Москва
6.6

Фильм
Разорванный занавес

Torn Curtain, США, 1966
Шпионский триллер Хичкока как ответ «бондиане»

Пол Ньюман играет американского ученого, который переметнулся (на самом деле нет) к советскому врагу. Однако его девушка и помощница (Джули Эндрюс, «Звуки музыки») не в курсе, поэтому следует за ним в Восточный Берлин — тут-то весь саспенс и начинается. Ньюману нужно как-то объяснить Эндрюс, что он агент под прикрытием, — и при этом не раскрыться. В фильме много раз упоминается фраза «железный занавес», чтобы ни у кого не осталось сомнений: это аллегория. Картина Хича работает на нескольких смысловых уровнях. «Железный занавес» — это не только барьер между двумя политическими блоками, но и стена между главными героями, которую Ньюман и Эндрюс должны разрушить. То есть им сначала нужно разорвать занавес между собой, а потом уже между странами. Не единожды отмечалось, что самая слабая сторона картины — сценарий. Может быть и так. Зато в фильме есть два по-настоящему запоминающихся эпизода. Во-первых, сцена убийства куратора из Восточной Германии с применением ножа, лопаты и газовой духовки (Хичкок хотел показать, как на самом деле непросто убить человека). Во-вторых, сцена, когда главные герои удирают на конспиративном автобусе из ГДР. В этом эпизоде прекрасно все: персонажи на нервах, повсюду шныряет полиция, следом едет настоящий автобус, плюс одна из пассажирок каждые пять минут вскакивает с места и говорит, что Ньюмана и Эндрюс надо сдать. Без этой героини эпизод точно не был бы таким волнующим и крутым.

  • Разорванный занавес – афиша
  • Разорванный занавес – афиша
  • Разорванный занавес – афиша
  • Разорванный занавес – афиша
  • Разорванный занавес – афиша
Мистика, Триллер
Альфред Хичкок
13 июля 1966
2 часа 8 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Альфреда Хичкока

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

1
Alexander Mansilya-Kruz
29 отзывов, 394 оценки, рейтинг 46
19 ноября 2007

Молодой американский физик по имени Майкл Армстронг (Ньюмен) приезжает в Копенгаген с молодой и горячо любимой невестой Сарой (Эндрюс) для участия в международной конференции. Обеспокоенная странным поведением жениха, Сара начинает следить за ним и вскоре с ужасом обнаруживает: он улетает в Восточную Германию, чтобы перейти на сторону русских! Она успевает сесть в тот же самолёт и вскоре получает от Армстронга объяснение: он должен выведать секретную формулу у немецкого учёного и каким-то образом вывезти её обратно в Штаты.

"Разорванный занавес" вышел в 1966 году. Однофамилец главного героя и будущий покоритель Луны Нейл Армстронг впервые летел в космос, Синявского этапировали к месту заключения, а поперёк Берлина на месте "колючки" возводили бетонную стену. Восточная Германия к тому моменту больше тридцати лет была для американцев закрытой и крайне враждебной территорией (сначала нацистской, потом советской), изученной ненамного лучше Луны.

Ни это обстоятельство, ни многократное переписывание сценария, ни проблемы с профсоюзами и со студией Universal, ни возраст самого Хичкока не оправдывают того позора, с которым сталкивается зритель "Разорванного занавеса". Фирменный suspense закачивается на пятнадцатой минуте, когда выясняется задание Армстронга. С этого момента главные герои - Ньюмен в роли патриотичного электроника и Эндрюс в роли громоздкого багажа - мотаются с места на места без всякого смысла и плана посреди декораций, которые больше подошли бы для экранизации "Незнайки на Луне". Все встречающиеся им по дороге места, персонажи и ситуации у любого человека, хоть раз выезжавшего из Арканзаса, вызывают чувство неловкости. Достаточно упомянуть сцену, в которой полный политических беженцев автобус, маскирующийся под рейсовый (sic!), натыкается на разбойничью заставу, устроенную в лесу дезертирами из ВС ГДР. Рассказывают, что среди занятых в картине статистов случайно оказался швед, который помог исправить ляпы в скандинавских сценах; но, хотя в фильме снимались две актрисы русского происхождения, ни одного человека из соцлагеря в съёмочной группе не было.

И Хичкок, и Ньюмен остались недовольны "Занавесом" и больше вместе не работали.

2
0
3
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
30 марта 2012

Еще один шпионский фильм в загашнике уже сдававшего позиции мастера саспенса и вообще. Во время важной конференции в Осло, один из инженеров, профессор Майкл Армстронг (Пол Ньюман), присутствующих там, внезапно отправляется совсем в другую сторону – в Берлин, как выясняет его подруга Сара (Джули Эндрюс), которой ее возлюбленный говорит, что летит деле в Копенгаген. Тайно последовав и оказавшись быстро рассекреченной, Сара выясняет, что у профессора Армстронга достаточно смелые на самом деле цели – он хочет внедриться в систему военной инженерии ГДР, дабы выведать тайны безумного ученого-атомщика, работающего на коммуняк из СССР. Для этого он даже признается по телевидению, что рвет железный занавес, так как не верит в силу капиталистического уклада, и переходит на сторону врагов по «Холодной войне», сопроводив все не слишком убедительным комментарием. Обрадованные столь солидным союзником по борьбе, восточные немцы не сразу успевают сообразить, что тот на самом деле их обманывал и на самом деле стремился к совсем противоположным целям.

Не особо успешная попытка режиссера выстрелить в том направлении, куда он за всю свою карьеру очень неплохо пристрелялся. Единственное, что меняет Хичкок – это завязка, в которой не сразу ясно, куда и зачем направляется предавать родину герой Пола Ньюмана, хотя любой здравомыслящий зритель в жизни не поверит, что человек с таким честным лицом сможет продать родину. Во второй трети фильм, впрочем, немного отыгрывает позиции, а в завершающей части содержит лихие погони, однако впечатление остается все равно смазанным. Более того – в фильм не попала сцена, в которой герой совершает убийство! Там еще и Ньюман не смог достаточно хладнокровно сыграть, да и хронометраж фильма уже был и без нее раздут. Но, кажется, ленте очень этого эпизода не хватило.

В целом автора, в принципе, можно было понять, когда он взялся снимать очередной шпионский триллер. Эту работу он любит и делать умеет, а как показывают статистика и сборы – зрители тоже. Однако, как это ни парадоксально, наиболее яркими и запоминающимися в карьере Хичкока становились те фильмы, где он отходил от наезженной самим же тематической, стилистической и даже жанровой колеи. Риск, конечно, более высок, однако и успех, как показывает как раз история самого Альфреда Хичкока, окупает все эмоциональные затраты.

0
0

Подборки Афиши
Все