Все развлечения Москвы

Все отзывы о фильме «Настройщик» (Россия, 2004)

6.5
оценить
Фото Алексей Васильев
отзывы:
918
оценок:
213
рейтинг:
1695

Две подружки за 60, Анна Сергевна (Демидова) и Люба (Русланова), имеют тыщи долларов и нуждаются в настройщике фортепиано. Андрюша (Делиев) и Лина (Литвинова), любовники лет по 30, умеют настраивать фортепиано и нуждаются в тыщах. Два с половиной черно-белых часа фильма нашей дорогой, любимой Киры Муратовой их намерения переплетаются кольцами мультипликационных удавов. Удавов — потому что Муратова как никто чувствует пульс современности с ее толстожопыми пиарщицами в трениках с лампасами, которые «подвезли бы, да сегодня мотор не заводится», и прочего отребья, пытающегося не то чтобы жить не по средствам, но выдавать себя не за тот класс, к которому принадлежит, и которое душит падких до блесток дураков. А мультипликационных — потому что никого, конечно ж, не удушат те анорексички, климактерички и просто двинутые, что разыгрывают ее очередную «песню о жадинах, хвастунах и дураках».

Короче, «Настройщик» — это затянувшаяся до формата индийского фильма юмореска Клары Новиковой про «накипь» Золя, очередной класс, не имеющий права на существование. Мазохистское удовольствие — ибо те немногие, у кого достанет внутренней культуры посмеяться над муратовскими «слишком низко падшими», автоматически испытают глубокое неудовольствие от собственной, невосполнимой в веках, культурной недостаточности.

3

Отзывы пользователей

Фото Егор Королёв
отзывы:
371
оценок:
371
рейтинг:
780
9

Разрушение идеалов (или в поисках счастья)
Этот фильм хочется смотреть и смотреть. Чтобы выучить наизусть все эти ужимки, рожи, рожицы, слова и фразы..
Я люблю Аллу Демидову. За вот этот её поднятый подбородок, взгляд царицы и как она пальчиками по лицу… Постаревшая дама с собачкой, оказывается, получилась благодаря самой Демидовой – она соглашалась играть только вместе со своей собакой.
Как всегда у Муратовой ни один эпизод – не случаен и я не представляю, как можно обойтись хотя бы без сцены с чашками или кассирши со своим «какое совпадение». Ведь даже бомжиха в кафешке – это всё где-то увиденное, подсмотренное. То, о чем мы иногда пишем в жж и называем «лытдыбр». Надо просто чаще замечать такие подробности жизни. Тогда жизнь станет полноценнее и вернее. Понятнее станет.

Я люблю «Настройщика» за:
- тётка моя/тётка общая!,
- девушку с вязанием,
- «там все потные» Литвиновой,
- конечно же косу,
- в обязательном порядке «Я с тобой ещё немного поживу»,
- мимику Делиева и его узбекские напевы,
- трамваи,
- фон: речевой и людской (вы заметили, что делают пацаны, когда Анна Сергеевна путает лесбиянок с клептоманками?),
- сыр рокфор, который Люба съела под кроватью,
- за общую театральность: актеров, сценографии.
И… и один из лучших поцелуев в кино. В фильме режиссёра, которая терпеть не может поцелуи на экране.

И еще много за что. Потому что фильмы Муратовой люблю за детали, которые в ансамбле выходят на уровень кинематографического шедевра.
Все эти перепалки, колкости героев, драка Лины и Андрюши за деньги – настолько естественны, что хочу знать, как такое можно снять.

Огрызнусь: рядом с Демидовой и Руслановой Литвинова пока не смотрится. С манерностью, в этой роли – смотрится. Но амплуа, амплуа надо переигрывать, а тут всего лишь одна из лучших ролей Литвиновой, которая во всех фильмах одна и та же. Одна и та же.

Больше двух часов остроумнейшего действия на счастье заканчиваются почти моралью, на минорной ноте. Которые заставляют зрителя подумать о себе. Пересмотреть. Чтобы за красивыми деталями понять себя и окружающих.
Анна Сергеевна не винит Андрюшу и прощает его. И слепой пассажир рассказывает историю о прохожем, которому деньги (читай: любовь, счастье - нужнее). В какой роли окажитесь вы: того, кого надурят и который простит обидчика или в роли того, кому нужнее?
Оказывается, идеальных людей не бывает. Ни один герой «Настройщика» к идеалам не относится. Да и мы с вами, оказывается, тоже не относимся. Оказывается – благодаря Кире Муратовой

6
Фото Vlad Is-love
отзывы:
8
оценок:
35
рейтинг:
30
9

Интереснейший фильм для меня по трем параметрам:

1. Удивительное актерское сочетание комичного (здесь скорее драматичного и серьезного) Георгия Делиева и невесомой и нежной Ренаты Литвиновой.

2. Прекрасный сюжет. Ненавижу,когда в комментах начинают пересказывать. Мы тут не изложение пишем. Выскажитесь - понравился или нет. Люди сами посмотрят.

3. ОДЕССА!!! Красивые места, эти уютные дворики - придают фильму колорит и особую красоту. Был в Одессе, находил места съемок - как будто в фильме побывал.

