Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.8

Фильм
Усама

Osama, Нидерланды, Ирландия, Япония, Афганистан, Иран, 2003
О фильме
Драма
Сиддик Бармак
20 мая 2003
1 час 23 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

5
Роман Волобуев
535 отзывов, 587 оценок, рейтинг 11393
26 января 2005

Большеглазую афганку 12 лет, живущую в глинобитной халупе с матерью и бабкой, переодевают мальчиком и отправляют на заработки — всех мужчин в семье убили, есть нечего, а работающих женщин талибы побивают камнями. Став из-за остриженной головы еще красивей, дитя бродит по полумертвому раздолбанному артиллерией Кабулу — беззащитное перед бородачами, патрулирующими город на грязных внедорожниках, одичавшими сверстниками и похабными старцами, которые по доброй, восходящей еще к «1001 ночи» традиции не склонны преувеличивать разницу между мальчиком и девочкой.

«Усама» — первый фильм, произведенный в постталибском Афганистане, объехав чуть не все фестивали мира, получил свою порцию как гуманитарных всхлипов, так и шуток про то, что «Золотой глобус» (его фильму дали прошлой зимой) положен лишь тем малым кинематографиям, по родинам которых США уже успели отбомбиться. Справедливость последнего наблюдения, впрочем, не умаляет действительных достоинств картины — это компактное, на диво живое кино, не кичащееся (что для пресловутых малых кинематографий редкость) своей наивностью, да и не наивное вовсе, наоборот — вольно и умело гуляющее сразу через несколько уровней реальности: актеры тут играют более-менее самих себя, а оператора в какой-то момент выволакивают из-за камеры, чтоб привлечь к шариатскому суду. Сказать, чтоб фильм Бармака (к слову, вгиковского выпускника) обладал какой-то бронебойной сокрушающей художественной силой, — изрядно покривить душой. Те, кто убежден, что страдания народов третьего мира — это такое специальное фуфло, придуманное местными кинематографистами с целью разводить слезливых фестивальных отборщиков, останутся при своем убеждении. Тем, кто готов на минуту допустить существование где-то далеко совсем другой жизни и других проблем, станет жалко ребенка и стыдно за свои, например, вчерашние сетования по поводу невозможности купить в Москве зимой свежую землянику. Хотя такие крохотные и недолговечные подвижки в головах жителей Москвы или, скажем, Берлина, конечно же, не стоят горьких слез афганской девочки — настоящей или выдуманной, неважно.

3
0

Отзывы

7
enlightened
483 отзыва, 589 оценок, рейтинг 88
7 января 2015

весьма познавательный фильм из жизни женщин в Афганистане. после него хочется воздать хвалу христианскому богу и пожать руки прародителям и последователям феминизма, и еще острее понимаешь разницу между "жить" и "выживать".

