Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.7

Фильм
Реконструкция

Reconstruction, Дания, 2003
О фильме
  • Реконструкция – афиша
  • Реконструкция – афиша
  • Реконструкция – афиша
  • Реконструкция – афиша
  • Реконструкция – афиша
Мелодрама
12+
Кристоффер Бо
17 мая 2003
1 час 32 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Кристоффера Бо

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

?
Алексей Васильев
908 отзывов, 923 оценки, рейтинг 1625
12 апреля 2004

Датская Догма всегда представлялась мне инквизицией, учинившей расправу над кино в год его столетия. Все эти «нет декорациям», «нет искусственному освещению», «нет киносъемке», «да здравствует цифровое изображение», весь этот свод законов — что это, как не испанский сапожок? Когда я читал, как «догматика» Якобсена на полном серьезе разбирали на собрании за то, что в своей «Последней песне Мифуне» он позволил себе осветить софитами стог сена, чтоб придать картинке хоть какой-то летний колорит, датчане из Догмы представлялись мне бородатыми комитетчиками со зловещим блеском в глазах — разве может быть что-то более противное искусству, чем товарищеский суд? На пятом году репрессий, однако, в Дании восторжествовала реакция, точнее, «Реконструкция»: здесь появился фильм, за дело удостоенный «Золотой камеры» — приза за лучший дебют Каннского фестиваля, — снятый на 35-миллиметровую пленку, широкоэкранный, необычайно грациозный парафраз лелушевских «Мужчины и женщины».

Догматичность — определяющая черта северного датского сознания, не иначе. Фильм этот — не просто прекрасный дебют, а манифест контргруппировки. 29-летний режиссер Кристофер Боэ еще во времена студенчества в Датской национальной киношколе собрал вокруг себя единомышленников и основал союз «Херр Боэ и компания» с собственным сводом законов. Основной пункт платформы — борьба за «идеальный кадр», в котором раскрывалась бы полнота экзистенции (аналогия с «идеальным моментом», о котором писал Сартр в «Тошноте», неизбежна).

«То, что вы увидите, всего лишь фильм, конструкция. Но и он может ранить» — обещает в начале голос из-за кадра. Мы видим приятного мужчину. Для 30-летнего фотографа он вполне устроен: качественное полупальто, привычка тратить на обед не меньше 30 евро, средство передвижения — такси, жилье — прокуренный захламленный чердак на самом верху винтовой лестницы. У него есть подруга, но заметив на станции метро незнакомую женщину (сапожки из натуральной кожи, дорогая косметика, две пачки сигарет — одна открыта, другая про запас, обычное место времяпрепровождения — у стойки бара), он срывается вслед за ней. «Как вас зовут?» — он прикуривает сигарету. «Эме», — она выпускает дым. «Как ту самую?» — мужчина эрудирован. «Ах, так вы знаете…» — женщина заинтригована. У нее есть муж, но он в отъезде. Они проводят ночь на простынях копенгагенского «Хилтона». Наутро он обнаруживает, что на месте двери в его квартиру сплошная стена, друзья и соседи не признают его, работает он, кажется, тоже вовсе не там.

А дальше история переходит в совсем уже сослагательное наклонение; связное повествование превращается в эксперимент на тему «Возможна ли любовь в 30 лет». Камера разыскивает героев, совершающих броуновское движение по Копенгагену, через космический спутник, а закадровый голос комментирует, направляет, предугадывает их поведение, как Карабас, который позволил своим марионеткам отлучиться на денек, слишком хорошо зная их привычки и повадки. Комментарии принимают форму то волшебной сказки («Эме следует за Алексом, пока он принимает решение. Но если он засомневается в ее любви, Эме исчезнет, и, обернувшись, он увидит безлюдный переулок»), то социологического наблюдения («В зрелом возрасте любовь — выбор, договор. Мы решаем любить друг друга и следуем пакту»). Постепенно зритель обнаруживает, что смотрит кино не о героях, которых играют две обаятельнейшие 30-летние датские кинозвезды: Мария Бонневи («Я — Дина»), хрупкая и светлая, словно облачко, и Николай Ли Каас («Идиоты», «Открытые сердца»), крепыш с хомячьими щеками. Кино это — о комментаторе, человеке, задумавшем поразмышлять вслух, возможна ли любовь зрелых, состоявшихся людей, но избравшем для размышлений язык кино. Его попытка выдает эмоциональный кризис и меланхолию, но и смелость: о неспособности взрослых людей к любви рассуждать не принято — разве что в контексте половых дисфункций. Боэ совершает невероятную операцию — вступает в прямой контакт со зрителями: все их внимание переключается на голос, то есть на авторов фильма; герои воспринимаются лишь как доводы, их действия — как обороты в речи собеседника-режиссера.