4
Фото Тёма Тёмный
отзывы:
22
оценок:
133
рейтинг:
27
9

помогите пианино, оно давно не играет. пусть зазвучит, как раньше, звонко и по-настоящему. как красиво вы играете, как красиво вы обманете.
ведь только муратова умеет так замесить свое тесто: ч/б с мобильными и фитнесом, мошенничество с искусством, гламурность с нет_денег_и_дома, аристократизм со сплетнями и хрупкостью. добавить в него свои фирменные соединения - маленькие кусочки прошлых лент, своих и литвиновских ("смерть собачки так же страшна, как и смерть человека"), - и испечь криминально-философскую комедийную драму, слишком обнажающую текучесть (раздевая её легко и смеясь). а что же там?
слабые, все такие слабые. бойтесь людей.
такое вот сообщение под соусом размеренной обреченности и привкусом усталости. выдохнуть из себя наносное и искать себе настройщика. пока не поздно.

кто-то плакал сбоку кадра.

2
Фото Julia
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
2

По моему мнению, все фильмы можно классифицировать на две большие категории: фильмы, в которых главное не ЧТО, а КАК, и фильмы, в которых главное ЧТО, а не КАК. Редко встречаются картины, в которых нет явного приоритета содержания над формой и наоборот; в которых работы режиссера, сценариста и художника дополняют друг друга, создавая неделимое целое. Так вот фильм «Настройщик» относится именно к последней немногочисленной группе.
С первых кадров фильма мы чувствуем, как сцена встречи героини Руслановой с мужчиной, с которым она якобы познакомилась по объявлению, символично поддерживается художником-постановщиком. Это проявляется в расположении большого количества стендов на заднем плане, до отказа заклеенных бумажками с хвостиками для отрыва, символизирующими многочисленные неудачные попытки Любы (Н. Русланова) устроить свою личную жизнь.
Весь фильм построен на контрастах, на крайностях, на гротеске.
Главный герой этого фильма - настройщик фортепиано, пианино и роялей Андрей (Г. Делиев), являет собой симбиоз высокого и низкого. Человек, соприкасающийся с высоким искусством музыки, пальцы которого «не стучат по клавишам, а утопают в них, как у Моцарта» оказывается ловким аферистом, вошедшим в доверие никому не доверяющей Анне Сергеевне (А. Демидова) и получившим от нее несколько тысяч долларов.
Рафинированную интеллигентку Анну Сергеевну, регулярно устраивающую у себя дома салонные вечера с пением и чаепитием таких же рафинированных интеллигентов, как она сама, авторы помещают в один трамвай с грубыми неотесанными кавказцами.
Муратова не пощадила и Ренату Литвинову, которая и в кино играет странных манерных девушек, усадив ее питаться за один стол с местной леди бомж.
Гиперболизированное преподнесение идеи фильма уравновешивается монохромным видеорядом. Если бы не он, у зрителя возникло бы перенасыщение и отторжение картины. Слишком сильны эмоции. Плюс цветовое решение кадров говорит само за себя: черное и белое – это крайности.
Пожалуй, этот фильм адресован идеалистам, которые смотрят на мир сквозь розовые очки. Сразу находим еще одно обоснование монохрома: исключение розового. Да, конечно, мир полон аферистов, но со мной этого никогда не случится, просто потому что я никому не доверяю. Сюда хорошо подходит поговорка: «В чужом глазу сучок видим, а в своем бревно не замечаем». Так же и Анна Сергеевна, постоянно предупреждавшая Любу о мошенниках за каждым углом, сама, оказавшись жертвой аферы, признала себя лишь жертвой своей глупости, и в итоге оправдала настройщика. Наивными доводами, но оправдала. Он стал желанным гостем в ее доме, и она полюбила его как сына. А мы прощаем тех, кого любим.
Не бывает идеальных людей – идея фильма, передаваемая через гротеск.

