Москва
7.1

Фильм
Сны Акиры Куросавы

Dreams, США, Япония, 1990
Путешествие по японскому миросозерцанию

Фильм состоит из восьми новелл о смысле смерти и силе жизни, необходимости творчества и человеческой природе.

  • Сны Акиры Куросавы – афиша
  • Сны Акиры Куросавы – афиша
  • Сны Акиры Куросавы – афиша
  • Сны Акиры Куросавы – афиша
  • Сны Акиры Куросавы – афиша
Фантастика, Драма
18+
11 мая 1990
1 час 59 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
Екатерина Анастасовна
5 отзывов, 5 оценок, рейтинг 5
13 марта 2014

Гимн Жизни.
Рецензия на фильм «Сны Акиро Куросавы» – кроме выдающихся кинематографических аспектов (создание обстановки реального сна, образность, масштабность декораций и т.п.), которые я не буду освещать, еще уникален по глубине замысла. В этой картине зрелый мастер демонстрирует нам свое видение смысла жизни человека. По отзывам массового зрителя, фильм «оставляет неизгладимое впечатление», люди пишут о чувствах, но о том, что им удалось понять из фильма, почти нет информации. Отсутствие развернутых «объяснений» о чем же фильм, особенно подстегнуло меня к просмотру, поскольку прежде чувственных наслаждений я всегда ставлю смыслы. По итогам просмотра я тоже испытала «какое-то» чарующее воздействие, но писать начала позже, когда все уложилось. Когда я нащупала отправную точку, с которой можно рассматривать фильм. Ею оказалась философия Дао, которую я изучаю наравне с достижениями современной психологической науки.
«Солнечный свет сквозь дождь» Начало в 2:00
По старинному японскому преданию, когда идёт кицунэ но ёмэири («слепой дождь»), лисы празднуют свадьбу. Маленький мальчик, вопреки запретам увидевший их свадебную процессию (в фильме изображены людьми в масках), по возвращении домой получает из рук матери меч, который ему оставили лисы, дабы он искупил свою вину самоубийством. Прощение он может получить только от самих лис, которые, согласно преданию, живут под радугой. Отвергнутый собственной семьей за провинность, мальчик проходит сквозь лес, выходит на луг и видит радугу, появившуюся на небе после дождя.
Крошка выходит из—под материнского контроля, нарушает запрет. И – мать отправляет его на встречу со Смертью. Для меня этот сон – метафора взросления души. Когда мы появляемся на свет из материнского лона, мы кричим от боли и страха. Потому что с рождением мы получаем еще один дар – смерть. В психологической науке, как и во многих религиях мира, взросление человека начинается с осознания им своей смертности. Если человек не задумывается о том, что его время – ограничено, то он не способен реально смотреть на вещи. Современная цивилизация, все дальше и дальше уходящая от мира истинных ценностей, о которых будет идти речь в других снах, инфантильная культура, где люди всеми силами стремятся не повзрослеть (стремление сохранит молодость, отгородиться от проблем старения), потому что если они взрослеют, значит однажды придется умереть… Но эту задачу мужественно решает мальчик Куросава – он отважно идет на встречу прекрасному, таинственному, огромному миру, освещенному радугой. В руке у него нож – символ смерти. Он отправляется в путешествие, зная, что теперь – он свободен, горечь и величие человеческого духа. Первый сон - о потере невинности, цена потери – смерть. Но без смерти жизни нет, нет свободного путешествия, нет встреч с богами (лисами), нет свершений, нет возможности видеть радугу, а есть только серые стены маминого дома…
«Персиковый сад» Начало в 12:50
Мальчик, нарушая запрет старшей сестры выходит из дома, следует за странной девочкой, у склона холма встречается с духами персиковых деревьев, из вырубленного его родственниками сада. Духи дают ему возможность в последний раз полюбоваться столь любимым им персиковым садом в пору весеннего цветения. В финале он видит пни персиковых деревьев и молодой цветущий саженец.
Мальчик не боится богов, а также он не боится вести себя так, как считает нужным, он снова нарушает запреты. И он не боится высказывать и защищать свое мнение. В награду получая возможность услышат слова уходящих богов. Природа, которую обожествляли наши древние предки еще пару столетий назад, является неотъемлемой частью души человека, но в современном мире мы вырубаем персиковые деревья, чтобы построить заводы, стадионы, ипподромы… Мы теряем связь с богами, но если мы открываем свою душу, идем за своими движениями души, то мы получаем возможность переживания красоты и надежду на то, что если один человек верит и творит добро, то мир будет продолжаться… Таков рецепт спасения мира от Куросавы, великого гуманиста 20 века, века, принесшего людям смерть больше, чем за все известную историю нашей цивилизации.
