Киноафиша Москвы
Москва

Фильм «Береги свою косынку, Татьяна»

Pida huivista kiinni, Tatjana (1994, Германия, Финляндия)
4.3
оценить
Кино: «Береги свою косынку, Татьяна»
Кино: «Береги свою косынку, Татьяна»
  • 16+ 1 час 5 минут
  • жанр
    Ромком
  • Дата выхода:

Актеры

Режиссер фильма «Береги свою косынку, Татьяна»

61 год Фильмов: 23

Финский режиссер, сценарист и продюсер, младший брат режиссера Мики Каурисмяки. Снимает кино о социальных проблемах, но с изрядной долей характерного скандинавского стоицизма и иронии — именно за сочетание специфического черного юмора и тонкого лиризма Каурисмяки полюбился критикам и зрителям.

Действие большинства его фильмов (герои которых, как правило, простые рабочие или неустроенные по жизни люди) происходит в Хельсинки, но со временем режиссер расширил их географию. Одной из первых картин Каурисмяки стала адаптация (скорее даже вольная интерпретация) романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», а всемирную известность ему принесла лента «Ленинградские ковбои едут в Америку». Среди других его знаковых работ: «Я нанял киллера», «Девушка со спичечной фабрики», «Юха», «Огни городских окраин», «Гавр» и, конечно же, шедевр «Жизнь богемы». Номинировался на «Оскар» за фильм «Человек без прошлого», а в 2017 году на Берлинском фестивале получил «Серебряного медведя» за режиссуру «По ту сторону надежды». Скептически относится к Голливуду и его жанровым клише — в 80-е даже снял короткометражную пародию на сталлоневского «Рокки».

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Мур Соболева
отзывы:
89
оценок:
11
рейтинг:
128

Вальто и Рейно путешествуют по Финляндии на предмет выпить, пока их не берут в оборот не знающие финского, но очень бодрые Татьяна и Клавдия. Девушек вроде интересует любовь, мужчин — кофе с коньяком.

2

Отзывы пользователей о фильме «Береги свою косынку, Татьяна»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
510
7

Судьба сводит четверых столь разных по культуре, по языку, по происхождению и образу жизни людей - двух финских парней и двух советских девушек. Кофеман Валто (Мато Валтонен) настолько одержим своим любимым напитком, что встраивает в собственную побитую жизнью «Волгу» кофеварочный аппарат, не забыв вышвырнуть «лишние детали» из под капота. Его друг Рейно (Матти Пеллонпяя) – по профессии механик, но в душе настоящий рокер – у него и куртка есть правильная, и несколько прямолинейных и горделивых рассказов на разные случаи жизни, да и коскенкорву (финскую водку) он пьет с тем же энтузиазмом, что Валто поглощает кофе. В одном из баров, куда они целенаправленно едут, дабы с шиком провести время, они знакомятся с двумя интересными женщинами. Худую и задумчивую девушку в платке зовут Татьяна (Кати Оутинен), а ту, которая пополней и более общительная – Клавдия (Кирси Тюккюляйнен). Обе они из бывшего СССР, по-фински немного разговаривает только Татьяна, но все это не мешает им попросить лихих парней отвезти их к далекой пристани, откуда отплывает паром. Парни, со смехом, соглашаются, даже не представляя себе, в какие дебри романтических отношений и географических открытий заведет это знакомство. Очередная порция шедеврального минимализма от Аки Каурисмияки.

Каурисмияки умудрился создать четыре таких похожих и таких разных персонажа. Нет смысла очередной раз упоминать, что Оутинен и Пеллонпяя выдают очередной образчик показательной по блистательности игры при общей технической эмоциональной скупости, обусловленной режиссерской установкой. Матти тут, правда, несколько более оживлен, чем мы привыкли его видеть. Более того, в сцене, когда его герой Рейно с товарищем по развлечениям Валто мчатся по дороге на своей лихой «Волге», есть единственная сцена во всем творчестве финского режиссера, где присутствует смех – Рейно сам смеется над своей историей о том, как он поколотил на севере одного пройдоху, выдававшего себя за рокера, но которым, по мнению самого же Рейно, не являлся. Больше всего его рассмешила та часть, когда его вызвали в суд, но он на него не явился.

Его напарник по приключениям в этом рок-н-рольном роуд-муви в черно-белых ностальгических тонах - просто олицетворение непоколебимости и невозмутимости, что весьма даже пугающе выглядит на фоне того, сколько он поглощает чашек кофе в единицу времени. Не менее колоритны и женские роли. Особенно Клавдия, которая без умолку говорит на ломанном русском языке с таким видом, будто только что выпрыгнула из какой-нибудь картины Киры Муратовой, что в сочетании с историями про то, как они собрали сколько-то там тонн картофеля за одну неделю имеет эффект необратимого действия.

И между этими людьми, которые в фразе «А наши мужики пободрей как-то, ведут девушек в приличный ресторан» понимают только «ресторан», вспыхивает странная любовь, как всегда у Каурисмияки без тени пошлости и низменной страсти. Показательны сцены, когда герои прибывают в гостиницу, селятся в номерах по принципу «мальчик-девочка», но ни в первом, ни во втором ничего похожего на то, что обычно должно происходить в подобных ситуациях, мы просто буквально не видим. Трепетные и нежные отношения, глубоко скрытые в затравленные современным миром души, это максимум, на что может рассчитывать пытливый зритель. И это учитывая, сколько уже выпил Рейно.