2
Фото Елена Сылова
отзывы:
11
оценок:
11
рейтинг:
4
7

Жизнь как пианино: требуется настройщик.
Ключевыми понятиями этого фильма являются игра, маска, лицедейство. Собственно, главный герой, хоть и внешне сильно изменившийся, - все равно клоун из «Маски-шоу». Такое «разыграть»!!! Потомок Остапа Бендера, унаследовавший его обаяние и смекалку, этот стремится вовсе не в страну, где все носят белые штаны - его «синяя птица» уже давно в клетке. А, вернее, это кошка на чердаке, которая гуляет сама по себе. Она любит дорогие вещи, изысканные блюда и себя. Он слишком к ней привязан, чтобы не удовлетворять ее просьбы-прихоти-истерики. Она еще «побудет с ним», с «тем, который стал после». Хрупкая и утонченная, изящности которой позавидовали бы древнегреческие статуи и позеленели бы всем своим мрамором – она заняла место в его сердце. Поэтому он так хочет сделать ее счастливой. Загвоздка в том, что он беден. Его бедность и толкает на аферу.
Любопытна современная «реинкарнация» классического образа русской литературы – вот уж воистину «женский» фильм: теоретическое обоснование убийства богатенькой старушки проистекает именно из уст Лины, которая обвиняет Анну Сергеевну в незаконном убийстве, по крайней мере, целой группы детского сада (=аборты). Безусловно, такая параллель и связь с великим писателем опосредованна, но идея о том, что человек жалок и отнюдь несовершенен – эта идея насковзь пропитала всю русскую культуру, начиная еще с предшественников Достоевского.
Андрей приходит к Анне Сергеевне (в исп.блистательной Аллы Демидовой) настроить пианино: достает оттуда мышь –мастер на все руки, только вот эти руки не способны настроить душу на нужный лад. Там ведь тоже давным давно – мышиное гнездо. И сил внутренних не многим меньше, чем у вышеупомянутого грызуна. Недаром, в финале фильма в этом трамвае, едущем без остановок, Анна Сергеевна произносит: «Люди – они же слабые!! Бедные, беззащитные люди!» Тем самым оправдывая во многом главного героя. Да, он мил и очарователен. Но он из неудавшихся. Вся его душевность, расположенность к пожилым героиням, его великодушие и благородство будут перечеркнуты последним «аккордом» -и как мастерски!! Впрочем с тем же мастерством он играет на пианино –и вся переживания на лице –и вправду переживает каждую ноту, каждый аккорд. Но верхнее си что-то западает. И недаром он ударяется плакать –совершенно внезапно – сокрушаться о том, как сильно он привязался к Лине.
Талантливый настройщик и его возлюбленная все разыграли как по нотам: и письмо из Франции, и справочник с номером общественного туалета, и более чем символичный разговор по телефону –из уборной частной (ванная Анны Сергеевны) в уборную общественную. Отдельно стоит отметить театр одного актера –собственно приход Лины: ее ослепительное появление – особенно ослепляли лезвие косы и ее улыбка!! Второй акт этого спектакля уже исполнил второй актер – Андрей – рассказывая удивительную сказку о Божьей благодати и озарении –неудавшийся человек, так говорить о святом!
Занимательно, что этот фильм повествует о двух кражах –но ошеломляющая виртуозность исполнения одной лишь подчеркивает бульдозерную неуклюжесть другой. Так называемый супруг Любы, этой несчастной подруги Анны Сергеевны, обкрадывает свою новоявленную женушку –подло, мерзко и банально. Чего не скажешь о самой сцене: Люба в вагоне поезда, везущего ее отнюдь не медовый месяц проводить, а за окошком –толпа продавцов гигантских мягких игрушек. И дивная музыка. И убегающий – проталкивающийся через неуклюжих тигров, несуразных бегемотов, странных людей, - «возлюбленный» Любы.
Однако Андрей и Лина решают поиграть в Дон Кихота и обретшую плоть Дульсинею Тобосскую. Благодаря опять-таки отлично разыгранной сцене, герои конфискуют деньги у горе-супруга. Но только лишь для того, чтобы «ввести» их уже в новый, ими отлично срежиссированный спектакль, под названием «Круговорот денег в природе».
Ключевым понятием здесь является слово играть. Это театр на экране – нет театральности – вычурных декораций и нафталиновых занавесей – есть игра в жизнь, чувство, эмоции. Это пространство постмодернизма, где все игроцентрично: и жизнь в частности. Кульминация этому: Андрей, играющий для своей «благодетельницы» в последний раз – закатывая глаза, с придыханием, с ужимками. Пожилые слушальницы, увы, не видят, его лица. А он хитрит, улыбается в кадр, ухмыляется и грозит пальцем. Поиграл с судьбой – вытащил счастливый лотерейный билет! Чего не скажешь о самой Анне Сергеевне, для которой даже путь в банк с ее любимой собачкой заказан. Собственно, без Микки все наоборот. Но стоило ли чуть пропели петухи идти в банк (в буквальном смысле этого слова), в котором работают люди исключительно странные (впрочем, как и все герои Киры Муратовой) и практически одни близняшки, чтобы узнать, что тебя так жестко разыграли.
Как же изменился портрет ее «Андрюшеньки» в сознании пожилой женщины!! В милиции Анна Сергеевна «воссоздает» портрет абсолютного урода– но такими злобными гиперболами говорит преданная душа и обиженное сердце. И как изменился ее голос – в нем слышатся надрыв и истерика.
Финал расставляет все точки над “i” и все ноты по линейкам: Анна Сергеевна очень по-христиански винит во всем саму себя. И как важно в кино оказывается слово. Слепой точно иллюстрирует ее слова своей притчей об уроненных им деньгах, которые оказались более необходимы прохожему, подобравшему их с земли. Финал не безотрадный, так как теплится еще огонек надежды, что замолятся грехи Андрюшеньки этой милой женщиной. И что и в этом неудавшемся человеке все-таки сохранится то трепетное чувство, руководствуясь которым Андрюшенька все-таки не следует коварно-кровавому плану своей Лины.
Театральность приемов подчеркивается более чем удивительными персонажами, населяющими пленку: это и охранник в магазине, женственно-жеманно обыскивающий Андрея, и «виночерпий», угощающий на пляже вином, и бомжиха, трапезничающая почти «ананасами в шампанском» и страдающая дальтонизмом, и девушка, поющая в трамвае душещипательные песни, и люди, скачущие по улице безо всякой причины. Удивительный мир странных людей–почти манекенов с нарочно механическими голосами и жеманными манерами. Именно в таком мире правит бал ее величество игра постмодернизма. Однако этот фильм есть свидетельство того, что даже в постмодернизме сохраняется духовная вертикаль, как свидетельство того, что человек создан по образу и подобию Божьему.
июнь 2007