И, несомненно, с точки зрения красоты кадра, это сон – необыкновенно поэтичен и прекрасен!
«Снежная буря» Начало в 25:45
Группа альпинистов идёт сквозь буран к лагерю. Путь их сложен, силы на исходе, они блуждают не первый день. Постепенно буря одолевает их, большинство решает сдаться. И только один альпинист настаивает на необходимости идти дальше. Группа, всё же, решает передохнуть. Во время отдыха альпинисту, призывавшему не сдаваться, является женщина, возможно как прообраз стихии или природы. Она, не то укрывает его покрывалом, не то хочет убить. Альпинист приходит в сознание и пытается разбудить остальных. Неожиданно оказывается, что лагерь находится от них в нескольких шагах.
Красочная пестрая персиковая мелодия второго сна сменяется блестящей картиной белоснежно-голубой бури в горах, сквозь которую идут замерзающие альпинисты. Этот сюжет чем-то напоминает персонажей Бекета в пьесе «Ожидание Годо», эти товарищи откуда-то и зачем-то бродят сквозь смертельно опасную бурю, когда же они выходят к лагерю, непонятно, чем этот лагерь может быть им вообще полезен: ни укрытия в нем нет, ни тепла, возможно, есть какая-то застывшая пища. Кажущаяся бесцельность путешествия между жизнью и смертью – метафора того, как мы заполняем это лучезарную паузу между двумя великими таинствами: рождением и смертью (образ Карла Густова Юнга). Прекрасная женщина, явившаяся лидеру группы во время дремы, конечно, больше похожа на образ Смерти, она красивая и сильная, ее не зачем бояться, но у нас есть выбор: жить дальше или нет. Герой выбирает жизнь, просыпается, расталкивает замерзающих товарищей, и под фанфары их взорам открывается вожделенный лагерь… Куда шли, зачем, для чего – не имеет значения. Значение имеет только наш выбор – для других и для себя.
«Туннель» Начало в 44:45
Японский солдат (командир) шагает, судя по всему, домой после капитуляции Японии, на пути проходит мрачный туннель, который с одного конца охраняет злобный пёс. На выходе из туннеля его начинает преследовать его рядовой, которого, по его словам, убили, и который не знает, что ему теперь делать. Потом навстречу командиру шагает целый взвод солдат, рапортующих о том, что «потерь нет». Командир убеждает их, что все они мертвы и командует уйти в туннель. Оставшись один, он подвергается нападкам выбежавшей их туннеля собаки в свете красного фонаря.
Эта новелла открывает новый цикл снов, первые новеллы поднимали общечеловеческие темы: переживания взросления, выбор между ответственностью и инфантильностью, понимание истинных ценностей. Последующие новеллы будут отражать социальные явления нашего времени, которые влияют на человека, продолжая формировать его характер. И обойти войну, которая разрушила судьбы целых поколений, Куросава не может.
Командир остался жив, жизнь сделала выбор за него. Теперь он мучается чувством вины, что послал свой взвод на смерть, хотя мы понимаем, что у него, скорее всего, не было выбора, он действовал в рамках обстоятельств: страх никого не делает мудрее. Призраки, преследующие его, вступают с ним в диалог, и он плачет, винит себя, кается. Он ведет с ними (или с собой?) диалог, который на некоторое время позволяет ему почувствовать себя оправданным. Но когда он снова оправляет взвод в небытие, к нему возвращается злобная собака, освещенная красным фонарем: стыд и вина никогда не отпустят его. Такова судьба человека, раздавленного войной. Но войны начинают люди, правда, начинают они с вырубки персиковых деревьев…
«Воро́ны» Начало в 63:00
Вороны — картина Винсента Ван Гога. Японский художник, рассматривая в музее работы Ван Гога, втягивается в их атмосферу и совершает виртуальное путешествие по местам и сюжетам картин, где встречается с их автором.
Продолжается темы выбора своего пути: кто я в мирное время, к чему я призван, как услышать себя, понять, как найти возможности для самореализации?
