Фактически, единственный в своем роде фильм про «жопу с ушами». Серьезно. Именно «жопы с ушами» делает знаменитый скульптор Бедрих Мара (Болеслав Поливка). Дело в том, что дело происходит во времена советской оккупации Чехословакии и пан Мара из тех артистов, что новый режим не приняли, поэтому он является чем-то, вроде диссидента. Хотя, конечно, никак режим не подрывает вообще, в основном пьянствует, делает эти самый «жопы» занятные, да общается с друзьями, которых у него осталось не много. Разве что жена – Алена Марова (Ева Голубова), верная его соратница по всем мелким махинациям, на которые они вынужденно идут для того, чтобы прожить. Плюс они дружат с семейной парой. Мила Бречка (Ярослав Душек) работает директором школы, старающийся казаться лояльным властям человек, а также его женой Магдой Бречковой (Вильма Цибулкова), тоже скульптором, которая, кажется, была влюблена в Бедриха так, как ее дочь. Все вместе они пытаются как-то выживать в пагубной для художника советской среде. Впрочем, как вы знаете, времена меняются.
Ян Хржебейк, мастер сплава очень грустных, тяжелых и страшных событий с гипнотизирующим спокойствием быта, юмором сквозь грустные выражения лиц, вновь создал интересное, самобытное, местами очень познавательное кино, в котором поместил маленького и даже сломленного человека в самый центр вращающейся машины тоталитаризма. Понятно, что машине до человека нет дела, да и человек особо не питает иллюзий, смирившись с положением вещей, когда он, один из самых одаренных скульпторов своего поколения, вынужден выбирать между статуями генералов и «жопами». Однако ощущение того, что сделай шаг чуть в сторону, и моментально человек превратится в пыль, и не только он сам, но и все его родные и знакомые. Но, несмотря на эту постоянно висящую тучу над головой, фильм сверкает и светлыми моментами. Дети влюбляются, дружат, некоторые даже думают. Искусство на месте не стоит. И талант недооцененным не останется, пусть в этом есть легкая доля фантазии и сентиментальности. Герои картины заслужили.
В духе чешского кинематографа и собственных стилистических предпочтений, Хржебейк выдерживает спокойный темп, не повышает практически нигде тона, а если эмоциональный уровень взлетает, то это связано, скорее всего, с чем-то забавным – угрюмые вещи происходят в его кино тихо. Набор тем для режиссера узнаваем – упреки, обвинения тирании в зажимании художественного начала скорее напоминают грустные воспоминания, чем обвинительную речь. Важнее то, как сами люди жили и дружили в непростые времена. Мы должны помогать друг другу, как гласит один из фильмов автора. Чудесный актерский ансамбль, в котором можно узнать много уже привычных по творчеству Хржебейка актеров, превращает интересный и яркий сценарий в нечто живое, дышащее, переживающее. Да и в горькую пилюлю, как могло бы это быть, снимай фильм кто-то за пределами Чехии, картина не превратилась. Баланс между грустным и веселым выдержан умело. И финальные аккорды выстроят настроение правильным способом.