1
Фото Yoko_Ana
отзывы:
1
оценок:
119
рейтинг:
1
7

«Настройщик». 2004.
Режиссер: Кира Муратова.
В главных ролях: Алла Демидова, Нина Русланова, Георгий Делиев, Рената Литвинова

Идеальный звук для настройщика

Настроить пианино – сложная штука, требуется специалист. Человек устроен не проще пианино – и ему тоже нужен настройщик. Фильм – о камертоне каждого из людей. Можешь ли ты издать эталонный звук?
Говорят, Алла Демидова не соглашалась сниматься в кино без своей собачки Микки, и Микки стала персонажем. У Муратовой профессиональные актеры работают на одной площадке со случайными людьми. Картина от этого получается контрастной, живой и преувеличенно реалистичной: фильм и привычная нам реальность перетекают друг в друга, сплавляются. Типичные черты стиля Муратовой: гротесковые характеры, постоянное повторение фраз, внимание к необычным мелочам («А как вы думаете, почему пианисты так кривляются, когда играют?») – все это погружает в легкий транс и ежеминутное удивление. Кира Муратова, достигнув к своему 70-летию высочайшего уровня режиссуры, наполняет черно-белые кадры «Настройщика» прозрачной изгибающейся асимметрией решеток, вентиляторов, жалюзи, винтовых лестниц. Лестниц, как и зеркал, в фильме очень много – и пространство от этого закручивается и углубляется.

Время и место не поддаются точному определению: события укладываются приблизительно в три недели, происходят, вероятно, в приморском городе. Муратова как-то мрачно призналась, что прежнее намерение снимать бессюжетное кино обернулось для нее ложной гордыней. «Приходится использовать сюжет», – говорит мастерица передавать смысл изображением. Сюжет вплетает в себя библейские мотивы, античную драму и обывательскую криминалистику. Настройщик пианино Андрей – инструмент в руках его женщины Лины, жаждущей денег. Андрей входит в доверие к фешенебельной Алле Сергеевне и ее подруге-домохозяйке Любе – в качестве персонального настройщика их пианино. И – после обманной комбинации – элегантно добивается того, чтобы дамы сами положили свои сбережения ему в карман и отправили на самолет, на свободу. Казалось бы, обманутых женщин нужно считать жертвами – их обокрали! Обокрали и душевно, и материально. Не убили: их развлекали и мило пасли. Но, всмотревшись в фильм, на первый взгляд, развлекательно-игровой, появляется чувство жуткости, ритмично разлитое ядом.

Искушение человека – главная тема. По сюжету здесь соблазном являются деньги: и практически никто из персонажей симпатии не вызывает, потому что искушается деньгами. Настройщик проверяет человеческий камертон – стойкость и лучшие качества души. Алла Сергеевна поддалась искушению: захлебнулась восторгом выигрыша в искусственную лотерею, вполовину растеряв человеческую разумность. Лина, подруга Андрея, тоже хочет денег: но она выступает роковой силой, Фатумом, который насылает настройщика – свой инструмент – на слабые души людей. Лина называет себя «рукой Бога» и считает, что вправе убить Аллу Сергеевну за ее априорные аборты. Их обман выглядит возмездием: камертон Аллы Сергеевны звучит плохо, колеблется в сторону легких денег и склонен обвинять близких людей в не совершенных ими уловках (Любу в краже часов или знакомого Мишу в краже рокфора). Утрированная мимика и речь, масочность всех без исключения персонажей усиливает впечатление театрального действия, заостряет его драматичность.
Лина – Лилит и Ева для Андрея: предлагая ему яблоко и даря свою красоту, как Ева («Я еще поживу с тобой немного. Я с тобой немного поживу»), она как Лилит – роковая женщина, склоняет его искушать других. И в финале фильма речь обманутых героинь звучит неискренне: «Люба, ведь это я во всем виновата. Люди слабые, я Андрюшеньке сама соблазн под нос подсунула». Алла Сергеевна не понимает, что орудие соблазна было направлено против нее, и она не устояла. Ощущение полного падения в Тартарары появляется в сцене с поддельным банковским выигрышем: когда Алла Сергеевна из туалета (чтобы никто не слышал о ее огромном выигрыше) звонит в туалет же (главный банк), где Лина, Татьяна и уборщик выглядят по-чертовски: одетые в черное, снисходительно-сладко улыбаясь грехопадению досточтимой дамы. Симпатию может вызвать Люба: она искушается любовью и совершенно искренне отдает свои деньги всем нежным проходимцам на ее пути. Любви ей так и не достается – возмездие касается каждого. Настройщик не злой и не добрый: есть работа такая – камертоном проверять.

1
Фото Vera
отзывы:
4
оценок:
3
рейтинг:
1

Давно не видела такого китчевого российского кино. Фильм весь исполнен в черно-белом, что придает ему отдельный шарм и изысканность. В не цветном светотени играют совою отдельную роль, они акцентируют внимание и создают неповторимые образы изящества и утончения. Офигительно красивые сцены, которые замирают на несколько секунд для того, чтобы каждый мог их прочувствовать. Литвинова очаровательна: проста по-детски и астрономически сложна. В ней сочетается нелепое и жестокое с красотой womee women. Все это просто влюбляет.


