Фильм

Фильм Глория

Gloria (1980, США), IMDb: 7.1

6.8
7.1
1/4

Драма Джона Кассаветеса про девушку гангстера

Бывшая девушка гангстера спасает соседского мальчишку, приговоренного мафией к смерти за то, что он оказался свидетелем убийства своих родителей. Номинация на «Оскар» за актерскую работу Джины Роулендс.

СтранаСША
Продолжительность2 часа 3 минуты
Дата выхода4 сентября 1980
Возрастное ограничение0+
Не только актер, но и режиссер. Сын греческих эмигрантов, который снимался в Голливуде («Ребенок Розмари», «Грязная дюжина», «Ярость»), чтобы ставить свои маленькие и независимые драмы. Известный факт, что однажды разозленный Кассаветис сказал в радиоэфире ведущему Джиму Шепарду, что если слушатели скинутся ему на картину, то он снимет настоящее «кино про людей», альтернативное голливудской студийной системе. Так и случилось: все собранные деньги режиссер направил на создание «Теней» — импровизационной зарисовки про несколько дней из жизни нью-йоркской артистической тусовки. Эта картина стала не только одним из первых фильмов американского независимого кино, но и своеобразным манифестом новой чувственности, в котором Кассаветис нащупал свой стиль. Этот узнаваемый режиссерский почерк можно также найти в «Лицах» (три номинации на «Оскар»), «Премьере» («Серебряный медведь» Берлинского фестиваля за лучшую женскую роль Джине Роулендс) и «Глории» («Золотой лев» Венецианского фестиваля). В большинстве фильмов Кассаветиса снялась его муза и жена Джина Роулендс (их сын Ник тоже, кстати, известный режиссер), а также Питер Фальк. С Фальком Кассаветис еще работал на телевидении (ставил одну из серий «Коломбо») и сыграл в фильме «Майки и Ники» Элейн Мей, который выглядит так, как будто его снял сам Кассаветис, но умелыми женскими руками. Умер режиссер в 1989 году — от цирроза печени.
7

Глория (Джина Роулендс) раньше была плохим человеком – водилась с плохими людьми, делала плохие вещи с хорошими людьми, но потом вышла на покой, поселилась в непримечательном многоквартирном доме и так бы и померла в одиночестве и от старости, но так случилось, что бандиты убивают всю семью единственной женщины, с которой у Глории были приятельские отношения. Убивают из-за одной книги, владеть которой опасно – слишком важные имена и даты в ней. Убивают без жалости и промедления всех. Всех, кроме пуэрториканкского паренька, младшего сына, которого предварительно благоразумно выставили из квартиры, снабдив той самой опасной книжицей, за которой охотится практически каждый бандит в городе. Выставили к единственно возможной тетке – Глории, которая и сама-то детей терпеть не может, да и те отвечают ей взаимностью. Но столкнувшись лицом к лицу с довольно жуткой и страшной ситуацией, открыто презирающие друг друга Глория и Фил начинают свой крестовый поход, в конце которого они найдут справедливость, отмщение и искренние теплые чувства друг к другу. Один из самых нехарактерных для режиссера фильмов, стал одним из самых известных в его карьере. И пусть он не так хорош, как его предыдущие работы, а многие и вовсе норовят забыть о нем в контексте творчества Кассаветеса, но если бы не было «Глории», не было бы ни «Леона», ни половины фильма «Чужие», ни «Джулии», ни, скорее всего «Ультрафиолета», ни уж тем более люметтовского римейка. А плохо это или хорошо – решать каждому для себя.
На самом деле нет ничего удивительного, что фильм не пользуется популярностью у поклонников режиссера. Да, фильм написан им, и даже отрежиссирован им. Более того, никаких неприятных скандалов и выкручивания рук со стороны продюсеров и актеров, как это было во время работы над «Дитя ждет», не было. Просто Джон написал сценарий, который захотел продать Columbia Records, а те уговорили сняться в главной роли Джину Роулендс, тогда как Кассаветес, будучи ее мужем, не рискнул доверить кому-то такое дело, как снимать собственную жену в собственном фильме, и сам позволил уговорить себя снять эту картину. Как факт – главный приз Венецианского фестиваля того года, плюс номинация на лучшую женскую роль второго плана для Джины. Неплохой урожай для фильма, которого могло бы и не быть или быть, но совсем не таким.
Так что нет ничего странного в том, что фильм выглядит как фильм, совершенно противоположный тому, что снимал Кассаветес ранее. «Глория» - это фильм не авторский, «Глория» - это фильм студийный, со всеми вытекающими из этого правилами и барьерами, а Джон к тому времени был уже не такой лихач, чтобы плевать против ветра. С другой стороны, нет-нет, да промелькнет в Роулендс та самая Роулендс ранних фильмов, которая играет вовсе не какой-то конкретный образ, персонаж, а сложный сонм психологических черт, архетип, взбалмошное и непредсказуемое, но необоримое эмоциональное явление, сталкивающееся с враждебной окружающей социальной средой.
Впрочем, несмотря на то, что картина мало что дает к понимаю авторского почерка Кассаветеса, тут есть немало замечательных и интересных моментов. Во-первых, оба актера шикарно раскрывают свои роли, что не удивительно при работе с таким мастером-мотиватором, как Кассаветес. Их отношения и эволюция их отношений на сегодняшний день хрестоматийны для современного кино. Пренебрежение, перерастающее в смирение, доверие, а потом и глубокую дружбу, показаны элегантно, убедительно, ровно и органично. Отношениям веришь так, как веришь и самим персонажам.
Интересно воссоздан и сеттинг фильма. Естественно, картина была снята в Нью-Йорке, однако благодаря хитрым уловкам как со стороны постановщика, так и оператора, город стал обезличенным и события можно спроектировать на любой населенный пункт, лишь бы были бандиты в нем. Однако очень сложно узнать в этом прекрасном и опасном городе Нью-Йорк, хотя фильм построен при помощи большого количества сцен на местности и в картине полным полно дальних и даже панорамных планов.
Но при всем этом нельзя не признать тот факт, что «Глория» - это голливудская машина, в которую поставили голливудский мотор, однако делал это мастер, пусть и привыкший к более тонким материям, но настолько поднаторевший и понимающий в своем ремесле, что это уже и не ремесло вроде как получается, а произведение искусства, хотя пользоваться этим может каждый, что делает результат достойным еще большего уважения.

3 февраля 2011
Все отзывы
Читайте также
15 фильмов про женщин, которые могут постоять за себя
15
фильмов про женщин, которые могут постоять за себя
15 фильмов про женщин, которые могут постоять за себя
7 аниме, номинировавшихся на «Оскар»
7
аниме, номинировавшихся на «Оскар»
7 аниме, номинировавшихся на «Оскар»
11 полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
11
полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
11 полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
12 страшных, смешных и интересных фильмов про динозавров
12
страшных, смешных и интересных фильмов про динозавров
12 страшных, смешных и интересных фильмов про динозавров
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость