Киноафиша Москвы
Москва

Фильм «Время волков»

Le temps du loup (2003, Франция, Германия, Австрия)
5.2
оценить
Кино: «Время волков»
Кино: «Время волков»
  • 16+ 1 час 50 минут
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода:

Актеры

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Алексей Васильев
отзывы:
918
оценок:
213
рейтинг:
1695

Приехав на дачу, Анна (Юппер) с мужем и детьми обнаружили там эмигранта, вооруженного дедовским ружьем. Эмигрант сказал: «Оставьте машину, продукты и проваливайте!» — и для убедительности пристрелил ее мужа. Потом по всей стране вырубили электричество, и Анна с детьми жгли костры у гор трупов скота. Потом они нашли станцию, где две недели назад, говорят, проходил поезд. Если дать машинисту велосипед, часы, консервы и что там еще осталось, можно рассчитывать, что вывезет. Пока живут коммуной со строгой дисциплиной и натуральным обменом.

После «Пианистки» режиссер Ханеке и артистка Юппер снова вместе — в апокалиптическом кошмаре о тотальном сбое снабжения в Евросоюзе. Предостережение Ханеке — что неадекватное подлинным заработкам распределение средств и существующая в Европе система льгот и дотаций приведут к экономическому затмению — имеет под собой основание. Тема, ясно, позначительней терзаний интеллигентной хулиганки, которая резала себе причиндалы и писала мужикам похабные записки. Фильм выкован из благороднейших металлов — фактура и цвет «Сталкера», символизм «Жертвоприношения», угрюмая рабоче-крестьянская мина социального кинематографа Европы, волнительные веснушки, опавшие с осенней листвой на лицо Юппер. Но, увы, «Время» следует признать неудачей, пожалуй, самой обидной за год. Стихия Ханеке и Юппер, с какой бы серьезной миной ни смотрели иные умники на похождения их истеричной пианистки, — сатирическая комедия. Дистанция по отношению к персонажу, гипертрофированные истерические реакции, слон из мухи. Во «Времени» произошел обратный процесс: гора родила мышь. Взяв «тарковского», Ханеке не то чтобы дал петуха — не вытянул ноту. Оркестр еще играет фразу, а певец уже закруглился и, тушуясь, набирает грудью воздух для следующей рулады. Но время упущено, аудитория не может сдержать зевоту. Жаль: проваливать тему столь важную, со столь здравой расстановкой акцентов — ошибка уже политическая.

2

Отзывы пользователей о фильме «Время волков»

Фото Sasha Voloshin
отзывы:
9
оценок:
1
рейтинг:
14

Я не верил, что это возможно. Мне и вголову не приходило, что так можно снять фильм. Буквально с титров, еще до начала фильма возникает какое-то щемящее чувство пустоты. А потом и вовсе приступают к вскрытию без анестезии. Ладно бы плоть терзали. Нет, тут глубже все. Техничнее. Я не кино смотрел, нет, я смотрел реальную жизнь реальных людей, наблюдал за ней из безопасного теплого убежища. Но холод проник все-равно, забился внутрь меня, сжался комком где-то в глубине самого глубокого. Мне столько раз невыносимо хотелось оказаться там.
Фильм снят в каких-то блеклых тонах пожухлой травы. И только огонь яркий, да несколько крупных планов лиц главных героев.
Мальчик, который за весь фильм проронил едва пару фраз в конце фильма идет в костер. Какой тут Достоевский с его слезинкой, которой нельзя заплатить за счастье? Ни к чему гуманизм, если речь идет о героизме самопожертвования. Самосожжения. Искупления. Высшей любви, что не выносит слов.
А потом пришло чудо. И я остался сидеть, вжатый в кресло в кинозале неимоверной мощью человеческого духа. Я был потрясен. И я даже не смог заплакать.

3
Фото Artur Sumarokov
отзывы:
714
оценок:
2570
рейтинг:
910
7

Притча о четырех праведниках

Апокалипсис может наступить внезапно, но виноваты в нем будут не катаклизмы, посланные Природой во имя наказания человека, а сам человек, забывший о гуманности, утративший чувство вины и сострадания, ставший волком в гигантской стае, где каждый сам за себя. Лишь те, кто чисты духом и совестью, станут ключом для спасения.

Анна оказалась с детьми на этой железнодорожной станции в мире без мира, без цивилизации, не по своей вине. Горстка таких же, как она, выброшенных и забытых людей, ждут здесь поезда и пути своего спасения. Грешники, молящиеся о праведниках, грешники, которым требуется излечить свою душу, грешники, не готовые на жертвенное искупление.

Философская драма «Время волков» режиссера Михаэля Ханеке, хотя и прошла в прокате незаметно, зрителями-интеллектуалами не была проигнорирована. Этот мрачный и депрессивный фильм основан не только на сугубо немецкой и австрийской философии бытия, но и на универсальной христианской догме о жертвенности и спасении. Ханеке показывает внутренний Апокалипсис героев картины, окружающая же их пустота полей лишь олицетворяет их собственную духовную пустоту на фоне вымертвевшей Европы, которую не оживить, не возлюбить. Финита...

Изабель Юппер и Беатрис Далль играют своих героинь минималистично и холодно, создавая образы не столько реальных людей, сколько архетипов человеческого характера. Оператора Юрген Юргес сянл ленту в мрачных и гнетущих тонах, наполняя видеоряд фильма тяжелой символикой.

Я рекомендую данную картину всем поклонникам европейского авторского кино и, думаю, фильм Вас не разочарует.