Визуальную гармонию и изящество добавляет неповторимый акцент. Нет, даже, скорее, интонация, с которой общаются герои. В ней что-то есть, такое, трудноуловимое, с какой-то нелепостью, и раздражающее поначалу. Это все форма, которая своим изящным бесцветием добавляет красок содержанию. А содержание глубинно, непонятно поначалу, но по-смешному грустно в конце. Несколько раз повторяются одни и те же фразы, возможно для того, чтобы мы не слушали слова. Фраза Литвиновой «я еще поживу с тобой» отразила все, что она сказала до и после. И то, что было умолчено. Так банален незаслуженный обман, которого добился герой, и так смешны «ягодки», которые оправдывают его за этот обман. Так же оправдывает женщина мерзкие поступки мужчины, которого любит. Женской глупостью, детской искренностью и любовью заканчивается эта смешная и изящная проза жизни.

Отличное кино, меня цепануло.

1
Фото Anushik
отзывы:
4
оценок:
4
рейтинг:
6

Муратова приблизилась к кинозрителю, да так, что некоторые посчитали это снисхождение большим шагом в сторону зала и позволили себе громко смеяться на показе. Сойдет за чудаческую комедию, как «трейлер» Ренаты Литвиновой за артхаусное кино. Последняя Муратова очень актуальна, проста и просто необходима. Нас, обыкновенных людей, на экране так много, что регулярно становится неудобно смотреть на себя в потрясающем кино (какая честь!).
Лесбиянка или клептоманка - это виртуозно и смешно в произношении Дамы СС (С Собачкой). Можно всем вместе громко ликовать, но потом следует притихнуть, каждому по отдельности. В кино это явление - авантюрная комедия, но после оно поселяется у тебя дома и бесконечно проецируется на белую материю на стене. И, как обнаруживается, авантюру так виртуозно может растянуть лишь Кира Георгиевна Муратова, а на самом деле после нее в большинстве случаев наступает печальное расположение духа и ощущение опустошенности. Оттого, что Муратова стала доступнее, все поразительно легко накладывается на нашу реальность - и радуешься, и смеешься, и плачешь. Муратова, уже не такая тяжкая и требовательная, все же ставит зрителя в неловкое обнаженное положение, в котором есть, чувствуется что-то очищающее. Но от этого формируется в смотрящем не что-то твердое и наэлектризованное, как истерия («Астенический синдром»), а жидкое и теплое - классические слезы, когда принюхиваешься и чувствуешь, как пахнет дом старых людей.
С годами человек понимает, что с ужасом лучше бороться «потише». А пожилые и агрессивные представляются чем-то неправильным и противоестественным. Спустя много лет удивительный созерцатель выказывает элегантную воздержанность, заслуживающую восхищения. Пройдя и проведя своего зрителя через различные психофизиологические синдромы, Муратова перестала повышать голос, наступило никак не приятие, но прощение и осознание необходимости старомодной доброты (в лице Анны Сергеевны). И бесконечно прекрасно видеть то, что давно желалось, но не представлялось: явление «ультраактрисы» (Алла Демидова/Анна Сергеевна) с тональностью Медеи в роли смешной, благородной и обманутой старушки с пародийной компаньонкой (Н.Русланова/Люба). И шутовской персонаж здесь не является комическим повторением главного, а становится ею же. Это не двойственность, которой обставлен город, это отдельные ценные одиночества. Прекрасных, готовых любить женщин становится две. В некоем капиталистическом мире может произойти такое, что буржуазная мадам и пролетарская Катька сойдутся в будуаре-бомбоубежище, чтобы вместе спастись, попивая чай из красивых чашек. И человек спасется, пока «старые Кабирии подлежат вечному обману» (Т.Москвина).
Остается неразрешенным вопрос о моральности реставрационных работ, в частности, относящихся к антикварным предметам. Вещи, которые пожили и готовы к умиранию, мастера пытаются замумифицировать, чтобы потомки узнавали свое прошлое в лицо. Но в мертвых объектах уже нет духа. Анна Сергеевна и остатки ее не ориентирующихся в комнате старичков – работа реставратора-Муратовой, восстановившей их помятые маски, но помогающей также продолжению их простого и чистого духа. Сегодня предпочтительней и престижней удержать любыми способами кабинетные столики и ореховое трюмо, нежели своих пахнущих старичков.
Когда «Маски шоу» попадают в антикварный салон, где почему-то еще задержались люди, у них зарождаются естественные мыслишки. И берется посторонний, который фокус-покус – и уже любименький Андрюшечка, настраивать музыкальный инструмент, где, что интересно, только верхняя си и зашкаливает - нет предела совершенству у чутких женщин. Разоблачение верхнего си – задача для таких аферистов, которые до кризиса-дефолта обучались музыке. Этот тип идет дальше, проникает во внутренности фортепиано, там где самые нежные части: молоточки и струны, в поисках мыши с лицом, поразительно похожим на его. Но эти чудесные женщины не прислушались к фальшивой нотке (или не захотели), «и увлекла их музыка...». Это куколки, которые свили гнезда и плетут в них узоры из шерстяных и шелковых нитей, не переставая верить в наступление следующего этапа их развития. Вот только заботит, что, когда придет время, крылья их не до конца раскроются – места мало и потолки низкие. Не считая начала очень тактичной охоты, тихой, с одним единственным сачком.
Муратова, к радости человека, нарушает законы жанра. Авантюра полноценно не срабатывает, потому что от «антикварного» сознания пострадавшая обвиняет после всего только себя. Настройщик – мошенник представляется старательным и одаренным человеком, который помогает бедной девушке вязать свитер. В его осторожной и располагающей к себе речи содержатся и такие мысли: «каждому нужен свой настройщик», «как собаки переносят запахи людей», «человек всегда возвращается к любимому вкусу мяса». Это авантюрист всепонимающий и с коровьими глазами, в которые вглядываешься, но все равно – ничего не понять. Человеку хотелось бы жить, а вместо этого приходится кривляться и выживать. Это образ милого мошенника, старательного и устающего под конец. Возникает такая возвышенная и прекрасная атмосфера, когда любишь и помогаешь и недоброжелателям, и доброжелателям, и мошенникам, и порядочным людям… Ведь ясно, что настройщику необходимы деньги, чтобы удержать кровожадную чудную птицу, потому что он ее любит и не хочет отпускать, и т.д. и т.п. И долгое и странное целование криминальных любовников на берегу - не случайный контрапункт, а такая щекотливая ситуация, когда «подонки тоже любят и ждут чуда». Они такие талантливые, красивые, приходят к тебе домой - навещать. Все, как прежде, удивляет только непосредственное поведение подлости. Потом женщинам становится обидно, что их подставили («Человек всегда возвращается к любимому вкусу мяса»), но хороших мгновений, как он ходил к ним в «бомбоубежище», пил с ними нежно чай, беседовал со всезнающим мопсом - не забыть. Они же, пребывая в старческом забытьи, будут вспоминать только хорошее. О том, что все рано или поздно получат по рукам и по голове, говорить не будем.
Где-то в сети, помнится, Муратова в интервью говорила: «Я не кошка, чтобы любить людей…». В сеть не верим, поэтому подвергаем эти слова сомнению. Людей Муратова собирает вокруг себя, любит старательных, трудолюбивых и таких, что с шармом. О чем говорит продолжающееся сотрудничество с жизнеутверждающей комик-труппой «Маски- шоу» (одесская находка Муратовой), плодотворным сборищем разнообразных типов, которые населяют двинутый «город, который я вижу во сне». У Муратовой люди нездоровы, но все же люди. Нелюди практически отсутствуют.
В «Настройщике», как всегда у Муратовой, важное и нужное произносится в «общественной уборной» и с дефектом речи. Социальные расслоения (лестницы вниз - вверх); множественность абортов, но не забыть продлить карту в фитнес-клуб; частное использование набора «Сменяемые лица»; создание семьи по объявлениям. Все, на чем не следует зацикливаться, но о чем надо знать и поплакать. Ничего стабильного в мире, кроме добра. Великая и удивительная страна – Россия, в которой большей частью ощущение «над пропастью». Но обязательно проедет автобус, «конечная остановка» – пропасть, с Анной Сергеевной и Любашей, которые спасутся и соответственно спасут остальных пассажиров.