Появляется герой, который пройдет сквозь все следующие новеллы - человек среднего возраста. Здесь он ищет встречи с признанным художником, чтобы спросить у него о том, как он создает картины. Красота кадров не уступает по своему эстетическому воздействию на зрителя картинам Ван Гога! Великий художник прост и немногословен, он открывает секрет своего мастерства: «… я поглощаю красоту природы, я растворяюсь в ней, и потом картина предстает передо мной завершенной». Чтобы создать что-то, нужно сначала полностью отдаться тому, что тебя захватывает, раствориться без остатка, отречься от себя, нужно принести себя в каком-то смысле в жертву, чтобы погрузиться в бессознательное, вынырнув оттуда с новым творением. Куколка превращается в бабочку по той же формуле… Художник, по сути, несет бремя своего таланта, заставляющее его работать как паровоз, выгорая как свеча, но зажигая звезды для других… Путешественник по сну выглядит робким, он как бы крадется, а не идет. Он ищет во внешнем мире наказа и одобрения, а путь прокладывается изнутри. И что в конце пути? Воронье, провожающее нас в небытие. Одиссей отказывается от возможности обрести бессмертие, потому что иначе теряется вкус жизни, и так много вкуса (краски напоминают карамельки) в этой новелле, хотя и тут Куросава не перестает нам напоминать о красоте и мудрости образа Смерти. Мгновение – вот что истинно ценно, а пойманное настоящим мастером прекрасное мгновение – наставление-подарок для тех, кто придет позже.
«Гора Фудзи в красном» Начало в 73:20
Авария на АЭС (взрывы всех атомных реакторов) в окрестностях горы Фудзи. Ужас и паника, все пытаются убежать, хотя знают, что некуда. В воздухе облака плутония-239, стронция-90, цезия-137, а один из виновников рассказывает, чем они грозят.
Конец света от Куросавы – тема следующей новеллы. Сначала люди вырубили персиковые деревья, потом убивали друг друга тысячами на войне, а потом уничтожили жизнь на планете. Такова цена технического прогресса, цена предательства Родины – планеты Земля. Люди совершили массовое самоубийство, чтобы не ждать Смерти. Но герой снов продолжает бороться за жизнь, он верит до последнего вздоха, что может повлиять на судьбу. «Ждать, когда умрешь, что это за жизнь?», - говорит самоубийца, один из виновников катастрофы. Он уходит в море со словами: «До встречи». Но все ли мы живем с осознанием смертности, умеем ли мы ценить невозвратное время, на что мы тратим его? На создание средств, которые нас убивают? Всегда ли мы задумываемся над тем, что в нашей жизни имеет настоящий смысл? Может, мы тоже самоубийцы, которые убивают свое время пустыми делами? Жить, не давая себе ответы на эти вопросы, значит приближать смерть своих детей, напоминает нас великий кинохудожник.
«Плачущий демон» Начало в 81:00
Человек встречает однорогого демона на фоне черного гористого пейзажа, где растут гигантские одуванчики. Демон рассказывает человеку о том, кто населяет эти выжженные земли: люди, которые по причине совершенных ими злых поступков, превратились в демонов, пожирающих другу друга. Самая страшная кара постигла самых сильных – они бессмертны.
В мире, куда попадает герой после неудачных попыток спастись от атомной катастрофы, встречает он виновников бед на земле, вот та встреча которая была предречена в новелле «Гору Фудзи в красном». Эта новелла по эстетике близка Дантовскому аду. Для героя это скорее чистилище, которое он может просто пройти, он держит путь как бы сквозь эти землни. Земля прекрасна, но мы можем устроить на ней сущий ад, если не одумаемся – предупреждение от Куросавы.
Высшее наказание в этом аду – бессмертие. Смерть, таким образом, с еще одной стороны является избавлением. У демона начинает болеть рог, он голоден, и старается прогнать человека, поскольку в результате борьбы, которую может начать демон, совершится убийство, которое сделает человека демоном, оставив на муки в этом месте. Борьба – путь к мукам. И путник бежит прочь.
«Деревня водяных мельниц» Начало в 98:30
Путник приходит в цветущую деревню и встречает там мудреца, который ратует за жизнь на лоне природы, за отказ от благ цивилизации. Это утопическая идея, но имена такая жизнь, по мнению Куросавы, дает возможность познать всю радость бытия. Похоронная процессия в последней новелле напоминает процессию в первой новелле, где по лесу шествуют лисы. Там было начало пути – полное тайн, опасностей, загадок. Здесь – окончание, а в благодарность – веселые похороны. Жить – это хорошо, жить – это увлекательно, если умеешь видеть истинные ценности.
Гуру современной психологической науки утверждают, что те люди, которые боятся смерти, не живут своей жизнью, их жизненное странствие так и не началось, они так и не покинули серые стены маминого дома, не решились на свое путешествие, полное испытаний. Смерть не так страшна, а порой она – благодать! Страшна скорее жизнь, в которой нет места любви, творчеству, добру. Такая жизнь плодит демонов, которые разрушают мир. Но у нас всегда остается выбор – на чьей стороне окажемся мы? Путник видел многое, что он выберет в конце концов? Вопрос остался открытым.

