Фильм

Фильм Мушетт

Mouchette (1967, Франция), IMDb: 7.8

Предоставлено пользователем: Артур Гагиев
1/5

Драма Робера Брессона про трудного подростка

Мушетт — девочка-подросток из бедного квартала. Ей приходится ухаживать за умирающей матерью и младшим братом, терпеть унижения от пьющего отца и от одноклассников. За это она ненавидит весь мир. Единственный человек, которому она симпатизирует, — это ее сосед-эпилептик.

СтранаФранция
ЖанрыДрама
Продолжительность1 час 21 минута
Дата выхода27 марта 1967
Возрастное ограничение16+
До того как стать режиссером, занимался живописью и писал сценарии. В лагере для военнопленных в 1940–1941 годах придумал идею первого полнометражного фильма, который смог поставить только в 1943 году: картина о преступлении и наказании в стенах женского монастыря получила название «Ангелы греха». Брессон вообще часто ставил в своих фильмах неразрешимые моральные дилеммы, предпочитая минимальные художественные средства для максимальной выразительности. Часто источником вдохновения для его визуально изобретательных фильмов становилась литература: например, произведения Федора Михайловича Достоевского. Он экранизировал его «Белые ночи» под названием «Четыре ночи мечтателя», а до этого — рассказ «Кроткая». Помимо этого, вольная интерпретация «Преступления и наказания» содержится в фильме «Карманник» — одной из самых значительных картин мирового кинематографа. За «Дневник сельского священник» Брессон получил три награды Венецианского фестиваля, за «Процесс Жанны д’Арк» — особый приз жюри Канн, а за «Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет» и «Деньги» — призы за режиссуру все тех же Канн.
9

Фильм-эмоция!
Mне нравится, что стали делать социально-живые фильмы!Тут видится борьба, а если вглядеться, то мы увидим борьбу не девочки с обществом, а общество с борьбой против трудного подростка.
На первый взгляд-это жестокая сердцем девочка, которая обозлилась на весь мир. Но если присматреться, то видно, что она-она сильная волей и душой. Ведь нести тяжести и бремя не только свои, но и тех за кого ты в ответе(я говорю про её мать)очень трудно! Но находится тот человек, который понимает и принимает её, и снова это человек не простого склада!
История заставляет где-то плакать, а где-то радоваться, что есть всё таки на свете люди, которые принимают все удары судьбы, а если на 100%...то и борются и делают, что бы его родные были спокойны!

23 июня 2009
9

Молодая девушка с взглядом затравленной волчицы и именем Мушетт пытается выжить в недружелюбном мире французской бедной провинции. Ее мать медленно умирает, отец быстро спивается, в школе ее не очень любят ни преподаватели, ни одноклассники, впрочем, Мушетт отвечает им взаимностью, швыряя после уроков грязью в проходящих мимо красиво одетых и аккуратно постриженных девочек. Она выстроила баррикады против всего мира и ее не достать. Но однажды она случайно встречает в лесу браконьера, что повздорил с местным егерем, подрался и, кажется, убил его – он подробностей не помнит, ибо был прилично пьян. На самом деле у егеря и браконьера конфликт скорее из-за официантки местного бара. Так или иначе, егерь выживает и пытается засудить своего обидчика, который судорожно ищет алиби в обществе Мушетт, но находит нечто большее – та чувствует странное родство изгоев. Шикарный фильм от Роберра Брессона. Возможно, последний его великий фильм.

Второе, после «Дневника сельского священника», обращение Брессона к творчеству Жоржа Бернаноса. Очередное противостояние загнанного обществом человека и оголившего копья общества. Конфликт самый горький, самый драматичный, самый осознанный. Снят фильм практически сразу после «На удачу, Бальтазар» и имеет с ним гораздо больше общего, чем с «Дневником». В обоих фильмах есть героини, которые теряют свою девственность не в самых подходящих условиях, что приводит их к обострению и без того непростой морально-социальной обстановки. Однако Мушетт отличает от предыдущих, особенно ранних героев Брессона практически полное отсутствие той несокрушимой воли и веры. Более того, сам основной конфликт до некоторой степени страдает от отсутствия очевидной второй стороны. Таким образом, вновь возникают параллели с Бальтазаром, но уже не по вектору, пассивности и природе противоборства, а скорее по тому ощущению, что сама девушка больше похожа уже на зверенка, чем на человека.

С другой стороны, «Бальтазар» был гораздо более глубоким в плане символичности фильмом. «Мушетт» предстает в облике социального обличения, режет слои более приземленные, да и является на тот момент самым реалистическим фильмом Брессона. На самом деле сложно во всей истории найти хоть каплю символизма, а экзистенциализм подан тут через животную энергию. Мушетт попадает не в притчу или метафору, она существует в среде предательства, злобы, низких инстинктов, что так задавили тонкий налет цивилизованности, что ситуация скорее напоминает репортаж из передачи «В мире животных», чем срез жизни людей. Да и в целом Брессон уже не так настойчиво пытается сделать выводы обо всем человеческом роде, о его истории и природе, характере и вере. «Мушетт» - это злобная трагедия одной девушке в одной социальной среде. Не более.

