Все развлечения Москвы

Все отзывы о фильме «Страх и трепет» (Франция, 2003)

6.6
Фото Михаил Брашинский
отзывы:
505
оценок:
78
рейтинг:
953

Вот история другой Амели. В детстве она (Тестю) хотела стать Богом Отцом, потом Иисусом Христом, потом согласилась на мученика. Судьба ей благоволила. Бельгийка Амели родилась в Японии и, повзрослев, решила вернуться на родину, чтобы стать настоящей японкой. Она начала с секретарши бухгалтерии гигантской корпорации и дошла до туалетной уборщицы. Стать японкой и означало стать мученицей.

Какой-нибудь средний режиссер под продюсерской эгидой какого-нибудь Люка Бессона закрутил бы на этом материале одно из двух: либо вульгарный фарс, либо трогательную любовную историю на межрасовой основе. Но экранизировать автобиографический бестселлер бельгийки Амели Нотом взялся не средний режиссер, а 60-летний Ален Корно, крупный мастер второго ряда, поменявший аскетизм полицейских триллеров 70-х («Черная серия», «Выбор оружия») на широкий мазок больших зрительских полотен 90-х («Все утра мира», «Принц жемчужного острова»). Здесь Корно вновь сменил инструменты (толстые кисти на каллиграфическое перо), но не изменил своему главному интересу — превратностям взаимоотношений. В данном случае — взаимоотношений Востока и Запада. Вместо фарса или мелодрамы он снял утонченную комедию (не смеха, но улыбки), сотканную из легкой, почти прозрачной ткани наблюдений над несуразностями общения. Как начальник общается с подчиненным. Как подчиненный — с начальником, а начальник — со своим начальником. Как язык все портит. Как легко меняются ролями. Как унижение превращается в превосходство. Разумеется, за людьми в этом фильме встают не судьбы, а культуры, никак не приспособленные для встречи друг с другом. Вывод, для мудрого Корно единственно возможный: полная невозможность взаимопонимания. Кстати, это уже второй фильм сезона о западных людях в Японии; первый, «Трудности перевода», сняла крайне прогрессивная София Коппола. На мой взгляд, чем больше фильмов о том, что никто никого не понимает, тем ближе мы хоть к какому-то пониманию.

4

Отзывы пользователей

Фото Margo
отзывы:
33
оценок:
35
рейтинг:
31
7

Фильм хороший. Очень жалею, что увидела фильм только сейчас.
Очень изящный роман А. Нотомб на "японскую" тему я прочитала раньше. Но жаль, что Корно на снял монолог-признание Фубуки - так почти пропадает темы попытки болезненной компенсации человека, для которого достижение чегоор-либо сопряжено с рядом обязательств, правил, и лишений,который вынужден постоянно платить за свое положение. И жизненная потребность такого человека в "страхе и трепете" и колоссальные затраты и изобретательность в попытке получить жизненно необходимую порцию трепета. В историии Амели-сан и мадемуазель Мори это связано еще и с национальным колоритом.
От этого письмо от Фубуки я считаю "бантиком" в романе - ну не бывает у уязвленных людей добрых, сердечных поступков - бытие определяет сознание и на Востоке и на Западе. А вот в фильме этот эпизод кажется правдоподобным. так "хэппи энд".
В результате в фильме остаются тема непонимания между Западом и Востоком, специфика корпоративных отношений в Японии и тонкий юмор, местами переходящий в совсем нетонкий.
Профессионально снято - легко, красиво, с прекрасным ансамблем актеров.


3
Фото red_fire
отзывы:
16
оценок:
153
рейтинг:
18
7

Посмотрела "Страх и трепет", снятый по одноименному роману Амели Нотомб (книга ждет своей очереди).

Ощущения остались странные, смешанные. Это история родившейся в Японии бельгийки, которая покинула страну в детстве и вернулась туда, чтобы приступить к работе в крупнейшей японской корпорации в качестве (!) переводчика.