1
0
9
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
21 ноября 2011

Мальчик случайно подсматривает свадебную процессию кицуне (лисиц), а этого делать совершенно нельзя. Кицуне приносят в дом ритуальный нож, что б паренек покончил с собой – единственная расплата за подобный поступок. Родители на стороне лесных духов. Другой мальчик видит духов срубленных персиковых деревьев, которые снисходительно дарят ему чудесный последний танец цветущих деревьев, так как он плакал, когда их рубили. Отряд альпинистов продирается сквозь холод и лютую снежную бурю к затерянному лагерю. А вот отряд другого парня – уже никогда не вернуть, он погиб в бою и единственный выживший их командир встречает марширующие трупы в горном туннеле. Японский художник настолько проникается творчеством Ван Гога, что проваливается в одну из его картин и встречается с его автором, получая несколько полезных и ценных советов. Происходит авария на атомной станции близ горы Фудзи, в результате чего происходит ее извержение, в живых вряд ли кто останется, по крайней мере в том виде, в котором они были раньше, как рассказывает одинокий демон странствующему в атомном кошмаре путнику. А вот люди, что не знают не только об ядерном синтезе, но и других благах цивилизации, живут долго, а главное – счастливо. Сны Акиры Куросавы. Его прижизненный памятник, сотворенный собственными руками.

По сути, «Сны» задумывались как последний фильм Акиры Куросавы и лучше так его и воспринимать, несмотря на то, что после него он снимет еще два фильма. Автор испытывал проблемы с тем, чтобы творить у себя на родине. Японские киностудии давно не шли с ним на контакт, а картины Куросавы появлялись раз в пять лет благодаря финансированию иностранных продюсеров – то из СССР, то из США, то из Европы. Так что надеяться Куросаве на какое-то стабильное и уверенное будущее для своих фильмов не мог.

И, что символично, Куросава снимает в той форме, к которой он стремился весь свой финальный период – сны. Практически каждый фильм в той или иной степени и уже очень давно тяготел к снам. Даже «Великолепное воскресенье» в большой степени проникнуто жизнью в мечте, не говоря уж о кошмарах картин «Ран» и «Тени воина». Так что нет ничего удивительного в том, что «Сны» на этот раз полностью погружены в странные, порой вновь пугающие, сновидения.

Как и предыдущие работы режиссера, «Сны» визуально близки стилистическим традициям позднего периода творчества Куросавы. Не в последнюю очередь благодаря тому, что над ним работал тот же костюмер, что и для фильма «Ран», который выиграл Оскара за дизайн. Более того, картинка фильма представляет собой выжимку, квинтэссенцию всего того пиршества для глаз, что отличала практически все цветные фильмы японского автора.

Так же нет никаких сомнений, что каждый сон из фильма – это та или иная нить воспоминаний или страхов самого автора. Ничего нового тематически Куросава здесь не проявил, разве что рассказал о своих детских страхах и мироощущении. Но, что символично, картина в своем финале приходит к относительно веселому финалу, при всей своей грусти. Автор будто говорит, что все умирает, всему приходит конец, жизнь течет как река, но это нормально и в чем-то даже хорошо.

0
0
9
fene4_ka
3 отзыва, 14 оценок, рейтинг 1
8 сентября 2009

Eщё раз о бессмысленной гонке за миражами..

Mы всегда хотим, как лучше, не понимая, что всё волшебство и вся вселенская мудрость содержится в нескольких простых фразах. Которые так легко применимы на практике, которые мы даже знаем и помним. Но о которых предпочитаем не думать.
А ведь именно, благодаря им, жизнь может превратится в праздник. Смерть может превратится в праздник. И не нужно будет бояться войн, атомной бомбы и ядерной катастрофы.

Мы слишком много боимся. мы настолько погрязли в своих "Как лучше" и "Как удобнее", что перестали понимать, что делаем и где находимся. А ведь для того, чтобы узнать, где находишься, нужно всего лишь остановиться и посмотреть по сторонам... Всё самое сокровенное лежит под ногами. и когда мы это сделаем, не только житель Деревни Водяных Мельниц, но и каждый человек сможет сказать, что ведь и в самом деле "Жить -- хорошо! Жить -- весело!"

0
0

Подборки Афиши
Все