«Это был всего лишь фильм, конструкция. Но, согласитесь, она ранила вас», — повторяет он в конце. И это отдается в сердце точь-в-точь как в финале «Обыкновенного чуда» адресованные Купченко слова Янковского: «Я придумал эту сказку, чтобы поговорить с тобой о любви»

9
0

Отзывы

9
Егор Королёв
371 отзыв, 702 оценки, рейтинг 874
20 июля 2008

Если вы любите европейское авторское кино; если вам нравится, как Мария Бонневи смотрит прямо в камеру; если вы не знаете, что таится за словами "я люблю тебя"; если вы не прочь перечитать Чехова и Кафку; если вы никогда не видели красивый Копенгаген; если вы не знаете, что такое - сексуальное кино; если вам становится грустно от Adagio for Strings; если вы готовы только на второй или третий просмотр понять всю суть, "Реконструкция" - ваш фильм.

Не обессудьте, но это моя любимая картина. №1. Которую я пересматриваю несколько раз в году, становясь лучше. Больше понимая в том самом чувстве, которое принято называть любовью. Кристофер Боэ снял тот фильм, который идеально подходит моему мироощущению, пониманию любви и даже смысла жизни. Замечательный сюжет, приправленный красивой музыкой и великолепной операторской работой вряд ли оставит равнодушным зрителя, готового под дождик за окном в 3 или 4 раз пересмотреть "Реконструкцию". Этот фильм или оставляет равнодушным (что редко) или заставляет возвращаться к нему ещё и ещё. Чтобы до конца разобраться в его конструкции, чтобы начать наслаждаться сюжетом, чтобы видеть начала и окончания, те моменты, когда можно всё начать и всё закончить.

"Реконструкция", на мой взгляд, достойна диссертации, а не рецензии. Сложно объясниться в любви этому фильму в рамках написанного здесь. Постараюсь кратко. За что я люблю "Реконструкцию"?

Литература
Не знаю фильма, где ещё с такой ясностью и простотой была бы раскрыта тема творческого начала, тема автора. Как зарождается произведение? Почему именно так поворачивается сюжет? В какой момент писатель (художник etc.) становится вездесущим Богом, готовым простить или наказать своих героев? Ведь только в силах Огуста сделать счастливый финал. Ведь только в силах режиссёра отправить своих героев в Рим. Но ни Огуст, ни Боэ (они ведь сливаются в какой-то момент, недаром повеставование идёт от лица писателя) не прощают Алекса.

Чехов
Не уверен, что Боэ целенаправленно пытался создать правдоподобную драматическую линию по канонам Чехова, однако ему это удалось. Когда его герои повторяют, словно заклинание, своё "всё хорошо", зрителю ясно, что всё как раз наоборот - плохо. Ведь Боэ не рассказывает нам об отношениях Огуста и Амэ. Он начинает своё повествование с конфликта, о котором мы можем догадываться. Редко в кино удаётся достичь подобного драматургического эффекта.

Кафка
Боэ - достаточно хороший режиссёр, чтобы наказывать своего Алекса всего лишь банальным одиночеством. Он добавляет в "Реконструкцию" немного от Кафки и выползающий наружу абсурд выносит фильм за пределы арт-хауса. Это больше, чем просто авторское кино...