1
Фото verstapen
отзывы:
10
оценок:
244
рейтинг:
14
1

Очередной "голый король". Кто не понял, тот дурак.
Пустой, как скелет, сюжет.
На нем висят лоскутами какие-то блеклые идеи режиссера.
Каждый присматривается и ищет свою глубокую трактовку этого кино.

0
Фото Рок-живописец
отзывы:
67
оценок:
81
рейтинг:
20
9

До Муратовой добрался. Начиналось слишком странно и чудаковато, а заканчивалось обычной пьесой с двусмысленным финалом, но посередине было самое то. Интересно было бы почитать интервью этой дамы. Вообще, чудаковатость в большой цене, слишком редка, так что постоянно о ней забываешь…

С одной стороны подход на редкость необычный, с другой все же совковый. «Советская школа кино»…

Явить себя благодетелем, чтобы после сильнее обмануть – вот такие самые печальные повести на свете в ходу… А с другой стороны бабушки действительно были достойны обмана – и денежки их явно были не заработанные…

И тут еще тема победительной силы искусства, потому что мужичок-то играл действительно прекрасно… И тема гения и злодейства, и прощения гению всего… Только я гениальности не вижу! Точнее, вижу, но лишь в ловкости мошенства! Ведь он все умеет и, значит, мог бы просто иметь работу-деньги…

А его баба (как ее?) производит слабое впечатление, уже надоели ее ужимки, одна и та же интонация… Хотя тут все так построено, чтобы выделить именно мужичка, т.е. у нее просто роль второго плана…

Конечно, не очень-то правдоподобна такая доверчивость бабушек… Хотя, если речь идет о реликте «советского дворянства», какой-нибудь бывшей актрисе… Кстати, весь сюжет сильно отдает (сознательно?) разговорами, как уберечься от мошенников – с примерами тех, кто не уберегся… Иллюстрация к пословице «горбатого могила исправит» - и я ей тоже прекрасный пример!

Сильна абсурдистская линия – но она для украшения здесь, потому что в целом фильм аккуратный. Немного напомнило «Мастера и Маргариту» Бортко, немного Михалкова, Германа-младшего (и старшего), что-то еще…

Для чего вообще нужны фильмы? Они дают образцы образа действий, некие примеры для подражания хотя бы в частностях… (Музыка дает настрой, книги – движение мозгам, интересные картинки – некие секундные обновления…)

0
Фото Михаил Заикин
отзывы:
180
оценок:
311
рейтинг:
359
9

Гениальная картина Киры Муратовой.

