Фильм

Фильм Рабочий поселок

1966, СССР, IMDb: 6.9

6.7
6.9
© Афиша
1/16

Герой картины потерял зрение на войне и теперь сделался иждивенцем в семье. Чтобы не так остро чувствовать свою беспомощность, он начал пить. Но однажды в его жизнь вернулись старые друзья, которые помогли ему вновь ощутить себя полноценным человеком.

СтранаСССР
ЖанрыДрама
Продолжительность2 часа 18 минут
Дата выхода24 апреля 1966
Дата выхода в России24 апреля 1966
Возрастное ограничение0+

Режиссеры фильма «Рабочий поселок»

10

Фильм "Рабочий поселок" - это один из самых интересных и значительных художественных кинодокументов, в котором наиболее правдиво и точно показан крепостной казарменно-лагерный быт в пролетарских военно-промышленных зонах, в которых заправляют коменданты-старосты, характерный не только для периода разрухи 40-х, но для того времени, в которое снимался фильм. Владельцами-директорами заводских барачных поселений являются жандармские наместники, для которых приоритетом являются оружейно-сырьевые производства с дешевыми материалами и рабсилой. В эпизоде, где два чекистских начальника Мошкин и Сотников согласуют резолюцию о том, что трудовые ресурсы могут жить в землянках-времянках, пока не будут запущены в эксплуатацию новые цеха, показано "экономичное" реальное отношение фашистских властей к простому колониальному населению. Сами обитатели путиловских-крупповских станций делятся на тех, кто имеют социальные прожиточные льготы "вдов героев и ветеранов", позволяющие иметь жилплощадь, заработок и возможность учить детей в местных школах-сараях, чтобы они затем могли получить какую-нибудь рабочую специальность. И на нищих опустившихся маргиналов, которых полицейско-административные службы используют для криминальных целей и в сектантских пропагандистских акциях. Центральным персонажем фильма является местный ижорский "инвалид войны", который называет себя артистом, распевает блатные песни и напивается каждый день с такими же уркаганами в медалях и наколках. Жена от него сбегает, а сын вместе с ним занимается профессиональным цыганским нищенством по вагонам поездов, чтобы прокормиться. В фильме затрагивается сложная, неоднозначная и одна из самых табуированных тем "победной эпохи" - тема агентов феодальных служб, которые за деньги и за страх изображали "покалеченных фронтовиков", будучи в большинстве своем здоровыми людьми. Поскольку те, кто действительно попадал в полигонные гулаговские окопы не возвращались живыми. А те, кому удавалось выжить в зоне "танковых сражений", были либо охранниками-карателями, либо пленными-предателями, что требовало от этих людей всю жизнь соблюдать конспирацию и быть под полным контролем чекистских кураторов. В эпизоде беседы в столовой двух "друзей-однополчан" Плещеева и Шалагина как раз показана встреча двух шпионов, один из которых убеждает другого, что необходимо сменить компрометирующий патриотический культ амплуа пьющего иждивенца-ветерана на духоподъемный образ работающего у станка инвалида войны. Не стоит забывать, что фильм снимался в середине 60-х, когда немного подзабывшему ужасы тех лет обществу снова начали навязывать героический миф о "великой освободительной войне", которую большинство населения справедливо считали позором и предательством со стороны членов нацистской хунты. Поэтому парадные шабаши и не проводились 20 лет, поскольку все знали, кем были эти "мировые вожди" и "генералы-маршалы". И в фильме прямо говорится про "боевых героев", что они ко всему слепы кроме водки.Таким образом артисты замечательно выразили отношение интеллигенции к этим военно-блокадным льготникам, большая часть из которых были обыкновенным тюремным быдлом. Еще одна не менее важная проблема, которая наиболее трезво и точно отражена в этой кинокартине - это сильно мистифицированная за последние десятилетия тема "сталинских репрессий", показанная в двух аспектах. В первом речь идет об аресте одного из начальников производства, который как и полагается советскому руководителю прислушался к просьбам крепостных рабочих о представлении им нормального жилья в счет средств, которые должны были идти на строительство дачных особняков для генералов-цеховиков. И сразу же оказался "врагом народа", которого, тем не менее простые труженики, как показано в одном из эпизодов, уважали как человека. Второй аспект, это разоблачение лицемерной сути так называемого "развенчания культа личности". В сцене зачитывания председателем общественности доклада на собрании, намекается, что миф о диктаторе был придуман партийным коллективным (эсеровским) руководством (чтобы снять всю ответственность за преступления с членов юнкерско-кадетской "шпротной" хунты). В сценах конфликтного разговора между бывшим-старым и новым-бывшим директорами, где они обсуждают сигнальную шпионскую систему, представителями театральной интеллигенции великолепно разоблачается оттепельный миф о "новых веяниях". В словах про "узкие брючки у крупного работника" содержится прямая отсылка на принадлежность всех стиляжных диссидентских движений к чиновно-корпорационным структурам. Фильм "Рабочий поселок" - это прежде всего выдающийся исторический кинодокумент, а затем уже лирическое повествование о трудной жизни целого поколения. В кадре, где герой в полумраке слушает мелодию старой военной "землянки" в джазовой ресторанной обработке заключён весь романтизм "свободы", суть которой отражена в стилизованной под тюремно-армейский фольклор кинопесне "Спой ты мне про войну".

31 марта 2020
7

Что за ДМИТРИЙ БРИЛЬ? Кто такой МОСОЛОВ? Какое отношение они имеют к фильму "Рабочий поселок"?
В ролях:О.Борисов, Л.Гурченко, Т.Доронина, В.Авдюшко, Т.Соколова, Е.Симонов, Л.Добронравова, С.Чекан... и др.
Я играл Леню Плещеева (маленького). Спасибо, что прочли.
Алексей Догадаев

29 мая 2008
Все отзывы
Читайте также
13 неочевидных мультфильмов студии «Дисней», которые тоже неплохо было бы превратить в игровое кино
13
неочевидных мультфильмов студии «Дисней», которые тоже неплохо было бы превратить в игровое кино
13 неочевидных мультфильмов студии «Дисней», которые тоже неплохо было бы превратить в игровое кино
7 аниме, номинировавшихся на «Оскар»
7
аниме, номинировавшихся на «Оскар»
7 аниме, номинировавшихся на «Оскар»
11 полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
11
полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
11 полнометражных аниме Хаяо Миядзаки, которые настала пора показать вашим детям
6 фильмов про дружбу людей и роботов
6
фильмов про дружбу людей и роботов
6 фильмов про дружбу людей и роботов