Команда
... перед нами произведение искусства: не только кинематографа, но и театра, литературы, музыки, живописи. Редкое сочетание интереснейшего сценария, великолепной режиссуры, операторского мастерства, музыкального сопровождения, работы всей команды - от фотографа, который вместе с оператором, монтажером и актёрами дарят нам лучшую сексуальную сцену во всем кинематографе, до светотехника, который освещают улыбку великолепной Марии Бонневи, до костюмера, который придумывает ей красивейший длинный белый шарф.

Секс
Как хотите это называйте - обаяние, атмосфера... Это сексуальный фильм. Я неравнодушен к творчеству Кар Вая. Боэ смог красиво снять фирменные карваевские огонёчки, витрины, барные стойки, женские сапожки, дым от сигарет. Все эти перекрёстные огни автомобильных фар, светящиеся рекламные щиты делают этот фильм таким же ярким, настоявшимся, сексуальным, что и "Любовное настроение" или "Мои черничные ночи" Вонга Кар Вая. Про лучшую, на мой взгляд, любовную сцену в мировом кинематографе я писал выше. Писать о ней особо нет смысла. Её надо видеть.

Композиция
Она в "Реконструкции" самая важная. Благодаря сюжету и названию. Как в хорошем литературном произведении здесь можно выделить завязку, кульминацию...

Копенгаген
Редко в каком фильме удается так красиво показать город, как это удалось Боэ. Его Копенгаген в "Реконструкции" - отдельный герой, в котором живут влюбленные люди. Пока полицейские проверяют припаркованные машины, влюбленные целуются. Пока прохожие куда-то спешат, наш влюбленные вальсируют в осеннем парке. Не уверен, что Копенгаген достоин внимания туристов, но после "Реконструкции" хочется влюбиться именно там.

Цитаты
"Реконструкция" одновременно лаконична и афористична. Этот фильм хочется знать наизусть и цитировать, использовать в своей повседневной жизни.
- Потому что мне кажется, что это звучит правильно...
- Просто не хватает слов... (ради такого прощания, ради таких слов можно, кажется, даже с кем-нибудь специально расстаться)

Мужчина и женщина
Он не пришёл. Он опоздал. Казалось бы - мелочь. Но только не для Боэ. Это не только фильм о любви. Это фильм о нелюбви. О том случае, когда кто-то из нас заблуждается, признаваясь другому в любви. Человек признаётся и даже уверен, что любит, но на деле оказывается может заглядеться на совершенно постороннего человека в метро, может уйти от встречи с отцом, может опоздать. Всё это "может" в итоге накапливается. Боэ доказывает, что такой человек не способен любить никого, кроме себя. Тем самым режиссёр предостерегает всех нас от нелюбви, если хотите, учит, что такое - любить человека. Любить так, чтобы не остаться одному. Чтобы при любой проверке я повернулся назад и позади меня не оказалось бы пустоты. Боэ не нужен хэппи-энд. Отказываясь от него, он больно бьет по зрителю. Зрителю ведь так хочется, чтобы Амэ и Алекс улетели в Рим, но зрителю делают больно (привет фон Триеру), так больно, что через минуту забываешь про Рим. Через минуту спрашиваешь: а кого люблю я? А люблю ли?..

Любовь должна быть навязываема. Ещё одна цитата. Помните? Звучит грубо, но, похоже, единственно верно. Амэ была бы счастлива, если бы Алекс ей "навязал" свою любовь, полюбил бы, а не разменивал бы монетки для телефона, чтобы сказать, что опаздывает. Огуст, также, как и Алекс, не особый романтик и в любви признаваться не может. Но он любит Амэ, посвящает ей книгу, только таким образом признаваясь в этой самой любви. Вспомните эпизод, когда Огуст и Амэ собираются уезжать. Она счастлива. Я сто раз пересматривал фильм - она счастлива! Режиссер предлагает нам и такую конструкцию. В финале в итоге приходя именно к ней: Амэ остаётся с тем, кто её любит. А значит, полюбит и она. Если уже не любит. Мне кажется, Боэ смог в таком прозрачном тихом фильме сказать больше, чем многие другие известные режиссёеры. Он смог объяснить, почему человек несчастен. И как он может быть счастлив.

Это всего лишь мой взгляд, моя конструкция, рецензия. Но вы сами догадываетесь, что "даже при этом становится больно". Конец цитаты.