А дальше начинается сюрреализм - с точки зрения "гайдзина" достаточно дикий, а с точки зрения японцев - все происходящее в порядке вещей. Амели начинает с того, что разносит кофе. Она - разносчик кофе, чая и колы по офису. Другой работы ей не дают. Но на приеме делегации она совершает грубейшую ошибку - подавая кофе, говорит с гостями фирмы на чистом японском, и делегация в возмущении... уходит. Начиная с этого момента, карьера Амели катится по наклонной, и что бы она ни делала, девушка уже не может спасти ситуацию.

Смотреть полезно, чтобы познакомиться с разницей в менталитете, с частичкой устройства японского общества.

Плюсы: отличная актерская игра, местами даже есть юмор
Минусы: показана исключительно жизнь Амели на работе. Местами затянуто. И все равно остаются вопросы.

1
Фото Tamarisk69
отзывы:
10
оценок:
45
рейтинг:
8
9

Фильм стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы услышать изящные монологи главной героини. А некоторым секретарям и помощникам, думается, этот фильм будет особенно близок.

1
Фото Igor Sinelnikoff
отзывы:
413
оценок:
413
рейтинг:
362
7

Гайдзины в Японии чрезвычайно популярная тема, а также важное напоминание всем туристам, приезжающим в страну Восходящего Солнца. Идя по улицам Токио, нечего удивляться, что люди без зазрения совести тычут в вас пальцами, и смотрят с подозрением, если вы знаете больше десяти японских слов. Вы — чужак, приехавший в страну, которая на протяжении всей своей истории была законсервирована и отчуждена от остального мира, что позволило Японии сформировать один из самых необычных языков и наиболее привлекательную культуру. Неудивителен и факт стремления многих людей влиться в жизнь японцев, особенно если свои первые пять лет они провели в Кансае.

Это уже история писательницы, ее самого известного автобиографического романа и великолепной экранизации Алена Корно. Амели Нотомб сегодня один из самых популярных авторов Европы, чьи книги украшают библиотеки от Лондона до Токио. Некогда она была выпускницей с педагогическим дипломом, которая решила попытать счастье в японской корпорации «Юмимото», в стране, которую она считала своей родиной. То, что по национальности она бельгийка особой роли не играет, бельгийцев там и в глаза не видели. Она — белая, а это повод для кучи вопросов. Как и все истории Нотомб, «Страх и трепет» — это психологическая борьба двух личностей насмерть, до полного уничтожения, борьба, в которой, ненависть перемешана с благоговением и восхищением соперником, в данном случае самой Амели и ее начальницы Фубуки Мори. Также «Страх и трепет» на примере Мори-сан раскрывает унизительное положение японских женщин, скованных в рамки традиций. Обладательница прекрасного лица, эталона японской красоты, Фубуки Мори — трагический персонаж, пожертвовавшей жизнью ради карьеры в обществе, где женщин едва коснулась феминизация. Это, конечно, не мусульманский Восток, но в своем монологе, не вошедшим в фильм, Амели красочно описывает, что «если мы восхищаемся японкой, то в первую очередь должны восхищаться тем, что она еще не покончила с собой». И когда долгие годы Фубуки потратила на то, чтобы ее заметили, следуя всем традициям делового этикета, а значит никакой инициативы и минимум приметности, ее начинает точить червь при виде пронырливой подчиненной-гайдзина, а раз гайдзин, то не совсем человек, и значит предать можно. Со своей стороны Нотомб как и в «Антихристе» продолжает тему гусеницы, которая в восхищении смотрит на бабочку, что часто путают с лесбийскими мотивами. В историях Нотомб этого нет и в помине, а если и создается такое ощущение, так для пущего эпатажа. Амели как самурай, готова пожертвовать принципами ради красивого лица начальницы, но европейский протестантский ум все же выдает в ней бунтаря, чего японцы не терпят, и это приводит ее к унизительному положению уборщицы унитазов.

