что это будет и о чем, Ходоровски решал уже по ходу съемок, снимая сцены ровно в той последовательности, в какой они представлены на экране. Формально, фильм можно разбить на две половины и относиться к ним, как самостоятельным лентам, любить и ненавидеть их по отдельности (есть поклонники первой части, которые люто презирают вторую, и наоборот).
Крот - самый быстрый стрелок в мире… ну, точней, в том мире, в котором он живет – отправляется по пустыне в поисках мудрости, будто крот, продирающийся сквозь толщу земли, чтобы увидеть солнце и ослепнуть. Основной его зримой целью является квест – уничтожить легендарных ганфайтеров и стать самым крутым в мире стрелком. Как-то так. Но на самом деле, это лишь общее направление его странствий. Параллельно с этим, он, к примеру, воспитывает собственного семилетнего сына, обучая его искусству быть мужчиной. Воспитание это, впрочем, заканчивается тем, что он оставляет своего сына с монахами-францисканцами, которых освобождает от похотливых бандитов-садистов. Вместо него, он берет с собой в путешествие Мару - наложницу-служанку полковника и предводителя банды, насильно взяв ее в жены прямо на песке. Говорят, что во время съемок, Ходоровски выгнал всех, кроме оператора, и самолично ссильничал актрису. О достоверность этой истории можно спорить, так как подобный поступок несколько криминален по своей сути.
Итак, от этой самой женщины Крот и узнает, что его предназначение – победить четырех легендарных стрелков. В принципе, в этом легко угадывается отрешение от какой-либо религии Ходоровского вообще, в сторону мистики. По фильму, подобную провокацию против сильных пустыни сей, Мара объясняет тем, что после того, как четверо мастеров револьвера будут отправлены на тот свет, она будет любить Крота, но рядовому зрителю должно быть понятно, что тут замешаны более сакральные и глобальные мысли.
Первый из мастеров – похожий на Иисуса слепой человек, живущий в крепости (символической, конечно) и охраняемый безруким человеком, носящий на плечах безногого. Второй – несколько самоуверенный толстяк, разговаривающий с духом отца и имеющий отношения, попахивающие инцестом, с какой-то таинственной женщиной. Мастер третий – музыкант, разводящий кроликов. С этими кроликами тоже интересная история. Ходоровски изначально планировал накупить тысячи этих мелких тварей, и выпустить их в пустыню, будто стадо бизонов. Но удалось достать только триста, а триста живых кроликов – это не так круто, как тысячи, и не так круто, как те же триста, но мертвых, поэтому Алехандро – добряк и душка – убил каждого кролика, попавшего в кадр, собственноручно. Четвертый парень тоже не от мира сего, бегает полуголый и с пуленепробиваемой сеткой. Так или иначе, Крот со всеми расправляется, но воспользоваться любовью Мары не успевает, так как его убивает странная женщина, предпочитающая сама остаться с той наедине. Тут начинается часть вторая.
На самом деле, Крот не погибает, как может догадаться пытливый зритель. Ведь еще 40 минут фильма, как никак. Начинается социально-едкая стадия картины. Бездыханный труп меткого и быстрого смельчака утаскивают под землю местные карлики, совершенно отталкивающего, как и все в этом фильме, вида. Этот народец постепенно вымирает оттого, что вынужден размножаться исключительно друг с другом. Да и вообще, им страсть как необходимо прорыть туннель из этой пещеры во внешний мир. Если честно, то это и была причина того, почему они спасли Крота. Так он вновь начинает функционировать в соответствии со своим именем, но уже в менее метафоричном значении. Но тут выясняется, что Крот к этому времени превратился в завзятого пацифиста и прорыв на поверхность будет осуществлен несколько более длительным способом, чем на то рассчитывали карлики.
Крот, вместе с подругой, которая его полумертвого выходила, отправляются на поверхность в поисках динамита, с помощью которого можно было бы пробить брешь в земной толще. Деньги на динамит они зарабатывают уличными представлениями и попрошайничеством. Вскоре к ним присоединяется священник, страстно желающий прибить Крота (по понятным, в принципе-то, причинам), но ради этого вызвавшийся им помочь в их благородном порыве. Вместе, они проходят через многие испытания, очень интересные с позиции как политической сатиры (масоны, американская культура), так и социальной травли, если посмотреть, чем все прогнозируемо заканчивается. Мощнейший посыл религиозной окраски на долгие годы зажигает маяк, к которому многие режиссеры и сценаристы последующих лет, вольно или невольно ориентируются.
Вообще, фильму ничего не грозило – ни известности, ни культового статуса, если бы случайно на его нью-йоркской премьере, он ни понравился владельцу одного кинотеатра. Тот решил поставить фильм в прокатный план на полуночный сеанс, так как даже ему было понятно, что подобное нормальный зритель вряд ли одобрит (памятуя еще не совсем угасший скандал в Акапулько). Постепенно слух о фильме пошел по всему Большому Яблоку и на сеансы стали притаскивать свои бренные тела не только бомжи и торчки, но и различные местные и заезжие, но еще не заезженные, знаменитости. Один из них настолько полюбил картину, что не только велел собственному продюсеру вытащить «Крота» из пучины безвестного кинотеатра пред лик всевидящего ока мирового зрителя, да еще и денег дал на следующую картину. Звали его Джон Леннон, играл он в ВИА The Beatles, но это уже часть истории следующего фильма Ходоровски.