7
0
7
Igor Sinelnikoff
413 отзыва, 450 оценок, рейтинг 400
29 января 2011

Мы привыкли верить, тому, что показывают в кино, какой бы сюр там не творился. Это могут быть ужасы, фэнтази или научная фантастика. Согласно правилам игры, на некоторый период времени мы искренне верим в происходящее на экране, делая оговорку, что это другая реальность. Иногда из той, искусственно сконструированной реальности можно почерпнуть что-то полезной для настоящей. Находятся, правда, обманщики, объявляющие, что их фильм документальный, а на деле он оказывает опять же плодом воображения. Мы аплодируем, как ловко нас обвели вокруг пальца. Датчанин Кристоффер Боэ идет от противного, и заранее говорит, что его дебютный игровой фильм не более чем умелая конструкция. Он ломает правила игры, и вроде не остается смысла смотреть. Правда, еще он добавляет, что даже подобная выдумка может причинить боль. Что еще надо доказать.

В «Реконструкции», которую по праву называют одним из самых громких дебютов десятилетия, персонажи суть марионетки, умозрительные предположения о том, что есть Мужчина, и что есть Женщина. Вернее, изначально есть Мужчина, потом немного смеха, что-то в воздухе и Женщина. Примерно они возникают в таком порядке. Также Боэ предлагает нам две пары, что стоят на грани «не любви». Главный герой, фотограф Алекс, свыше (режиссером) наделяется способностью оставаться в сознании, будто единственно по-настоящему живой, что означает, что когда режиссер щелчком пальцев превратит всю его жизнь в кафкианское Ничто, Алекс единственный будет бегать по Копенгагену всеми забытый, неузнанный и сомневающийся. Его сомнения послужат для него карой в виде вечно ускользающих Женщин. А вместе с Женщиной исчезнет и смех и что-то в воздухе.

Жизнь на экране — это кубики, конструируемые и реконструируемые. Разрушив общепринятые правила киноигры, Кристоффер Боэ предлагает собственные: сложные, требующие максимум внимательности, но вознаграждающие чистым, истинно киношным удовольствием и открытием смыслов. «Реконструкция» кажется почти экстремизмом, к которому давно в Дании привыкли еще со времен коллектива «Догмы». Противопоставляя себя коллективу фон Триера, Боэ вместе с этим противопоставляет себя и всем современным трендам, постулирующим реализм в большей или меньшей степени, возвращаясь в ту эпоху, когда кино еще было сказкой и даже древнее. «Мужчина будет идти вперед, не оборачиваясь, а Женщина следом за ним. Но если он хотя бы раз обернется, хотя бы раз засомневается, то Женщина исчезнет навсегда». Кристоффер Боэ обильно использует цитирование и напрямую говорит о любви. И то, и то одинаково небезопасно для начинающего режиссера: цитаты должны быть к месту и умными, а лишь о любви надо говорить так, как до тебя не говорил никто. Судя по успеху «Реконструкции», Боэ это удалось.

Что-то магическое есть в этом фильме. Может быть это магия кино, а может магия любви. Все подверглось реконструкции и сложилось причудливыми образами. Фильм вроде снят в традициях Голливуда, а вроде он и слишком сложен в сравнении. Мне честно говорят, что это фантазия, а я вижу неподдельную жизнь. Неуловимое что-то летает в воздухе. Кристоффер Боэ сказал, что это фильм, что это конструкция, а ведь и правда больно.

2
0
5
Anna Bogdana
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
11 августа 2011

Что такое Реконструкция?

Это фильм, который гордо заявляет: Я фильм, он не пытается проникнуть в вас и тем более выдать себя за настоящую историю - я люблю такие фильмы, потому что они всегда остаются на приличном расстоянии от сердца и предлагают думать, не задевая чувств – этим они и хороши.

