Киноафиша Москвы

Фильм «Токийская история»

Tôkyô monogatari (1953, Япония)

6.7
оценить
Кино: «Токийская история»
Кино: «Токийская история»
  • 14+ 2 часа 16 минут
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода:

Актеры

Режиссер фильма «Токийская история»

Лучшие отзывы о фильме «Токийская история»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
512
9

Пришло время навещать детей. Сукити (Тису Рю) и Томи (Тико Хигасяма) из семьи Хираяма, что родом из небольшой деревушки, отправляются в огромный город Токио, где живут и работают их дочь Сиге (Наруко Сигимура) и сын Коити (Со Ямамура). Дети конечно же рады приезду родителей, но Токио – город занятых и так получается, что то одно дело, то другое, и на родителей времени вовсе не остается. Единственная, кто относится к ним со всей душой – невестка убитого сына Содзи - милая и приветливая Норико (Сецуко Хара). А дети тем временем то в театр их отправят, то в ресторан, а-то и вовсе скинутся на выходные в санаторий на берегу озера. Все там хорошо, но больно шумно, да и соседи сплошь и рядом молодежь, да и не ради санатория приезжали старые люди в шумный город. Не дождавшись окончания путевки, Томи и Сукити возвращаются нежданно в столицу, где занятые дети им буквально не могут предоставить даже кров. Так что мать отправляется ночевать в общежитие к Норико, а отец напивается вдрызг со своими старыми друзьями в местном баре. Поняв, что детям некогда возиться с родителями, Томи и Сукити отправляются домой. По дороге Томи заболевает, а после нескольких дней болезни – умирает. Но ненужные при жизни родители нужными после смерти не становятся. И лишь одинокая Норико остается помочь с приготовлениями к похоронам.

По сути, «Токийская история» стала памятником режиссеру. Безусловно, это квинтэссенция творчества Одзу. В свое время фильм был невероятно популярен на родине, овеян лестными одами в 70-х кинокритиками, когда был выпущен в США, и стал одним из образчиков кристального киноискусства для многих режиссеров. Но, что парадоксально, фильм одновременно стал вершиной достижений режиссерских приемов и излюбленных тем Одзу в ракурсе всего творчества в целом и оказался весьма неожиданным и непохожим на то, что японский режиссер снимал приблизительно в то время.

Тематика фильма — основательно переработанные мотивы довоенного творчества Одзу. Родители, приезжающие из деревни в Токио, дабы разочароваться в собственных детях и уехать умирать к себе в захолустье. Сюда же можно вспомнить и веселые шутки с жестокими детьми, и цитирование американского кино, и даже тема прохладных отношений детей к своим родителям — все это было центром многих гораздо более ранних картин. Да и в целом, если говорить про атмосферу и эмоциональную окраску сюжета тут же вспоминаются «Был отец» (кстати, Рю опять играет престарелого отца, но на этот раз гримерам было гораздо проще работать) и «Единственный сын».

С «Единственным сыном» «Токийскую историю» роднит и общая канва повествовательной формы, однако с несколько более развернутыми и связанными событиями. Но использована все та же форма представления токийских сцен посредством полного противопоставления их более умиротворенным, традиционным сценам деревенской жизни.

При всем этом, события в фильме увязаны довольно тонко и ненавязчиво, что позволяет выйти на первый план именно дидактической составляющей и в результате фильм звучит не как история одной семьи, а как мораль «люби родителей, пока они живы». Более того, из этого Одзу ближе к финалу развивает фактически самую свою важную и главную мысль творчества - «жизнь разочаровывает», и тут же добавляет знаменитой улыбкой Сецуко Хары «но это не повод опускать голову».

Особенно удивителен в этом ракурсе контраст между по сути чужой родителям Норико и родной дочерью Сиге, который бросается в глаза прямо в первой сцене после приезда Томи и Сукути в Токио — своей свекрови Норико говорит, что та ничуть не изменилась со времени их последней встречи, тогда как Сиге отмечает «ой, да ты поправилась, как я посмотрю». И это только начало. Далее по всему фильму от сцены к сцене Сиге будет стараться или избавиться от родителей, или отречься от них, а если не получается, то состроит такую кислую мину, что на душе тошно. Параллельно с этим Норико, не обладая таким финансовым благополучием, как родные дети Хираяма, готова с радостью приютить их в своей небольшой комнатушке в общежитии и провести с ними все свободное время, которого у ней гораздо меньше, так как приходится много работать. Удивительно, но на сострадание и теплые чувства идет человек, которого жизнь пощадила меньше всего.

Не особо положительные эмоции вызывает и второй сын Хираямы — Кейзо, который появляется ближе к концу фильма, когда родители возвращаются из Токио. Изначально он, получив известие о плохом самочувствии своей матери, готов бросить работу и ринуться в дорогу, но на замечание коллег, что впереди серьезная работа, он с улыбкой (!) отвечает «действительно, а уж если кто умер, тут уж ничем не помочь». Впрочем, он - персона гораздо более сложная и противоречивая, чем его сестра. Так, к примеру, приехав все-таки на похороны, он выглядит подавленным и раскаявшимся своим промедлением, но во время сцены в ресторане становится понятно, что его раскаяние не стоит и гроша и вывода для себя он никакого не сделал, предпочтя уехать со своими родственниками в Токио, вместо того, чтобы остаться порыбачить со своим отцом (а у Одзу нет ничего более святого и ценного для отношений отца и сына, чем рыбалка).

Что же делает детей такими бесчувственными по отношению к своим родителям? Ответ на этот вопрос оказывается не столь простым, как того хотелось бы и проливает некоторый свет на природу поведения детей. В первую очередь, они стали центром новых семей, которые ценят сильней, чем семью родителей и за которую несут ответственность, в том числе и финансовую, а следовательно должны быть более преданы своей работе, чем родителям, что их может и не оправдывает, но переносит акцент обвинения на изменения в образе жизни, что случились в стране за последние годы и несколько изменили образы, принятые в средней японской семье. Таким образом, история вновь оказывается не рассказом об одной интересной семье, а моральным выводом «время изменились. дети не ценят родителей. о приди, ностальгия».

1
0
1 июня 2011

Галерея