1
0
5
KinoWriter Unknown
28 отзывов, 28 оценок, рейтинг 43
25 декабря 2013

По широкой мексиканской пустыне неспешно движется лошадь, верхом - сын и отец, разодетый в черное. Пока загадочный бродяга преодолевает дистанцию и успешно истребляет бандитов, "Крот" Алехандро Ходоровского довольно ловко притворяется вестерном. Стоит фильму преодолеть получасовой рубеж, агрессивный мексиканский вестерн перевоплощается в религиозную притчу, наполненную загадочными идеями и символизмами, которые сформировали Ходоровского как знакового и, возможно, ярчайшего режиссера в андеграундном кино. По сей день его шокирующие сюрреалистические картины являются бутлегом, а популярность "Крота" во многом принадлежит усилиям Джонна Леннона, который помог сделать запретный проект Ходоровского практически иконой "полуночного кино".
"Крот" привлекал внимание исключительно незаурядных личностей. Фильм был любопытен для хиппи и ночных гуляк, хотя позиционировался явно для более интеллектуальных лиц, которые могли фиксировать в этом двухчасовом шоу абсурда и сюра социальные, политические и религиозные подоплеки. Последние играют значимую роль в "Кроте", так как он представил нам своеобразную библейскую интерпретацию, давшую о себе знать во второй половине.
Сам фильм - и есть крот, который сперва обитает под землей, а позднее выползает из своей норы. С наступлением второго часа, фильм становится не только более глобальным и существенным, но и откровенным. Ходоровский демонстрирует и выплескивает наружу все человеческие пороки, совокупляет в одном проекте многие виды злодеяний, также разворачиваясь на тему реинкарнации человека. Эль Топо сперва предстает как отец-грешник, нарушающий моральные законы, а спустя время, он превращается в существо, которое подверглось наказанию за содеянное и теперь должен искупить вину добрыми делами. Правда, у Ходоровского все не так просто, а адекватные идеи рассеиваются среди необыкновенного и психически воздействующего визуального шоу, которое, как-никак, даёт сильнейший пинок содержанию.

0
0
9
Софья Новицкая
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг 3
7 января 2012

«...И когда он видит солнце, он слепнет»


Фильм «Крот» - самая известная работа эпатажного режиссера Алехандро Ходоровски. Снятый в семидесятом году прошлого столетия психоделический вестерн ( именно так определяют жанр этого фильма), сорок лет спустя продолжает шокировать зрителей своим видеорядом, ибо под прицелом камеры и неисчерпаемой фантазии чилийского режиссера, кино становится настоящим искусством!

«Крот» - не является «тяжелым» фильмом, как ошибочно можно предположить, Ходоровски вообще к зрителю не пристает и не давит на его чувства и эмоции, пытаясь вызвать сострадание. Однако картина совсем непростая, большинство людей после просмотра плюются и ночами не спят, но это не потому что вещь отвратная, просто уразуметь сложно ,зачем это в фильме так. Очень много символов, метафор, аллюзий, и все они носят сакральный характер. Нужно быть человеком очень просвещенным, чтобы понять и разгадать все, что сказано на языке кино в этой картине. Ходоровски действительно очень своеобразен, это и придает его работам особую художественную ценность: простое показано через ненормальное. Режиссер талантливо визуализирует свое воображение, превращая свою небанальную фантазию в настоящие кино. Яркие краски и сочные образы, недвусмысленные намеки и громкие заявления. Ходоровски вам не врет, он правду показывает. А неподдельность здесь во всем: и в пустыне, и в похотливых старухах, и в вырожденных уродах, даже в сцене, где ребенок стреляет в себе в голову, - все истина. Такого не бывает, скажите вы. "Вы просто там не были", - ответит вам фильм.

Интересен и неоднозначен образ самого Крота: он и бог, и человек. Здесь просматривается переосмысление режиссером христианства, возможно, некоторые назовут его восприятие религии искаженным, но в то же время оно не может быть неправильным. В первой части Крот - Бог- Отец, он устанавливает закон и вершит правосудие, во второй – Бог-сын искупает грехи человечества . И религиозность картины не ограничивается христианством – достаточно упомянуть , что вторая ипостась Крота — Лама, а городская церковь – это непонятная секта, где люди играют с богом в русскую рулетку.

Ходоровски называют Сальвадором Дали кинематографа. Возможно, это и имеет место быть. Однако фильм исполнен не столько сюрреализмом, а сколько наполнен символами, значения которых окажутся неоднозначными. И не всегда приятные с точки зрения общепринятой эстетики. Творчество Алехандро Ходоровски еще раз показывает, каким разным может быть кинематограф.

0
0
9
scheet
618 отзывов, 619 оценок, рейтинг 102
18 октября 2011

Считаю, что вопить по поводу данного фильма как ничего не понявшим, так и "понявшим всё" явно лишне. Вестерн "Крот", это пожалуй самый необычный, абсурдный, кровавый, философский, сатиричный, и Бог ещё знает какой фильм в своём жанре. Не надо грустить о том, что в процессе просмотра фильма Вами, не все тайные знаки фильма будут разгаданы, причины-следствия поняты, а персонажи опознаны. Работа безусловна мастерская, и ни капельки не выглядящая в 21 веке устаревшей. Конечно, поклонники классического вестерна явно исплюются, но заданный жанр наверняка был избран режиссёром просто декорацией. А сопутствующий ему авангард и абсурдизм, это уже явно более узкая стезя в искусстве.

0
0

Подборки Афиши
Все