Возможно лучшая роль Ренаты Литвиновой.

Новые грани таланта Георгия Делиева (фронтмена "Маски Шоу")

И вечно обаятельная неподрожаемая жемчужина Черного моря - Одесса - в главной роли конечно же...

0
Фото Кристина
отзывы:
80
оценок:
251
рейтинг:
99
5

- Женщина, женщина! Женщина, идите сюда! вы! Да, да, вы....Ну, что вы! Это я вам! Женщина! Идите сюда! Вы, да вы!!! - указательным пальцем зовет Рената Литвинова бомжиху, только что нашедшую в помойке помаду, - да вы что глухая? вы..Вы! Женщина.......
Кажется, что это продолжается целую вечность, но в конечном итоге женщина садится за стол и начинает жадно есть рыбу, которую ей отдает Рената. Наливает вино: "Вы не брезгуете, если из моего стакана?"
Фильм "Настройщик" не очень интересен по смыслу - такую историю можно было бы с легкостью уложить в короткометражку. НО. У него много красивых и продуманных до мелочей сцен. Этим он и ценен. Если вы готовы получить эстетическое удовольствие, не напрягаясь и не следя за сюжетными линиями, то это для вас. И Рената Литвинова невероятно красива........

0
Фото Renat
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
0

Одного впечатленья не создалось. Однозначно мне хороший фильм. Поначалу как будто хочется придраться к всяким мелочам, но минут через 10 забываешь. Хорошо. Кино очень стильное, все предметы интерьера и костюмы очень продуманы. Делиев, Демидова и Русланова превосходны, Рената как всегда, но она неприкасаемая, после порядка, с которым сталкиваешься в миру, кажется, что вот Ренату так и смотрел бы, и слушал бы сутками напролёт... Ещё создалось такое состояние, что фильм вневременной какой-то. Когда происходят события не понятно, такое вроде сейчас, а вроде НЭП, вроде про нас... Мне понравился Делиев, если б ещё без клоунады, которой впрочем мало было и без прочих товарищей из комик-группы маски, то вообще кульно б было. Да и ещё вот с концовкой как-то не очень, такой вот конец, что он раньше должен был быть, а его чутка затянули, но в этот промежуток между концом логическим и концом фильма осознаёшь просмотренное, и когда я смотрел фильм, то думал: а герой-то хороший или нет, а в этой концовке слепой мне как бы и ответил... В целом красиво, в меру юмористично.

0
Фото Tatiana
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
0

Я не особо знакома с фильмами Киры Муратовой, но не зная, кто режиссёр, можно было бы предположить, что Литвинова. Странные диалоги, странные люди. Порою смешно, в итоге грустно. Все роли в фильме характерные, и актёры блестяще справились с ними. Русланова играет "свою" роль. Немного нахальная, но доверчивая и мечтающая о любви пожилая женщина. Демидова - манерная аристократка. Литвинова - молодая, красивая, но бедная стерва. Делиев - неудачник за 30, его персонаж вызывает смешанные чувства -симпатию одновременно с отвращением. Делиев и Литвинова пытаются "достать" деньги, которые им так нужны, а когда они их получили, у меня возникло ощущение бесполезности всего этого. И денег не много, и старушек очень жалко.
Фильм длинный - около трёх часов, немного затянутый, но достойный внимания!
Поклонникам Литвиновой гарантированна доза удовольствия.

