Фильм

Фильм Матадор

Matador (1986, Испания), IMDb: 7

6.8
7
Предоставлено пользователем: Анна Решетникова
1/5

Израненный быком и не способный более убивать на арене, матадор убивает двух девушек. Одна из его поклонниц закалывает двух мужчин во время акта совокупления. Ученик маэстро берет эти убийства на себя, но полиция ему не верит.

СтранаИспания
Продолжительность1 час 45 минут
Дата выхода7 марта 1986
Возрастное ограничение16+
До Альмодовара фильмы о наркоманах, трансвеститах, террористах и панках снимались дергающейся камерой, имели бессвязные сюжеты и были пронизаны антиобщественными настроениями. Альмодовар снял жизнь этих людей в имперском стиле старого Голливуда — в духе мелодрам Дугласа Сирка («Закон желания», «Высокие каблуки») или комедий Билли Уайлдера («Женщины на грани нервного срыва», «Свяжи меня!»), неслучайно Уайлдер так лоббировал «Женщин» на премию «Оскар». «Оскара» Альмодовар получил лишь в XXI веке — сперва за лучший иноязычный фильм «Все о моей матери», затем за сценарий «Поговори с ней», — когда в его фильмах проявилось богоискательство. Однако в историю он войдет как певец чувственной радости и адвокат маргиналов: рассказав о проститутках и педерастах так, как в 50-х рассказывали о миллионерах.

Рецензия «Афиши» на фильм «Матадор»

Альмодовар — ночной житель. В Испании для этого не нужно быть большим оригиналом: днем стоит такая жара, что люди отсиживаются в прохладе кондиционируемых спален. А ближе к закату начинается знаменитая мадридская марча: народ подтягивается к уличным кафе, автомобили оглушительно сигналят, превращая проспекты в бесконечные реки фар. Фильмы Альмодовара родом из этой марчи. Шумные и задорные, как крикливая гуляющая толпа, яркие, как всполохи рекламного неона, темные и бездонные, как ночное небо.

Сюжет «Матадора» мрачен. Персонажи фильма находят райское наслаждение в смерти. Учитель школы тавромахии (боев с быками) в минуты оргазма убивает молоденьких девушек. Грациозная адвокатесса в пылу страсти пронзает любовников заколкой-стилетом. Узнав о существовании друг друга, герои испытывают неодолимое влечение, предвкушая грандиозный пир своего последнего кайфа. Ученик матадора (Бандерас), одержимый комплексом вины, переживает экстрасенсорные видения о преступлениях мастера и решает, что гибель девушек — дело его собственных рук. Сомнамбулы и маньяки блуждают в мадридской ночи вместе с оравой эксцентричных типов. Одного из них, модного кутюрье, сыграл сам Альмодовар. Модель-наркоманку тошнит на платье прямо перед выходом на подиум, а он восторгается: «Эта блевотина — последний изящный штрих к костюму!». Таких, как он, рассветные петухи не пугают: богема давно позабыла, где день, а где ночь. Кокаин заставил забыть об усталости. Хроническая бессонница разъела чувство реальности с ее часами и календарями. В этом мареве силуэт роковых любовников проступил, как странный романтический мираж.

10 июля 1999
9

Я пытаюсь осмыслить, взять себя в руки... но нет, снова и снова возвращаюсь и просто смотрю, не в силах отвести взгляд. Вот смертоносная шпилька-бандерилья в черных волосах Ассумпты Серны, поднятых высоко, на манер японских гейш; вот изумительно красивые обнаженные ноги в танце над совершенным мужским телом; вот девушка-бык, вся в алом, сбегает и сбегает с полукружий лестницы - это тоже танец... вот герой, не в силах исполнить данное обещание, из-под медленно закрывающихся ресниц смотрит на свою возлюбленную, шепчущую: «Посмотри.... посмотри, как я умираю!»

Все это — кадры удивительного фильма, который поразил меня необычайно. Это «Матадор» Педро Альмодовара, 1986 год.

Я пересматриваю его фрагменты, когда выдается свободная минутка — каждый из них скорее самостоятельное полотно, чем часть другого целого. Такой красоты в операторской работе я не видела, наверное, никогда раньше. Не спорьте, пожалуйста; у искусства нет судей — и надеюсь, не будет, а те, что были... те, кому известна судьба Федерико Гарсиа Лорки, знают, о чем я.

