Киноафиша Москвы

Фильм «Кентерберийские рассказы»

I Racconti di Canterbury (1972, Франция, Италия)
6.3
оценить
Кино: «Кентерберийские рассказы»
Кино: «Кентерберийские рассказы»

Экранизация поэмы английского поэта XIV века Джеффри Чосера. Семь историй, рассказанных паломниками, остановившимися на ночлег на постоялом дворе.

Отзывы пользователей о фильме «Кентерберийские рассказы»

Фото Artur Sumarokov
отзывы:
714
оценок:
2570
рейтинг:
910
9

Нравы постоялого двора

Молодость бывает дерзка и упряма, бесстыдна и скрытна. Тот старый постоялый двор в Кентербери был полон юношеских тел, жаждущих друг друга и именно он стал сосредоточием множества странных и сексуальных историй, в которых мораль и аморальность едины, в которых грех является истинным проявлением человеческих чувств.

«Кентерберийские рассказы» 1972 года — вторая часть «трилогии жизни» итальянского режиссера Пьер Паоло Пазолини. Этот фильм значительно уступает «Декамерону» в романтичности, заменив ее натуралистичностью и откровенной эротикой на грани фола, иногда производящей антиэстетическое впечатление. Зрителя ждет всего лишь восемь новелл из 22-х, входящих в «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера, причем Пазолини весьма вольно обращается с литературным первоисточником, творя таким образом собственную мифологию, соединяя в новеллах итальянский гедонизм и британский юмор, переходя в финале к откровенной и яркой религиозной провокации(новелла о скупом монахе, оказавшемся в Аду).

Впрочем, каждая новелла, будь то «Рассказ Мажордома», «Рассказ Мельника», «Рассказ Повара», «Рассказ Купца» или «Рассказ Кармелита», сохранила мораль, заключающуюся в неизбежном наказании за различные совершенные неоднократно телесные и духовные грехи. Актеры в картине играют прекрасно и смело, отлично воплощая на экране видение режиссера мира Джеффри Чосера. Особенно следует отметить в фильме игру Ниннето Даволи, Хью Гриффита, Лауры Бетти, Джозефин Чаплин и Вернона Добчеффа. Оператор Тонино Делли Колли снял фильм очень контрастно, соединяя откровенность и эстетику, иногда непропорционально. Эннио Моррриконе написал к фильму удивительный и атмосферный саундтрек, пропитанный духом Средневековой Англии.

Я рекомендую этот неоднозначный фильм итальянского скандалиста Пьер Паоло Пазолини всем поклонникам европейского авторского кино.

1
Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
510
7

Сняв «Декамерон», Пазолини почувствовал необходимость снять и «Кентерберийские рассказы», что очень логично, если вдуматься. Итак, вот несколько столь же ярких и порнографичных историй из арсенала Чосера. Старый сластолюбец женится на юной деве, которая, понимая его постельную несостоятельность, которая вскоре омрачается еще и слепотой, заводит себе пылкого любовника, благо благоверный ничего не видит. Суровый и несправедливый сборщик церковных податей встречает Дьявола, с которым заключает пари, будучи явно не очень умным человеком. Неунывающий и прыткий повар умудряется совершать головокружительные трюки ради утех плоти. Умный, но бедный студент волочится за аппетитной женой тугодума-плотника, у которого он квартируется. Неутолимая похоть уважаемой дамы доводит до могилы всех ее мужей, коих уже нельзя пересчитать по пальцам одной руки. Студентики пытаются поймать за руку мельника, явно проворачивающего какие-то махинации. Проходимцы и алкоголики пытаются отомстить за смерть собственного друга, но становятся жертвой жадности. Вероломный монах обирает смертельно больного человека. Невероятно смешные, невероятно пошлые и невероятно сочные рассказы от человека, который в этот раз обрядился Чосером.

В принципе, нет ничего удивительного в том, что «Кентерберийские рассказы» стоит рассматривать в ключе связи с «Декамероном». Мало того, что у первоисточников очень много общего, так и сам Пазолини подходит к ним с одинаковой внимательностью и стилистикой повествования, умело балансируя анекдотичные истории довольно грустными и вызывающе наглыми, за что, в очередной раз, подвергся обструкции со стороны властей и был вынужден ждать разрешение на прокат, которое долго не хотели давать, в связи со слишком большим обилием слишком пошлых и откровенных сцен.

Весьма забавно, как эта поздняя лента режиссера перекликается с одной из самых ранних его работ – картиной «Птицы большие и малые». Пазолини вновь обращается к механики смешного в том ее виде, в котором ее культивировал Чарли Чаплин. Итальянец не раз признавался в любви к почерку великого комика и этот фильм – очередное тому свидетельство. Поэтому многие комичные персонажи в фильме очень карикатурные и картонные, что придает фильму этакую фельетонность, а низкий уровень юмора (в одной из сцене все построено на пердеже) просто удивляет.

Есть тут и весьма серьезные и злые моменты, без которых фильм Пазолини был бы незавершенным. И пусть ради этого автору пришлось идти на уловки и даже придумать одну из новелл самому. История про гомосексуалистов и сожжение человека в оригинальном произведении Чосера не существует. Довольно сильна в отношении морали и новелла о делящих золото друзьях, да и финальная вещь невероятна и сурова как на повествовательном, так и визуальном уровне.

Понятное дело, что при такой форме и при таком содержании фильм был просто обречен на резкую критику и рейтинг «X» в американском прокате. Что, впрочем, не удивительно. Ругали и за вольности в интерпретациях, и за смелость в посягательствах на мораль, и за борьбу с ханжеством, и за откровенность и грубость. Но это фильм Пазолини. Причем его классический фильм, в котором присутствует все то, что любил и что делал автор на протяжении всей своей творческой карьеры. Непрофессиональные актеры, обилие эротических, а-то и порнографических элементов, обнаженки и гомосексуальных интонаций. Но и с этим автор обходится с известным изяществом, не только не стесняясь скользких тем, но и рассказывая о них с весьма спокойной и обыденной интонацией, не позволяя себе ни любования, ни кича, ни стыдливости.

0
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Вторая часть трилогии жизни обратно хороша и столь же конгеньяльна, как и первая. Хотя первоисточник по причине его весомой стихотворности читать-то не так ахти, как «Декамерон». Ну да зато и английское средневековье – не чета итальянскому: пошлостей и скабрезностей здесь куды больше. «Кентерберийские» вообще смотрятся совершеннейшим сиквелом «Декамерона» – абсолютно тот же стайл, разве что с форсированием эротики, да и некоторых неприглядностей. То бишь мы сразу уразумеваем, что смотрим Пазолини, а уж кого он в этот раз экранизирует – Боккаччо ли, Чосера ль – дело как будто десятое. Вот подите-ка найдите еще такого величественного экранизатора. Ему разве за «Сало» не стоило браться, ибо аутентичную десадовщину и сейчас, наверное, нелегко снять, а в 70-е с этим и подавно всяческих проблематичностей хватало. Но собственно трилогия жизни – выше всяких.

0

Галерея