Корпоративный дух, взаимонепонимание Востока и Запада вкупе с необычным образом мышления Нотомб превращает историю серой офисной мышки в феерическое столкновение, за которым интересно наблюдать до последнего кадра. Ален Корно, лишив фильм пары маловажных эпизодов, идеально воплотил «Страх и трепет» на экране, а Сильви Тестю, как комичный персонаж, выше всяких похвал. Но самое поразительное в этом фильме, мимика Каори Тсуджи, передавшей образ Фубуки Мори так, что сама Фубуки, скорее всего, нервно подпрыгивала на диване, когда французы в главе с «недалекой» Амели-сан и Аленом Корно вновь эксгумировали историю ее жизни.

1
Фото Ксения Волкова
отзывы:
19
оценок:
345
рейтинг:
19
9

Гениальный фильм! Советую смотреть всем!
Потрясающе рассказывает о непохожести нас, западных, им, восточным.

1
Фото Amanojaku
отзывы:
17
оценок:
131
рейтинг:
22
9

Корпаративный фильм. Для тех кто работает в японской компании или собирается там поработать. Наши сотрудники смотрели все. Посмотрели, по улыбались и промолчали :)

1
Фото lady_stardust
отзывы:
31
оценок:
297
рейтинг:
20
3

Для начала скажу, что с большим трепетом отношусь к литературному источнику, и потому - невероятно предвзята и субъективна. Сказать, что я разочарована - ничего не сказать. Вообще, от экранизаций я заведомо ничего хорошего не жду. Но это... Я не буду разлагаться о том, как мне не понравились актёры, скажу только, что настроение фильма, с этими его полётами над городом и музыкой Баха... ужас, ужас. Единственный момент, который мне понравился - это вставка из "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс", ну и коронная фраза "Ты не похожа на Дэвида Боуи", за ней последовавшая. Может быть, фильм неплох. Но я этого никогда не пойму.

1
Фото Tanaka Sun
отзывы:
11
оценок:
58
рейтинг:
22
9

Еще один фильм на модную сегодя "японскую" тему. Остроумный и очень красивый фильм о том, что Восток есть Восток, Запад есть Запад, и вместе им не сойтись (хотя иногда им этого очень хочется). И о том, что, может быть, это и к лучшему.
Сначала была книга (автобиографичная). Потом был фильм. Фильм, показавший, как и почему появилась книга.
Бельгийская девушка, родившаяся и прожившая первые годы жизни в Японии, решает вернуться к корням. В совершенстве овладев японским, она заключает годовой контракт с крупной японской корпорацией. В сверхиерархизированной компании она старается понять и принять новые правила и стать настоящей японкой, но скоро сдается и просто получает удовольствие от того, что можно плыть по течению, ни о чем не думая, наслаждаться видом прекрасной начальницы и летать над городом, глядя на него из окна.
В компании ей предлагают забыть, что она знает японский (хотя устроилась она переводчицей) и помнить, что она иностранка, потом она превращается в местного клоуна, разносит кофе, доказывает свою полную умственную неполноценность, не справившись с работой, связанной с цифрами, и в конце концов становится ответственной за порядок в туалетах ... Через год она не продлевает контракт, зато, вернувшись в Бельгию, пишет обо всем этом книжку.

P.S. Страх и трепет - это те чувства, с которыми японец должен относиться к своему императору, а также подчиненный к начальнику. А еще название небезызвестной военной операции, которая как раз началась, когда героиня вернулась на родину.

1
Фото сергей коновалов
отзывы:
857
оценок:
1000
рейтинг:
638
5

Амели в Токио

Мечтательная бельгийка, родившаяся в Кансае, приезжает в Токио работать в крупную фирму обычным секретарём с годичным контрактом. Не без участия многочисленных начальников она меняет свой функционал - от подачи чая, ксерокопий и менеджера календарей до уборки туалета. Фильм раскрывает правду о серой и полной интриг жизни типичного японского сэлэримэна, который только и мечтает уехать на ПМЖ заграницу (Россия тоже подойдёт), стать известным писателем и не иметь начальников.

0
Фото Melodika33
отзывы:
102
оценок:
78
рейтинг:
15
7

Некоторым людям, для того, чтобы хоть чего-то понять, нужно хорошенько шарахнуться головой об стенку, да так, чтобы звенело в ушах еще долго.

