Москва
Написать отзыв

Все отзывы о фильме

Warui yatsu hodo yoku nemuru (1960, Япония), IMDb: 8

7.0
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото M_Thompson
Фото M_Thompson
отзывы: 1370
оценки: 1383
рейтинг: 544
7

Неочевидная вариация на очередную шекспировскую тему от режиссера, который съел собаку на творческой пересадке западных историй на японскую почву. Функционер большого капиталистического треста вынужден покончить с собой из-за махинаций, которые производил вице-президент треста Ивабути (Масаюки Мори). Сын погибшего (Тосиро Мифуне) решает вершить возмездие. Для этого он меняется свидетельствами о рождении с одним человеком, устраивается личным секретарем в этот трест, женится на хромой дочери вице-президента Ёсико(Кёко Кагава) и постепенно начинает раскапывать, подставлять и похищать. Брат Ёсико испытывает к нему теплые чувства, так как считает, что тот приносит счастье сестре, за которую он готов убить. Впрочем, и сам Ниси постепенно влюбляется в милую и безропотную жену. Но вот события набирают такие обороты, что выпрыгнуть уже не получится. На кону – жизнь или честь. Или и то и другое одновременно. Гамлет встречает графа Монте-Кристо. История исследования природы возмездия и развенчивания капиталистического уклада под бурные аплодисменты советской кинокритики.

После ряда исторических картин Куросава возвращается к современности и поднимает все социальные, экономические и политически проблемы страны, которые можно только поднять за раз. К этому времени экономика страны набрала приличные обороты и Куросава, который был одним из первых и внушительных, кто прикрикивал из своих фильмов на общество, заставляя его сплотиться и работать как следует, принялся раскритиковывать это самое общество за совсем другое. Досталось и большому бизнесу, и экономическим тенденциям, и роли личности в больших структурах, чувствующие себя в безнаказанном комфорте. Досталось даже правительству. «Я не уверен, что есть еще такая страна на свете, где между правительством и народом стояла бы такая толстая стена».

Понятное дело, за такие слова никого погладить по головке не могли. Куросаве тут же начали советовать что и как снимать, но благодаря тому, что он чувствовал себя достаточно независимым от государственных финансов и делал свои заявления через фильмы более аллегорическим путем, высказывания эти до своей цели доносились.

Это была не первая попытка взяться за сложные социально-экономические темы в творчестве Куросавы. Не очень задолго до этого он выпустил особо не замеченный многими поклонниками режиссера фильм про боязнь ядерной войны «Я живу в страхе». В «Плохие спят спокойно» Куросава берется несколько за другую проблему – коррупцию в большом бизнесе, больших корпорациях, «зайбацу».

Фильм, по намерению Куросавы, должен был связать проблематику и психологию человека с системой власти, пусть и на уровне бизнеса. Причем перевес сил и финальный результат заранее предопределен и плохие могут спать спокойно, потому что они точно знают, что ничего им за их проступки не будет. Все знают вокруг, кто и в чем виноват – пресса, родственники, полиция, но никто ничего сделать не может просто физически, а те героические попытки редких индивидуумов обречены на провал.

Довольно скоро после этого Куросава снимет «Ад и рай», который работает примерно на том же поле, хоть и с другими функциями и иными выводами, но в совокупности с этой картиной дает очень четкое и ясное понимание проблематики жизни Японии стыка 50-х и 60-х глазами одного из самых важных ее режиссеров.

0
0
...
26 сентября 2011
Фото Igor Sinelnikoff
Фото Igor Sinelnikoff
отзывы: 413
оценки: 413
рейтинг: 360
7

В 1960 году великий японский режиссер взялся за адаптацию классического произведения Уильяма Шекспира «Гамлет», переместив действие в послевоенную Японию, как раз в те времена, предшествующие достопамятному японскому экономическому чуду, проливая на него свет. Социальная драма, иллюстрирующая скорее Маркса, чем Шекспира, рассказывает запутанную социальную историю о мести молодого человека Коиши Ниши высокопоставленному чиновнику, убившему его отца. Взяв чужие документы и заручившись поддержкой хорошего друга, Ниши проникает в семью врага самым что ни на есть банальным способом — женится на хромой дочери. Шаг за шагом он напоминает участникам «Джентльменского соглашения» об их вине. Действуя некоторое время незаметно, Ниши лелеет в себе злость, помогающую ему двигаться дальше, но любовь к жене ставит весь его коварный план под угрозу.

Тосиро Мифуне, любимый актер Куросавы, исполнил в «Плохие спят спокойно» главную партию. Кёко Кагаве досталось роль молодой девушки, разрывающейся между долгом жены и долгом дочери, и даже узнав о низости отца, она старается сгладить конфликт всеми силами, обусловив трагическую развязку финала. Наиболее интересна второстепенная роль Такаши Шимуры, такого же винтика бюрократической машины как и отец Ниши, с тем же долгом самоубийства в случае непредвиденных обстоятельств. Человек, который увидел свои циничные похороны, не способен простить бывшего хозяина, даже несмотря на сложное для западного человека понятие «японская честь».

Вообще, «Джентльменское соглашение» по Куросаве — это вывернутое наизнанку харакири, которое должен совершить самурай в случае бесчестья. Те же кто втянут в аферу с черным налом строительной корпорации должны наложить на себя руки, если хоть тень подозрения упадет на них, что они совершили благородное дело. Это неправильное понимание чести подчиненными, такими как отец Коиши Ниши, свидетельствует об упадке нравов Японии, после второй мировой войны стремительно теряющей традиции и самобытность. Акира Куросава, мастер самурайских фильмов, демонстрирует нам до какой степени способна разложиться страна, не понимающая и не осознающая своих корней. Извратив обычаи и поддавшись жажде наживы, чиновник спит спокойно, в то время как герой гибнет благодаря своей жене, чтящей до последнего заповедь предков «Уважай отца и мать своих».

Япония выбрала другой путь развития, с точки зрения современного мира не прогадав. Но были и болезненные моменты этой трансформации, который с огромным талантом запечатлел Акира Куросава.

0
0
...
27 июля 2010