4 июня 2013
9

Спустя более чем 15 лет после выхода «Дневника сельского священника» Брессон вновь обращается к творчеству французского писателя Жоржа Бернаноса. На этот раз он берется за экранизацию романа 30-летней давности «Новая история Мушетты». Результат привел к очередному успеху на Каннском кинофестивале в 1967-м, где фильм получил Приз Международной Католической организации в области кино.

Трагическая история маленькой девочки по имени Мушетт вырисовывает решительно безрадостное существование главной героини. Судьба взваливает на хрупкие девичьи плечи необходимость заботы над умирающей матерью и совсем маленьким братом, в то время как окончательно спивающийся отец едва ли способен на большее, чем опустошить очередной стакан. Из-за нищеты ее социальный статус в кругу сверстниц не выше статуса бродяги с улицы. Переживая унижения, единственным неуверенным актом протеста для Мушетт становится забрасывание одноклассниц грязью из так называемой засады. А единственный друг, такой же изгой в обществе, оказывается не в состоянии совладать с собственной похотью и растлевает девочку. Картина ровной, неспешной поступью движется к финалу, подводящему черту над фильмом, над историей, над жизнью Мушетт, но оставляет после себя все то же тотальное безразличие общества и ужасающую безучастность.

История маленькой девочки, безусловно, и сейчас способна воззвать к переживаниям и трогательным чувствам не бессердечного зрителя. Во многом это вызвано манерой повествования: никакой притянутой за уши драматичности, никакого нарочитого и утрированного акцента на трагедии. Как и в своих ранних работах, Брессон нисколько не отождествляет ни себя, ни зрителя с персонажем – он с особенной художественной реалистичностью предлагает взглянуть на историю как бы со стороны. В данном случае характерный для данного авторского стиля оттенок отстраняющей документальности парадоксальным образом способен не только расшевелить струны зрительских эмоций, но и остаться в памяти на многие годы образчиком ярчайшей драмы.

Говоря об авторском стиле, невозможно не сказать о визуальных художественных средствах, применяемых режиссером. Стоит упомянуть о том, как он сопоставляет свою героиню с птицей, попавшей в ловушку, которая в открывающей сцене безрезультатно и обреченно бьется в попытках вырваться из петли, лишь затягивая ее и, в конце концов, умирая. Столь же обреченно смотрит зритель на главную героиню, проникаясь той безысходностью, пропитавшей все ее существование, каждый ее шаг и поступок. Подобно птице, она оказывается в ловушке, что приводит к уже знакомой развязке. И та покорность, с которой Мушетт совершает последний в своей жизни поступок, указывает на некую экзистенциальную предопределенность и в то же время бессмысленность как самой жизни, так и смерти Мушетт. С ледяным спокойствием она вновь и вновь поднимается на холм, чтобы скатиться оттуда в реку, и это, кажется, становится не ее сознательным выбором, а единственно верным, необходимым поступком.

Данная лента может считаться переломной в творчестве этого уникального французского режиссера. Если анализировать концовки более ранних работ, то можно заметить, что священник находит освобождение и искупление лишь в смерти, ровно как и Жанна Д’Арк, сгорающая на костре («Дневник сельского священника», «Страсти Жанны Д’Арк»). В картине «Приговоренный к смерти бежал» заключенному все же удается побег. Главный герой «Карманника», попадая в тюрьму, прозревает и находит свою любовь. Лишь в «Наудачу, Бальтазар» слышны отголоски экзистенциальной безысходности, которой пронизана жизнь ослика. Тем не менее, его смерть вполне резонно трактовать и как освобождение. В случае же с «Мушетт» ни о каком счастливом финале говорить не приходится. Более того, в последующих работах Брессон предлагает героям выход не путем принятия действительности, а так или иначе методом побега от нее через смерть («Ланселот Озерный», «Кроткая», «Возможно, Дьявол»). Таким образом, «Мушетт» проходит красной линией через зенит творчества Робера Брессона, разделяя его фильмографию на «до» и «после».

В своих работах режиссер неоднократно и увлеченно обращался к самым разным подтекстам, будь то отсылки к Достоевскому или католицизму. Иная картина может и вовсе быть переполнена неявными цитатами. В случае же с «Мушетт» едва ли стоит искать дополнительную подоплеку, история незамысловата и углубленный сравнительный анализ способен как придать ей новых красок, так и напрочь стереть ту важнейшую деталь, оставляющую фильм доступным и ясным – простоту. Простоту изложения, разумеется, уровень уникального мастерства Брессона сомнениям поддаваться просто не может.

18 января 2014
Все отзывы
Читайте также
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
15 альтернативных финалов известных фильмов
15
альтернативных финалов известных фильмов
15 альтернативных финалов известных фильмов
7 новых хороших украинских фильмов (и один сериал), которые не покажут в российском прокате
7
новых хороших украинских фильмов (и один сериал), которые не покажут в российском прокате
7 новых хороших украинских фильмов (и один сериал), которые не покажут в российском прокате