Отец и 12-летний сын без копейки в карманах рваных штанов едут на попутных товарняках из Москвы в Крым, подрабатывая по дороге залатыванием протекающих крыш в деревнях средней полосы. Голая бесприютность демисезонной России и утлый деревенский быт впервые со времен Тарковского становятся источником эстетического наслаждения. Многообещающий дебют в качестве режиссеров и сценаристов двух 30-летних собутыльников со стажем. «Серебряный Георгий» Московского кинофестиваля.
Драма |
12+ |
25 сентября 2003 |
24 сентября 2003 |
1 час 40 минут |
смотрел давно, но помню, что очень хороший фильм и потрясающие актерские работы. Сцена с ментом оч сильная.
Метафоричная киноповесть, в которой сталкиваются противоположные жизненные ценности и мотивы – взрослая практичность и детский романтизм, тяга к спокойствию и уюту и стремление во что бы то ни стало исполнить мечту.
Роуд-муви по-русски, где дорога ведет в Коктебель, а над морем летают зловещие альбатросы. Обещанный взлет газетного листка с холма состоится не сразу, так же как и духовный контакт отца и сына.
Фильм насквозь пропитан удивительным ощущением человечности, просвечивающим через вполне бытовое описание путешествия отца и сына, и испортить это ощущение не способен даже сумасшедший персонаж с ружьем.
Меланхоличное, тягучее кино, продуваемое холодными морскими ветрами юга России и согреваемое человеческими чувствами.
Два человека, отец и сын, идут к океану, к морю, к своей мечте. Путешествие к океану — один из устойчивых мотивов в искусстве: выйдя к океану, ты найдёшь нечто новое, выходы к невероятно огромному, настоящему, преобразующему тебя, подобно мечте.
У отца в прошлом опыт, видимо, авиаконструктора — самолёты строил. У сына в настоящем — способность мысленно видеть землю с высоты, словно у него есть некий встроенный спутник геолокации или то, что называется «связь с космосом». В фильме это аллегория мечты, тесно сплетённой с детским воображением.
Сюжет в фильме играет второстепенную роль, он вообще неважен, случаен, вместо одних событий могли быть другие, их немного: путешествие пешком, «зайцем» на товарняках, встреча с прижимистым мужиком, которому герои чинят крышу и который пуляет затем из ружья в одного из героев, отца, встреча с медсестрой, спасающей его от ранения и чей дом становится для бывшего авиаконструктора новой гаванью, где путешествие для него заканчивается — мечта обретена. Именно к этому моменту относятся слова, вынесенные в заглавие рецензии и сказанные мальчиком, в которых выражена вся досада и раздражение от такого мелкой и пошлой реализации мечты его отца.
Но мальчик, подзарядившись силой прежней инерции, не хочет заходить в эту гавань, не хочет опускаться на землю, не хочет приземляться и заземляться. Он поджигает новую гавань своего отца, а сам продолжает бежать дальше — к мечте, к Коктебелю, к океану.
Но когда пружина сюжета теряет свою энергию и одиннадцатилетний герой приближается к концу путешествия, океан оказывается морем, правда, целыми двумя — Чёрным и Азовским, Коктебель оказывается Планерским, а альбатрос, океанская птица, о которой рассказывает отец, — прожорливой, фамильярной чайкой, которая, ничуть не боясь мальчика, щиплет его за рукав. Герои приземлились, зашли в гавань, которая обрела очень земные, будничные очертания, и с ними придётся смириться: отцу — остаться с другой женщиной, а мальчику — повзрослеть, потерять свой спутник и связь с космосом. Взросление персонажа, кстати, происходит буквально на глазах зрителя: юный герой к концу фильма подрос, округлился и чуть изменился в чертах лица.
Лучшая роль в этом фильме, конечно, у Владимира Кучеренко, к сожалению, не указанного в списке исполнителей.
Невнятный road-movie с минимальными диалогами - из промозглой москвы в отчего-то не менее хмурый коктебель. Начитанный, но чересчур расслабленный и безответственный отец с самолётостроительным прошлым (похож на спившегося, обанкротившегося и уже находящегося в федеральном розыске Абрамовича) то и дело выдумывает и выкручивается, как может. А смышлёный и целеустремлённый сын вынужден следовать за ним. Через ошибки и нелёгкую карму своего отца сын из мальчика превращается в мужа.
HAPPY-END? Кому-как...