Синьор Альмодовар, несомненно, провокатор — но какова эта провокация! Заставить зрителя всем сердцем сочувствовать насильнику, маньяку и убийце... и даже не одному, а сразу двоим. Показать смерть как высшее проявление красоты. Снисходительно улыбнуться очарованному страннику, случайно забредшему в этот благоуханный ад — ах, как хорош в этой роли юный Антонио Бандерас!

«Матадор» стал вторым в этом году фильмом-лопатой, взрезавшим и перевернувшим целый пласт моего сознания — и подсознания, видимо, тоже. О первом фильме я не рассказываю, потому что... потому что это очень личное. Бывают, знаете, такие произведения искусства — никому не признаешься, что примерял их на себя.

Я бы и в «Матадоре», может быть, не призналась. Уж очень громко он вопиет — и о красоте, и об убийстве, и о том, что мы все, в той или иной степени, мягкокрылые идиоты; а кому это понравится — чувствовать себя одураченным? Но вот... такая ночь, воздух льется из окна как вино из бочонка, и мне кажется, что — да, я ношу розовые очки, в них как-то проще, можно притвориться, что многого не видишь... но на ночь-то я их снимаю. И могу признаться себе в том, что вижу, на самом деле, все.

А вы — вы тоже притворяетесь? Только днем?

15 декабря 2010
9

«Матадор» - пятый полнометражный фильм Альмодовара и его первый по сути трагический, довольно мрачный фильм. Сюжет его весьма прост: Анхель (Антонио Бандерас) втайне от матери посещает занятия в школе матадоров, которые ведет прославленный в прошлом тореро Диего (Начо Мартинес), вынужденный после ранения во время корриды навсегда уйти с арены. Желая доказать свою мужскую состоятельность, Анхель пытается изнасиловать соседку Эву (Эва Кобо) и сам приходит сдаваться в полицию, где остается ни с чем: Эва отказывается писать заявление. Увидев на столе комиссара полиции (Эусебио Понсела, с которым Альмодовару через пару лет предстоит феерический дуэт в «Законе желания») фотографии убитых, Анхель заявляет, что убил их всех именно он. Помочь ему вызывается амбициозная дама-адвокат Мария (Ассумпта Серна), которая не верит в его причастность к убийствам…
Очевидно, «Матадор» - это не только и не столько криминальная драма, детектив или триллер (хотя их элементы в творчестве Альмодовара появляются с завидной регулярностью), сколько первая серьезная попытка снять психологическую драму («За что мне это?» всё же тяготело к драме социальной с элементами абсурда). Альмодовар по сути впервые залезает в тему, ставшую впоследствии одним из его коньков, - сложности, запутанности и темноты человеческой природы. На поверхностный взгляд мотивы поступков главных героев иррациональны, в действительности же они четко прослеживаются, и в логике им всем не откажешь. Проникая в глубины человеческой психики, Альмодовар создает довольно пессимистичную, мрачную картину, где желание убивать рождается не столько из-за порочности человеческой природы, сколько из-за отсутствия любви и понимания. В «Матадоре», который у многих ассоциируется с первой серьезной ролью Бандераса, всё же на порядок интереснее Ассумпта Серна, безупречно красивая, горделивая женщина, и Начо Мартинес, создавший, пожалуй, самый глубокий образ. Матадор, смотрящий бесконечно грустными глазами запись той самой положившей конец его карьере корриды, видящий на трибуне героиню Серны, приближающийся к экрану и целующий его, запомнится, равно как и запомнится песня, пробивающая собой тягучий, вязкий финал. «Подожди меня на небе, любовь моя, если уйдешь первым, подожди меня, потому что скоро и я уйду туда, где ты».

12 июля 2009
Все отзывы
Читайте также
13 запоминающихся фильмов с Антонио Бандерасом
13
запоминающихся фильмов с Антонио Бандерасом
20 июня 2019
Порно в монастыре: «Искушение» Пола Верхувена на Каннском кинофестивале-2021
Порно в монастыре: «Искушение» Пола Верхувена на Каннском кинофестивале-2021
9 декабря 2021
Тропами славы: максимально короткий гид по фильмам Стэнли Кубрика
Тропами славы: максимально короткий гид по фильмам Стэнли Кубрика
9 декабря 2021
Почему боевик «Красное уведомление» стал народным хитом?
Почему боевик «Красное уведомление» стал народным хитом?
8 декабря 2021