Киноафиша Москвы

Фильм «Чти отца своего»

Aime ton père (2002, Франция)

0
Кино: «Чти отца своего»

Жесткая драма про отцов и детей: знаменитый писатель (Жерар Депардье) направляется в Стокгольм, чтобы получить Нобелевскую премию, но по дороге оказывается заложником собственного бесшабашного и обделенного родительским вниманием сына (Гийом Депардье), к которому позже присоединяется и дочь. "Земляничная поляна" в болезненном французском прочтении.

Отзывы пользователей о фильме «Чти отца своего»

Фото Андрей Бархатов
отзывы:
72
оценок:
233
рейтинг:
64
7

Эта рецензия написана мной 6 июля 2003 года


Проблема отцов и детей все продолжает тревожит умы творцов. На этот раз на дуэли поколений сошлись два Депардье (Жерар и Гийом) в фильме Якоба Бергера «Чти Отца Своего».

Известный французский писатель, Лео Шеперд, живет по национальной традиции, в деревне, ухаживает за скотом, и пишет романы с глубоким философским смыслом. Но способен ли человек «возлюбивший весь мир», оставить хоть частичку тепла для своих близких? Что такое личная жизнь гения?

Поль - сын выросший в тени отца-гиганта весь пропитан комплексами и обидами, с детства живет в смешении чувств любви и ненависти к своему папе. Он его смертельно боится и на этой почве убегает в наркотические дебри Большого Города. Так и продолжается их жизнь - двух чужих людей. Отец презирает сына за его слабость, за его ничтожность и «мелкокалиберность», за наркотики. Сын презирает отца за его снобизм, за его талант, за то что, глядя в даль, он не видит вблизи. А что дочь творца? По первому взгляду все благополучно. Она живет с отцом, помогает ему в его творческих делах как агент. Всегда улыбчива и светла лицом. Имеет мужа-«ботаника» и вроде рада жизни и всем довольна. Но… все не так просто. Давление отца-это и ее груз. Муж выбран за нее. Она ничего в жизни не видит кроме папиных книг и общается только с крестьянами-фермерами и агентами-издателями. Она в тайне ненавидит свою жизнь, но от такой же, как и у брата слабости ничего не хочет менять, а только в виде своеобразного протеста трахается со всеми подряд. И вдруг в жизни семьи творца происходит резкий поворот. Лео получает нобелевскую премию по-литературе за свою последнюю книгу. Сборы были не долги. И известный писатель, едет на мотоцикле в Стокгольм, пренебрегая желанием дочери поехать с ним вместе.

Но известия распространяются в наш век молниеносно. Прочтя в газете об этой высокой оценке Шведской комиссией таланта своего отца, Поль на быстроходном авто, спешит встретится и поздравить родителя. Разговора не получается, отец убегает от сына как от заклятого врага. Впечатляюще смотрится сцена гонки по оживленному автобану: Отец, с головокружительной скоростью уезжающий от авто собственного сына, переходящий из ряда в ряд, подрезая на полном ходу движущиеся по автобану машины. И все это только ради того, что бы не продолжать разговора которого он очевидно боится.

Как известно гонка не доводит до добра, свернув на проселочную дорогу Лео, попадает в групповую аварию, и сильно ударившись, теряет сознание. Разум возвращается к нему уже только в машине Поля, который, потихоньку следуя за отцом, подобрал его в беспамятстве на дороге. Не дожидаясь вызванных им дорожных полицейских Поль, увозит бессознательного Лео в сторону Стокгольма, а прибывшие на место аварии стражи порядка по оброненному Лео бумажнику констатируют смерть великого писателя, приняв один из обезображены в массовой аварии трупов за него.

Великий писатель погиб! Об этом трубят СМИ, об этом сообщили родным, в Нобелевскую комиссию, о нем скорбит мир. Но, что мешает сыну, услышав эту весть по радио опровергнуть этот факт? Наверно то же чувства протеста, чувство обиды которое еще в детстве толкнуло его уничтожить одну из папиных книг-рукописей, украв у Лео 5 лет трудов. Похитив отца Поль, привозит в случайное место между Альпами и Балтийским морем, где пытается все-таки закончить свой откровенный разговор сына с отцом. Постепенно Лео начинает понимать, что «смерть», и для него и для его близких, самый лучший выход.

Во многом, сюжетно «Чти Отца Своего» перекликается с бергмановской «Земляничной поляной», да и общий месседж обеих картин очень похож. Но все же это два совершенно разных фильма: актерски, режиссерки и даже энергетически. Я по этому не хочу как-то касаться сценарных отзвуков, а только отмечаю этот момент. Фильмы разные, история одна. Многие авторы кино и театра так или иначе , обращались к этой теме. По этому, поговорим немного о работе Бергера.

Фильм бесспорно талантлив. И я, честно говоря, не понимаю: почему он не был принят французской публикой? Почему фильм провалился во французском прокате, сойдя с экрана на 2-ой неделе. Он актуален особенно в наше время когда страницы таблоидов, да и не только, пестрят описаниями жизни писателей, музыкантов, актеров... А нужно ли это? Может быть, все-таки верны слова сказанные героем Депарде-старшего: «Это сейчас стали интересоваться личной жизнью писателей. Кому, какое дело было раньше до личной жизни писателя?. Кого волновало, что В.Гюго избивал свою дочь?...»

Жизни многих талантов очень неприглядны. Кстати хорошо это было показано в американской комедии с Дж.Николсоном «Лучше не бывает». Писатель пишущий романтические произведения, трепещущий в книгах перед дамой, взращивающий чужих детей в романах, далеко не всегда, а чаще никогда, не бывает таким в реальной жизни. И очень хороший пример тому личная жизнь известного французского писателя-романтика Александра Дюма-старшего. Его отношения с сыном очень похожи на описанную в фильме ситуацию. Кстати и очень характерно, что на роли Лео и Поля были приглашены отец и сын Депардье. И много сказанного Депардье-сыном в глаза Депардье-отцу возможно имеет и некий личный оттенок. Очень тяжело быть личностью в тени признанного родителя-гения. Как наверно и тяжело быть ласковым и внимательным человеку, постоянно живущему не в этом мире. Постоянно улетающему в страну творений. Зачастую такие люди обращают внимание на своих детей, своих жен когда уже слишком поздно, или не обращают вовсе. При этом, являясь признанными авторитетами в области литературы, философии, и даже педагогике.

Сквозь всю картину как бы лейтмотивом идут стихи и цитаты «написанные Лео Шепердом», глубокие, прекрасные и… очень далекие от его реальной, земной жизни.

Хоть временами фильм и затянут, но все-таки смотрится легко и не хочется уходить. Если вы не боитесь думать и чувствовать - этот фильм для Вас. И возможно он натолкнет Вас, на какие то свои, абсолютно новые мысли. Может даже заставит Вас посмотреть на свою жизнь и что-то в ней поменять.

Приятного просмотра.

© Barhatov.Net 06.07.2003

0