0
0
9
cinemare
23 отзыва, 262 оценки, рейтинг 23
3 марта 2009

Усама, Усама, Усама... Благодаря Сиддику Бармаку, Усама для нас теперь это не Бен Ладен. Усама это девочка, стриженая под мальчика, а косу свою посадившая в глиняный горшок с землей - в абсолютно детской надежде, что прорастет. Усама это мальчик с испуганными глазами девочки, старательно карабкающийся по коре и веткам сухого дерева под улюлюканье неподдельных мальчишек - в страхе неминуемого разоблачения. Усама это девушка, приговоренная стать женщиной под навесным замком - плата за спасение от неминуемой смерти (жест муллы, который трудно назвать бескорыстным) . Усама теперь - воплощение боли многих и многих афганских женщин, обреченных при режиме Талибан на голодную смерть хотя бы тем единственным фактом, что их мужчины погибли в одной из бесконечно следующих друг за другом войн - с советским ли режимом, с американским или в почти будничной войне между пуштунами и всеми остальными, населяющими этот неспокойный край, в котором и укрыться-то можно только в горных ущельях.
Сиддик Бармак - выпускник ВГИКа, министр кино Афганистана во времена "до" и "после" талибов, а в перерыве советник Ахмада Шаха Масуда (легендарного лидера афганского сопротивления времен "советской" оккупации) - снял подлинное кино о подлинной боли, поселившейся на афганской земле. Сиддик Бармак отважился на дебют в 41 год и выиграл: он завоевал не только большое количество призов, одобрение зрителей и уважение в кругу коллег, но и место в истории - кино и Афганистана.
Усама - второй фильм об Афганистане за последнее десятилетие, который дошел до наших глаз и слуха через широкий экран. Первый - "Кандагар" Мохсена Мохмальбафа, деятельная натура которого существенно посодействовала и съемкам "Усамы". Оба фильма - об Афганистане времен режима Талибан. Оба фильма - о женских судьбах, которые никогда не были легкими на этой земле, но именно правила Талибана сделали их существование невыносимым.
Для любого европейца положение женщины в Афганистане ярко иллюстрирует античеловечность режима Талибан, а в случае с "Усамой" - иллюстрация получается выпуклой и резкой до боли в глазах, потому что и так всегда болезненное вхождение ребенка в большой мир здесь принимает формы, невозможные в парадигме мышления и опыта европейского зрителя. А именно "европа" (в собирательном смысле) является адресом высказываний для обоих режиссеров. В саму ткань повествования в обоих случаях вплетены сюжеты, так или иначе обозначающие европейский (гуманистический) взгляд. В случае с Кандагаром сам сюжет фильма построен на путешествии афганской эмигрантки, живущей в Канаде, и отважившейся на поездку на оставленную родину по зову своей сестры. Весь фильм героиня путешествует с диктофоном в руках, по ходу фиксируя путь своего следования и делая путевые заметки уже "чужими" глазами. В Усаме присутствие другого, внешнего взгляда не так прямо, но, возможно, более ярко. Самые первые кадры фильма - демонстрация протеста безмужних (а потому голодных) женщин, сняты чужим, как бы объективным взглядом - камерой иностранного журналиста. Второй чужак - женщина, лечащая больных в местной больнице, которую талибы закрывают, а волонтершу сажают в "зиндан". Потом талибы обоих иноверцев забьют камнями - за то, что те осмелились подглядеть за их суверенным миром. И тем не менее, эта казнь - не только иллюстрация зверств режима Талибан (и женщин под замком держали не только талибы), но и вневременное и очень зримое доказательство невозможности сближения различных по своей сути культур, и попытка предупредить европейцев от навязывания своей модели мира. Здесь невозможно не вспомнить героев произведений Пола Боулза - Порта и Кит, увязших в арабской пустыне и утративших там кто тело, а кто душу (роман "Под покровом небес", достаточно точно и очень кинематографично экранизированный в свое время Бертолуччи), а также самую яркую иллюстрацию самоубийственности попыток постижения чужого - рассказ "Далекий случай".
Дав девочке и фильму имя "Усама", Бармак, кроме того, предостерегает нас и от стереотипного восприятия исламского мира, развенчивая уже устоявшийся штамп - не всякий Усама несет с собой угрозу терроризма. Для девочки это имя - оберег, входной билет в мальчишеский мир.
Так что Бармак не так прост, как кажется на первый взгляд. Взяв в руки чисто европейское орудие - единственную на весь Афганистан сохранившуюся 35-миллиметровую кинокамеру, он только примеряет рясу оголтелого гуманиста. На самом деле, он нисколько не сокращает глубину пропасти Восток-Запад, а лишь фиксирует ее. Войска объединенной коалиции или волонтеры-одиночки не истребят насилие и боль на этой земле: освободив Афганистан от талибов, мы не освободили его жителей от войны, разрухи и голода, а женщин - от жизни под замком.

0
0
?
Павел
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 0
13 февраля 2005

Неплохой фильм. И сценарий неплохой. Но очень напрягает однобокость показа жизни в Афганистане: талибы - безусловное зло, простые афганцы - угнетенная и порабощенная нация светлых и хороших людей. То, что фильм удостоился нескольких призов, мне кажется, это некий жест "доброй воли" - все-таки первый фильм.... и т.п. Общее впечатление хорошее.

0
0
?
Sarah
381 отзыв, 419 оценок, рейтинг 262
9 ноября 2004

Какая пошлость! Неплохой, по сути, сценарий сделали средством пропаганды.
Естественно, рассчитывала увидеть что-то вроде "Кандагара" - талантливый фильм о жизни, тяжёлой и светлой, красивой и сложной - разной. Дойдя до середины "Усамы", стала терзаться сомнениями - слишком пристрастно: талибы, однозначно, гады и убийцы; всем в Афганистане, однозначно, плохо и голодно. Виной всему талибан. Вот так всё просто. Нужно бы узнать, кто режиссёр - похоже, что европеец или американец. Нет - Сиддик Бармак, явно не европеец. Удивительно. Смотрим дальше - вот оно! В прокат данный манифест выпустила компания Метро-Голдвин-Майер, а продюсировали Фрэнк Мэннон и Джулия Фрэйзер. Глупо было бы думать... Лишний раз убеждаюсь в тупости этой нации: американцы думают, что весь мир так же туп, как и Америка, и попадётся на столь топорно сварганенную наживку. Что ж: при наличии силы ум можно и не иметь, без него даже легче.

0
0

Подборки Афиши
Все