Фильм

Фильм Лицом к лицу

Ansikte mot ansikte (1976, Швеция, Италия), IMDb: 7.6

6.9
7.6
Предоставлено пользователем: Elena Karih
1/3
5

Сложный, путанный, тяжелый фильм о падении по ту сторону безумия. Психиатр Йенни Исакссон (Лив Ульман) тяжело заболевает психологическим расстройством. Какова трагическая ирония. Она замужем за другим психиатром (Эрланд Йозефсон), который ничего не может поделать с прогрессирующей болезнью. Йенни старается не обращать внимания на постоянные приступы, работая как прежде, поддерживая отношения с мужем, навещая мать и родственников с друзьями. Но постепенно призраки прошлого и пугающие страхи будущего закрывают ей взор, она не может отличить реальность и больной фантазм болеющего мозга. Йенни попадает в очень неприятные ситуации, которые пугают близких. Но она этого не видит, она не понимает, что все эти алогичные и злые диалоги, что постоянно терзают ее воображение, это - лишь симптомы ее заболевания. Она не способна применить собственные познания в психологии даже по отношению к себе, не говоря уже о собственных пациентах, которые теряют доктора, как муж теряет собственную жену, а мать – собственную дочь.

Как и «Сцены из супружеской жизни», эту работу можно рассматривать как слегка длинный полнометражный фильм, так и как мини-сериал, только на этот раз о четырех сериях. Продюсером фильма был сам великий Дино де Лаурентис. Именно к нему Бергман тайком летал в Нью-Йорк, где тот в то время работал, чтобы согласовать детали по поводу этого сериала, что он написал буквально за пару месяцев до этого. Написал, как полагается, на острове Фаро. Де Лаурентис согласился финансировать работу над картиной практически сразу, и уже летом Бергман приступил к съемкам, успев отснять все к началу осени.

Фильм распадается на две части. Первая – реалистичная, связная и понятная, местами даже скучная, кто-то осмелится сказать. И вторая часть – полная галлюцинаций, снов, больных образов, часть пугающая, холодная, страшная. Фильм получился, все-таки, неровный. Да, местами Бергман показывает собственную силу в полной красоте – все эти погружения в кошмары детства, интимные переживания женщины, ее разваливающийся мир. В мире больше никто ни до, ни после не мог так показывать внутренний мир женщины, здесь не придраться. Опять же, путешествие в мир детства, которое переплетается с видениями и образами давно ушедших людей, это известно и любимо в фильмографии Бергмана, хотя он в столь большом количестве тему не раскрывал со времен «Земляничной поляны».

Однако какие-то элементы современной, отстраненной драмы, вроде изнасилования в пустом доме и какие-то полуоткрытые истерики на диванах – все это выглядит чуждым. Да, сильно, актуально, смело, однако в фильмографии Бергмана выглядит не так органично. Впрочем, учитывая то, что в главной роли играет Лив Ульман, которая выдала какую-то феноменальную игру, не повторившись (опять) со своими прежними образами у Бергмана, картина воспринимается чуть с большим интересом, но скорее вопреки всему остальному. Все-таки, хоть Бергман и называл фильм «скальпелем, который не должен нравиться зрителю», он тонет в каком-то мучительно болезненном символизме и непроходимой образности. Поэтому нет ничего удивительного в том, что фильм полностью провалился как в прокате, так и не вызвал особого интереса критики (что, впрочем, не помешало выиграть «золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке).

12 августа 2014
5

Попробовал отвлечься от мысли, что это снял уважаемый и серьёзный режиссёр. и надумал следующее. Лив Ульман в своей роли получилась не совсем правдоподобной, причём не потому, что уж так актёрская игра посредственна, а потому, что героиня её не выглядит к месту во вполне реальных интерьерах и кадрах нашего мира. Она откуда-то из другого жанра, может быть действительно фантастического или утопического. И получилось, что она чересчур выпадает из общей канвы, или стоИт над ней. И хотя роль её таковой неземной и задумана, этот разрыв весьма ощутим. Потом, излишняя театральность монолога в больнице, это уже к вопросу об актёрской игры - переиграно. Ну и по сюжету в целом: задумано очень интересно, но снято неровно, как по темпу, так и по соотношению эпизодов друг с другом. Возможно в искомой полнометражной версии всё-таки говорит предок этого фильма - четырёхсерийный телесериал. Сравнил: наблюдать за более скромным по сюжетным приёмам фильмом "Женщина под влиянием" мне было всё-же интереснее. Темы перекликаются, а ощущения от последнего гораздо более цельные.

18 февраля 2011
Все отзывы
Читайте также
Что общего у сериала «Эйфория» и фильма «Лакричная пицца», кроме того, что и то и другое выдающееся кино?
Что общего у сериала «Эйфория» и фильма «Лакричная пицца», кроме того, что и то и другое выдающееся кино?
Что общего у сериала «Эйфория» и фильма «Лакричная пицца», кроме того, что и то и другое выдающееся кино?
13 неочевидных мультфильмов студии «Дисней», которые тоже неплохо было бы превратить в игровое кино
13
неочевидных мультфильмов студии «Дисней», которые тоже неплохо было бы превратить в игровое кино
13 неочевидных мультфильмов студии «Дисней», которые тоже неплохо было бы превратить в игровое кино
10 недооцененных мультфильмов Disney, которые стоит посмотреть вместе с детьми
10
недооцененных мультфильмов Disney, которые стоит посмотреть вместе с детьми
10 недооцененных мультфильмов Disney, которые стоит посмотреть вместе с детьми
Самые ожидаемые российские сериалы 2022 года
Самые ожидаемые российские сериалы 2022 года
Самые ожидаемые российские сериалы 2022 года