Вы точно не найдёте здесь ясности, чёткой линии развития событий, хорошей истории или слишком явной драмы. Здесь будут объятия, город и много сигарет. Сигареты, кстати, мелькают почти в каждом кадре, будь то просьба зажигалки или занятия любовью - кстати, красивая сцена, «нарезанная» из пауз. Может, дело в том, что одинокие люди курят чаще других? Я не говорю, что быть одиноким - значит быть курильщиком. Нет. Просто чаще получается так, что курят именно одинокие люди. И те, кто ощущают себя одинокими - у них могут быть друзья, семьи, дети, любовницы - это ведь ни на что не влияет на самом деле.
Один главный герой, кстати, совершенно мне неприятный. Он слишком… широкий. Слишком широкое лицо, слишком широкий приоткрытый рот, слишком широкие зубы, неоплаченное такси, неоплаченный счёт из ресторана и постоянное желание сбежать – не из заведения - так хотя бы из отношений. Ему ничего не стоит оставить девушку, которой он говорит, что любит, сидеть в баре, потому что за окном прошла незнакомка- девушка будет бежать за ним вслед, конечно, недоумевать, но это ничего не исправит. Эти люди страшнее всех-те, кто ни к кому не привязываются по-настоящему, которые любят исключительно pour un beau geste- ради красивого жеста, красиво й истории или новой эмоции. С ними интересно общаться, пока они не бросают вас, зато вы сполна получаете все те «диалоги», которых не хватает в обычной, реальной жизни.

- Это точно разрешено? время, чтобы подумать?

В этом фильме есть красивая блондинка, даже две, одна - слишком, вторая - недостаточно, наверное, от этого обе несчастны. Постоянная проверка на «подлинность», постоянная вариативность сюжета и длинное прощание. Я бы вообще сказала, что это фильм о прощании- о том, как это бывает на самом деле.

Кстати, о второй блондинке - простой, девушке главного героя-фотографа (да, его камера - единственное, что меня привлекает в нём). Есть прекрасная сцена в фильме, где главный герой, его девушка и его отец сидят в ресторане- девушка протягивает руку, ставит её на стол, ожидая, что герой возьмёт её. Он, конечно, «не обращает» на это внимания. Этим всегда начинается: вы протягиваете ему руку, а он будто бы не видит её. он ведёт свою руку вдоль вашей руки, почти касаясь её - не задевает, тянется дальше - и берёт что-то со стола, например, вилку, как будто она ему и была нужна. на самом деле он просто показывает, что больше не хочет держать вашу руку. так всё начинается- следите за руками. А потом вы находите себя в вагоне метро, у окна - он только что сбежал прямо из захлопывающихся дверей, бросив напоследок, что ему надо уходить.

Итог: фильм получил золотую камеру Каннского фестиваля 2003, наверное, есть за что. Много красивых диалогов, мало действия, один город, четыре героя, разорванная в клочья книга и мир, который забывает про вас. Пожалуй, стоит посмотреть.

1
0
1
miss_foxtrot
3 отзыва, 196 оценок, рейтинг 2
25 мая 2009

фильм показался какимто глупым, совершенно ни о чём. нелепый сюжет - он видит её в метро и ни с того ни с сего кидается вслед за незнакомкой, затем они сидят в баре, потом - оказываются в её постели, а любовь - тут как тут! череда встреч и туманных диалогов, видимо призванных быть многозначительными, но на деле всё это выглядит не более чем комично учитывая что героям уже под 30 и у обоих своя устроенная жизнь. это какая-то пародия на любовь, очень упрощённая, потому что режиссёр в самом начале ставит героев перед фактом их любви, внезапно выскочившей из-за угла. поэтому мне как зрителю трудно в неё поверить, равно как трудно верить актёрам, страющимся выразить чтото большое и светлое едва заметными движениями мимических мышц. особенно с трудом они двигаются у главного героя с его брутальной внешностью.
с другой стороны, понравилась операторская работа, и в целом фильм было приятно и легко смотреть из-за чередования действия и неких расслабляющих пауз, наполненных музыкой и размытыми наложенными друг на друга образами.

1
0
9
Ольга Сергеева
47 отзывов, 92 оценки, рейтинг 52
13 мая 2008

Один из тех фильмов, который с удовольствием смотришь в один из дождливых или просто пасмурных вечеров. Яркий и меланхоличный, он однозначно стоит того, чтобы его посмотреть.

1
0

Подборки Афиши
Все