Киноафиша Москвы

Фильм «Вдова пастора»

Prästänkan (1920, Дания, Швеция)

оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о фильме «Вдова пастора»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
538
7

Вероятно, самый проходной и малохарактерный даже для раннего творчества фильм Дрейера. Только что нахватавшийся каких-то знаний в столице молодой пастор Сьофрен прибывает в деревню для того, чтобы принять под свое руководство местный приход. Однако, уже на месте выясняется, что для завершения формальностей ему необходимо жениться на местной вдове предыдущего пастора мадам Маргарет. И все бы ничего, да только вдова эта не только не очень красива собой, но и стара настолько, что по деревне ходят слухи, что она колдовством продлевает себе жизнь. Да и молодой человек уже обручен с некой девицей Марией, на которой планирует жениться и которую представляет как собственную сестру, чтобы ее взяли работницей в новый дом. Вот свадьба позади и полный надежд юноша принимается ждать, когда его новоявленная супруга отдаст концы, но та совсем к этому не стремится, даже наоборот – пышет жизнью. Да и развлечься с собственной тайной невестой вечно мешают какие-то преграды в лице слуг и хозяйки. Измученный томлением и ожиданием молодой пастор решает открыться своей старой жене, совершенно не ожидая от нее той реакции, с которой сталкивается. Весьма смешной и забавный ранний фильм Дрейера.

При всей своей кажущейся поверхности, фильм, на самом деле, можно назвать чуть ли не первым серьезным опытом Дрейера в киноиндустрии. Дело в том, что в «Нордиске» существовало официальное правило, что события картины должны происходить в наше время и в хорошем обществе, фильмы о деревне и бедных не допустимы к производству. Единственной возможностью как-то отступить от этого правила являлась работа за пределами Дании, как поступил в данном случае автор, отправившись в Норвегию снимать фильм для шведского кинематографа. В результате лента, поставленная по повести норвежского писателя Кристофера Янсона, перенесла зрителей в 17-й век, в самую глухую деревенскую глушь, но при этом история оказалась гораздо человечней, чем большая часть того, что выходило в прокат в Копенгагене.

И вновь во время производства фильма Дрейер показал себя истинным владельцем собственного творчества. Вопреки тому, что картина была шведская, режиссер настоял на том, чтобы снимали в Норвегии, в деревне-музее близ Лиллехаммера. На массовку вновь набрал людей с улицы, вместо того, чтобы привлекать проверенных профессионалов со студии. И вновь в качестве источников вдохновения прослеживается все тот же Гриффит. Однако на этот раз не обошлось и без влияния кинематографа Швеции, вроде фильмов Сьострома и Стиллера, которые в те годы снимали свои работы, основываясь на фольклорных историях и помещая своих героев в снежные леса или скалистые фьорды, выстраивая композицию вокруг проникновенных и лиричных особенностей быта на лоне природы, что было в те времена исключительно шведской особенностью. Именно у шведских мастеров Дрейер перенял все эти особенности постановки света при съемках на природе, практически полностью отказавшись от студийных сцен.

В финале фильма прослеживается и привычный для драматургии Дрейера параллелизм. Вдова, как оказывается, пережила ровно те же жизненные обстоятельства и очень хорошо понимает молодых людей. Настроение фильма делает резкий разворот и из ситкома лента превращается в довольно трогательную историю. Сам же автор призывает не относиться к «Вдове пастора» излишне серьезно – изначально он планировал снять исключительно комедию.

Интересна и история, связанная с исполнительницей роли вдовы пастора Хилдур Карлберг. Одной из причин, почему фильм вообще решили поставить, был замысел снять последний с ней фильм – она была уже достаточно стара и уходила на покой. Перед началом съемок она сказала Дрейеру, чтобы тот не беспокоился, во время съемок она не умрет. И она сдержала слово, умерла практически сразу после того, как работа над фильмом завершилась.

0
0
...
19 июня 2013