1
Фото Георгий
отзывы:
709
оценок:
857
рейтинг:
2254
5

Апокалиптический опус на тему заката Европы

Уже в самом начале фильма становится понятно, что присущий стилистике Ханеке жестокий реализм, такой правдивый, не американский, жизненный, будет в достаточном количестве вылит на зрителя. И начало фильма действительно сможет оставить некоторый шок. Впоследствии, однако, сюжет будет развиваться странным, возможно, в чем-то антиутопичным, образом... так, что захочется пропускать куски в ожидании финала.

Не будет откровением то, что Юппер, безусловно, - великолепная актриса, а Ханеке - гениальный режиссер. Это, однако, не самый сильный его фильм.

1
Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
510
7

Весьма любопытный и психологически мощный эксперимент австрийского режиссера, перебравшегося во Францию, но на этот раз решившего снять кино про конец света. Во всем мире произошел некий коллапс, который парализовал работу практически всех инфраструктур – ни электрические сети, ни водонапорные больше не функционируют и люди вынуждены искать способы выживания в новых условиях. Анна (Изабель Юппер) со своим мужем и детьми, например, решают набрать еды и отправиться в собственный домик за городом, но обнаруживает там нежданных «гостей», которые не пускают их к себе, а после и вовсе случайно убивают мужа. Выжившие вынуждены прибиться к группе беженцев на станции железной дороги, что ждут прихода поезда – этакую метафору спасения. Тем временем дочка знакомится с находчивым пареньком-воришкой, которого покусала собака, а психика ее младшего брата медленно, но верно ломается по мере того, как перед ним разворачиваются ужасающие картины заката цивилизации или «времени волков», если вспомнить о тевтонском происхождении режиссера.

Фильм нестандартен для Ханеке по многим параметрам. Снимать о каком-то абстрактном месте режиссеру приходилось разве что для телевидения, когда он работал над «Замком» по Кафке (и сработал отлично). В своих остальных фильмах он довольно четко привязывался к временным и географическим контекстам, а некоторые журналисты, не озадачившись копнуть чуть дальше поверхности, и вовсе ошибочно приписывали его к новым социальным неореалистам. Но снять в некотором роде фантастический фильм – это нечто новое. И не сработает тут попытка самого Ханеке откреститься от «апокалиптического кино» - в любом фильме на тему конца света всегда присутствует доля социальной критики и лучшие представители этого жанра можно всегда рассматривать то как срез общества того времени, то как призму взгляда на общество же того или иного автора.

Но важно тут другое, даже если смириться с тем, что форма – не главное, а важна составляющая и мораль. Раньше же Ханеке себе такого не позволял никогда. Никаких моральных выводов, социальных и политических предложений и уж тем более вопросов, он старался не высказывать в столь явной форме. Режиссер обычно максимально дистанцировался и самоустранялся, предлагая зрителю решить самому, какой сделать вывод из увиденного. Этакая документалистика наоборот – вместо реальной истории и фактов, Ханеке зачастую выстраивает довольно интересную, но манипулирующую зрителем историю, выводы по которой делать напрочь отказывается.

С другой стороны, фильм – явное возвращение к австрийскому раннему периоду в творчестве. Как и в первой трилогии, Ханеке нарочито избегает создания ярких образов, сильных ролей и выразительных индивидуальностей. Порой кажется, что на месте Юппер могла бы быть любая неизвестная актриса и от этого фильм бы совершенно точно не пострадал – Изабель банально негде было сыграть хоть что-то. Да и основная тема гнилых течений, что пропитывают западное общество и проявляются довольно быстро – лишь полосни чем-то острым по коже – все это из того, другого, нефранцузского времени.

Ради этого Ханеке пошел даже на сознательную смену постановочной стилистики в пользу «замерзшей» австрийской трилогии. Кадр перестал наполняться бытовым хаосом, как это было в других французских картинах режиссера, хотя в данном случае возможно и потому, что быта как такового не осталось вовсе. Вместо этого Ханеке вновь концентрируется на аскетичном построении кадра. А вот освещение режиссер уже использует иначе, и вновь это обосновано миром фильма, в котором нет электричества, поэтому многие сцены сняты в разной степени темноты, будто вдохновляясь эстетикой Караваджо и Де Латура.

На этой световой дихотомии – непроглядной тьмы нечеловеческих первобытных отношений и яростных вспышек света, как антитезис, олицетворяющий попытки гуманизма – и построена вся визуально-интеллектуальная составляющая картины и основного ее конфликта. И именно из самой тьмы, загипнотизированный ужасом и обреченностью маленький мальчик бредет на заклание, дабы на Землю вернулся свет и поезд помчал бы уставших от страданий и унижений людей сквозь яркие и сочные поля. Прочь, как можно дальше от времени волка.

1
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Предельно утомительный концепт, с предельным же профессионализмом, впрочем, реализованный. Этот фильм реально нагоняет сон, но зато ни единым моментом своим не являет собой хоть какую-нибудь драматургическую или постановочную фальшь. По атмосфере (да и драматургии) это что-то типа «Жертвоприношения» Тарковского (и, как и у А. А., у Ханеке завсегда божественные финалы; «Время волков» в этом плане – отнюдь не исключение). В общем, прехороший фильм, но здесь, как и в случае с поздним Тарковским, – стоит один раз посмотреть – оценить, что называется, – далеко не всё при этом понять – но по окончании фильма твердо, однако, знать: пересматривать сей шедевр решительно никогда не захочется.

0

Галерея

Главная фотография предоставлена пользователем: Владимир Колисов