0
Фото Kvasok
отзывы:
8
оценок:
8
рейтинг:
8

О «Настройщике» Муратовой пишут в два голоса – что это Муратовская и одновременно не-Муратовская вещь. Муратовская – потому что черно-белый мир под меланхоличной линзой ее микроскопа стал еще подробнее, мельче и оттого еще парадоксальнее, живописнее, искуснее. Что, как и всегда, Муратова решает классические темы подручными «дерибасовскими» средствами, поэтому получается своеобычно и остро, а теперь еще и смешно, и умиротворенно. Впрочем, это последнее - уже про не-Муратовскую вещь. Наконец-то эта строгая женщина засмеялась. Не счастливым победным смехом, а зашутила. Взахлеб, от души, наполнив мир клоунадой, приставив к привычному «нулю» постоянно падающую палочку. «Сладкая пилюля», леденец – прозрачный и волшебный, сваренный в конфликтах, капризах и находках примадонн и уличной массовки, «Настройщик» оставляет долгое, сравнимое с «Килл Биллом», послевкусие и с удовольствием смакуется и зрителем, и, кажется, самим режиссером.
Вот о чем примерно думает и пишет критика. А у меня из головы не выходит Чаплинское кино. Как особый, может быть, «важнейший из» киноязыков. Муратовские фильмы всегда тяготели к немоте, продолжая, вслед за Чаплиным, выдерживать паузу, чертить линию и останавливать взгляд, подчиняясь аккордам за кадром в едином жесте. И именно «Настройщик» сей немой магнит выявил. Но, - скажет любой, - все это встречается и в других фильмах, не только Муратовских. - Нет, - возражу, не заботясь о собственном опыте и эрудиции, – никогда немое кино не возвращалось вот так, целиком, как событие и модель. По частям, по фрагментам – было: черно-белый цвет, нелепой старины костюмы, наивный пафос, иконические ракурсы, балетные па, немые сцены и комизмы. Но я не помню, чтобы целиком. А тут, в «Настройщике» немота не просто возвращается – в нее именно превращается кино, оставляя привычные звуки и картинки как клочки пустого кокона, где все киношное хозяйство лежало бесхозно, невязко, неорганично, неживо. А что сделала Муратова со старым, дребезжащим «фоно»? – Она зашила его в тембры и рифмы актерских реплик, заставив сначала рисовать смысл на губах, а потом – пропевать и повторять его, извлекая звук из скроенной физиономии. Она и тексту вернула статус титров – глупых и парадоксальных заклинаний, рождающих в сознании письмо-картинку.
«Настройщик» для меня – вполне современное кино, уложенное в позицию «немого» эмбриона. И эта «свернутость» удивительно уютна и удобна, как сотовая связь, которой без конца пользуются герои фильма. Ее органичность свободно и хорошо осознавать, глядя назад, на прежние Муратовские работы. Они легко «ловятся» в «Настройщике», как положенные в суп продукты, хорошие сами по себе.
Может быть, поэтому, а вовсе не из-за безопасного «саспенса», доброго юмора и сентиментальной концовки, фильм так настойчиво, даже агрессивно отраден.
Опрокинутый с ног на голову бело-черный и немой язык Муратовой заставляет воспринимать фильм как бесконечную игровую возможность – актерскую, операторскую, литературную, зрительскую: когда-то мы уже пережили черные брови на белом Чаплинском лице, а теперь весь мир залит белым светом, и в нем очертя голову летают не то ангелы, не то мухи. «Немое кино» Муратовой, где старые сантименты заложены в орнамент, комизмы – в живопись, где страсти нуждаются в карманном зеркальце, а поцелуи – в помаде, где слова – джаз, где тапером – настройщик.

0
Фото Kostia
отзывы:
11
оценок:
153
рейтинг:
7
9

Две небедные дамы под шестьдесят развлекают себя на подсознательном уровне столкновениями с финансовыми аферистами разного калибра в антикварных интерьерах – а что им еще остается? Двое бедных влюбленных (один так точно) не видят другого для себя выхода, кроме как поучаствовать в предложенных развлечениях.

Красиво постаревшая и оттого пронзительная Демидова, вызревшая до состояния классического комика в Чаплиновском понимании Русланова, эпизодично великолепная Литвинова, странно к месту Делиев и многое другое. Старушки, старческий снобизм, антикварная пыль, молодость со всеми ее животными желаниями, в общем, все это в странном переплетении. Муратова обрела внятность, и не в ущерб своему стилю. И фрики, и неконтекстные фразочки-повторения, и картинка на месте, но четко, мастерски, без намеков и незавершенности (если вы, конечно, не на волне ее предыдущих фильмов и собственного диагноза). Девушка с косой в исполнении Литвиновой – просто шедевр. Ну очень редкий для сегодняшнего дня фильм, местами смешной (не ржачный) до ностальгии, пропустить который – преступление против себя. Мораль фильма в сильном финале: жизнь невозможна, не взирая на возраст и благосостояние… или же прекрасна вопреки тем же параметрам. Твое (счастье, любовь, деньги, друзья, недвижимость, и т.д.) – только если тебе это нужнее, а не по каким-либо другим причинам.

Про Литвинову отдельно. Девушка заигралась до гипертрофированной самопародии, на фоне которой блекнут все галкиновско-аншлаговские потуги. Съемки «Настройщика», скорее всего, были до «Богини», и Литвинова «просекла фишку», но слишком уж растиражировала. Она как концентрат – только в натуральном виде, без фона - невозможная, а при растворении может довести до совершенства многие вещи.

0
Фото наталья
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
0

Совершенно безумно: безумные тона, интонации, взгляды, фразы, игра актеров. "Извлекать звуки", как говорилось в фильме, - мне кажется, что именно это и есть красная линия фильма. Извлекается все, из глубины, из "простых" букв, звуков, цветов - самая глубина. Не считаю, что Литвинова исчерпала себя. Потрясающая игра актеров: мимика, движения, жесты. Мне кажется, что можно было сделать этот фильм одновременно немым, хотя, с другой стороны, без слов его смотреть невозможно. Потрясающее чувство юмора на грани комедии и трагедии. Советую посмотреть всем возрастам.

0
Фото Mike
отзывы:
24
оценок:
10
рейтинг:
13

Скажу честно: фильмы Муратовой ранее не видел, но много о них слышал. Не являюсь эстетом, но, как человек любознательный, решил приобщиться. Ушел с полфильма, ибо драйв (напряжение) в фильме отсутствует как таковой. В фильме полно лишних, бессмысленных сцен. Судя по всему, это не манера автора, а просто его невозможность отрезать лишнее.

Очень похоже на фильм Германа "Хрусталев, машину". Неплохая задумка, отличные актеры. И при этом фильм невозможно смотреть из-за его крайней затянутости. Видимо, и здесь то же самое - сказывается ВОЗРАСТ автора. Не маразм, конечно (один Делиев у Муратовой в серьезной роли чего стоит), а просто невозможность сконцентрироваться. Что в этом фильме могло понравиться ТАК, чтоб на три тыщи знаков растекаться - не понимаю. Скука!

0