Главная героиня весьма романтическая натура, придумавшая для себя легенду, что она дитя Японии и ей позарез нужно стать частью этой культуры. Она не замечает, что об нее просто вытирают ноги. Ей было настолько скучно работать, что она придумала себе развлечение в виде обожествления своей деспотичной начальницы. Унитазы стали ее друзьями. Каждому свое.

Радует, что в итоге она стала писательницей.

Думаю, что многие могут увидеть себя в главной героине - этакое бесполезное жертвоприношение, чтобы было за что себя похвалить и пожалеть.

Смотреть стоит.

0
Фото Птичка
отзывы:
79
оценок:
251
рейтинг:
162
7

Всем фанатам творчества Амели Нотомб стоит посмотреть. Тем более что сама автор романа осталась довольна: «О да! Фильм мне очень понравился. Интересно, что я никоим образом не участвовала в создании фильма, но когда я его посмотрела, то сразу почувствовала, что это прекрасная экранизация. Как ни странно, но я подумала, что этот фильм, пожалуй, даже больше соответствует тому, что я пережила, то есть истории из моей жизни, которую я описала в своей книге. Как будто я сама снова, находясь уже на солидной временной дистанции, подверглась этой японской пытке, вновь увидела себя со стороны. И это произвело на меня огромное впечатление, можно даже сказать, потрясение».

От себя же могу добавить, что кино познавательное. Вас как будто окунают головой в ведро с водой, где плавает грязная половая тряпка, и ощущения от соприкосновения не самые приятные… Я по-другому представляла себе будни токийского служащего…

Но это – опыт. Чужой опыт, позволяющий тем, кто не был в Японии или мечтает в ней побывать, узнать о своей мечте что-то такое, что заставит его взглянуть на Страну Восходящего Солнца и её жителей по-другому…

И это не плохо и не хорошо. Это просто ещё один взгляд. Но взгляд доброго, умного и вдумчивого человека. И это – взгляд изнутри.

0
Фото mishelsavva
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
7

Что могу,сказать...много правды там.Японцы и правда крайне "необычный" народ.Это вам скажет любой журналист,адекватно воспринимающий действительность.Фильм в меру мил,интересен.Хотя,на самом деле,внимание произведет впечатление на тех,кто связан с Японией.Актриса в главной роли-великолепна.Фильм может вызвать легкое "недоумение" о всем японском.

0
Фото Евгений Ткачёв
отзывы:
657
оценок:
4622
рейтинг:
1168
5

Мементо Мори

Бельгийка Амели (Сильви Тестю) возвращается в Японию, чтобы устроится в фирму «Юмимото» переводчицей. Она так увлечена японской культурой, что даже не обращает внимание на то, что конструкция здания фирмы, прямо скажем, имеет фаллический вид, что, возможно, служит прозрачной метафорой того, что её тут могут поиметь. В итоге поимеет всех Амели: в частности, жестоко обращающуюся с ней, но, тем не менее, прекрасную на взгляд Амели, свою начальницу Фубуку Мори (Каори Тсуджи). Да, фильм основан на автобиографическом бестселлере Амели Нотомб «Страх и трепет».

Французский режиссёр Ален Корно («Пистолет «Питон 357») отнёся к первоисточнику с надлежащим уважением, поэтому кино-постановку, в принципе, можно назвать аутентичной оригиналу. Выброшена, правда, пара эпизодов. Ну, да и чёрт с ними! В динамике фильм от этого определённо ничего не потерял. Наоборот, он даже многое приобрёл: если вспоминаемую Амели сцену из «Счастливого рождества, мистер Лоуренс» при чтении книги нам приходилось прокручивать в голове, то в картине мы её, разумеется, можем увидеть на экране. Смысл же этого фильма, книги, столкновения Запада и Востока, людей разных рас прекрасно укладывается в строчки песни рэппера Карандаша: «Своя душа потёмки, чужая – лес непроходимый». Кстати, Фубуки по-японски как раз «лес».

0