Финал фильма разворачивается в классическом для Каурисмияки эпилоге. Шикарный теплоход уносит прочь страдальцев в светлые края (опять же, в сторону бывшего СССР), где влюбленные воссоединяются в органичном союзе. Ироничная и трогательная история, повисшая между безнадежно утерянным прошлым и пугающим будущим, между рок-н-рольным и кофейным Западом и Востоком с их красивыми не только телом, но и душой женщинами и непомерными сборами урожая. Эта комедия грустными глазами в стиле ретро – настоящий бальзам для истерзанных античеловеческим и циничным современным авторским кино зрителей. Впрочем, даже самый главный по части романтики в европейском кино Аки Кауримсияки не выдерживает градуса отношений и вгоняет «Волгу» прямиком в первую попавшуюся витрину.

2
Фото Елизавета
отзывы:
743
оценок:
1108
рейтинг:
565
9

Первый мой фильм Каурисмяки.. Колебалась, смотреть ли??
Наконец, в воскресенье состоялось.. Первые 20 минут мне местами нравилось, местами было одиноко-грустно, неуверенно, когда Аки меня покидал и ничего не происходило..
Не знаю, то ли это такая финская психология..
Сравню этот фильм - чудесный!!!! С лучшей на мой вкус книгой финского же писателя Арто Паасилинна "Лес повешенных лисиц") (у него еще неплоха "Год зайца"). Одна тема точно там и у Паасилинна и у Каурисмяки - герой бросает резко прежнюю жизнь - логично, вынужденно, или рассудочно и что из этого выходит..
В Косынке один персонаж вернулся в прежнюю жизнь после подобного загула как будто выходил покурить.. Это верно.. Именно - пойди выйди из своей колеи и не вернись.. С мясом же держит..
Другой же - стал другим казалось бы? Или просто отсеял ненужное?
Каурисмяки удаются и шутки про людей, и высокие проблемы-темы поднимать..
Обожаю и уважаю..
После просмотра кино весь день настроение отличное - и сейчас фильм оч. нравится.. как цветок хризантемы заварки третьей.. пышный, во всю чашку.. вкусный чай и красота растения..
да, по актерам - сначала не нравились - сейчас не представляю других..

1
Фото Таня Родригес
отзывы:
20
оценок:
20
рейтинг:
32
9

я ему: "Привет, Аки!"
так я и познакомилась с Аки Каурисмяки

такой по-фински занудный, медлительный, нордически-подтарможенный, но офигенно угарный!

википедия пишет "Действие фильма происходит в Финляндии 1960-х годов. Два приятеля — Вальто — «маменькин сынок», обожающий кофе, и Рейно — механик, любящий бренди — отправляются в поездку по Финляндии на автомобиле «Волга». По дороге они встречают двух подруг из СССР — Татьяну из Эстонии и Клавдию из Алма-Аты, путешествующих по Финляндии автостопом"

хахахаха))) даже и не думайте представлять какое-нибудь роуд-муви в стиле вима вендерса. тут вам все-таки финляндия:

- горячие финские парни, один из которых закидывается кофе, пока его не начинает бить кондратий, второй - задиристо повторяет что-то про рокеров, про драки и, вообще, старается произвести впечатление горячего, но проспиртованного самца;
- русские задушевные песни (всё ж наши это были земли, да и Аки русского происхождения)
- жаркие штучки. особенно та, что "русская" из алма-аты, производит шикарное впечатление настоящей, совковой дамочки
и т.д. и т.д.

фильм очень радует картинкой и неспроста отдает джим-джармушивщиной.

что "угарного" в фильме??
я вот хохотала, как потрясающе "складывались" отношения финских мачо-мэнов и стиляг, оказавшихся до уписаться какими трогательными и стеснительными)))

1
Фото сергей коновалов
отзывы:
858
оценок:
1002
рейтинг:
637
10
кофе, водка и сигареты

Жутко притягательный и вводящий в какой-то транс стёб от Аки Каурисмякки про двух отмороженных финских рокеров ("да вы болтуны"), согласившихся подбросить эстонку и жительницу Алма-Аты с чемоданами - на своём ретро автомобиле до порта N. Невозможно оторваться от звука и картинок, а тут ещё и фразочки от "сдаётся мне, что рокеры долго не живут" до "несомненно, за эти дни укрепились дружественные отношения между нашими странами":)

0
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Отличный фильм – очень короткий, медленный, немногословный и несобытийный, но какой-то на пустом месте щемящий. Да, на абсолютно пустом месте – но без каких-либо негативных коннотаций, присущих этому выраженью. Русский говорок толстой Клавдии – почти правильный по синтаксису, но со смехотворным акцентом – уморителен до беспредела. Любимая актриса режиссера Кати Оутинен – по сути, единственная девушка-женщина в его работах – нигде еще не была столь трогательна. Парочка же Валтонен–Пеллонпяя напоминает похожую парочку из «Ариэля» (напоминает, в том числе, и, собственно, актером Пеллонпяя). Валтонен – вылитый Траволта из «Криминального чтива» – с такой же прической, в таком же костюмчике и с таким же хладнокровием. Музычка тут прекрута, ну и, кажется, впервые Каурисмяки снимает ретро. Что не могло не сказаться исключительно положительно на этом его мини-шедевре.

0

Галерея