Киноафиша Москвы

Фильм «Рай и ад»

Tengoku to jigoku (1963, Япония)

4
Кино: «Рай и ад»
Кино: «Рай и ад»

Режиссер фильма «Рай и ад»

88 лет Фильмов: 27

Классик японского кино, один из самых влиятельных режиссеров за всю историю мирового кинематографа. За долгую карьеру снял 30 фильмов (которые создают сильный эффект присутствия за счет сумасшедшей глубины резкости — что бы ни происходило на экране, у Куросавы все лица в фокусе). Несмотря на огромный успех за рубежом и живой интерес к мировой культуре, огромное внимание режиссер уделял истории и социальным проблемам Японии, перенося в нее действия множества фильмов по мотивам мировой классики (в том числе любимого Федора Достоевского, а также Максима Горького и Льва Толстого).

Один из его первых фильмов — «Легенда о великом мастере дзюдо» — был посвящен адепту этого боевого искусства Сугате Сансиро (через 22 года Куросава спродюсировал его ремейк). Другая его знаковая картина «Расемон» — компиляция рассказов Акутагавы Рюноскэ «В чаще» и «Ворота Расемон» — принесла режиссеру венецианского «Золотого льва». В разобранных на цитаты «Семи самураях» Куросаве удалось совместить глубину и символизм национального исторического жанра дзидайгэки и зрелищность западного кино. В итоге в Голливуде сняли их ремейк — вестерн «Великолепная семерка» (позже это произойдет и с «Телохранителем»). Японско-советский проект Куросавы «Дерсу Узала» по произведениям Владимира Арсеньева удостоился главного приза Московского фестиваля и премии «Оскар». Еще один, уже почетный, «Оскар» режиссер получил в 1990 году.

Отзывы пользователей о фильме «Рай и ад»

Фото scheet
отзывы:
600
оценок:
601
рейтинг:
96
7

Известный японский мастер снял фильм, который можно отнести к жанровому мейнстриму. Учитывая мировое признание и талант Куросавы, фильм наверное не стал шедевром, но вышел крепким жанровым образчиком, сопоставимым с фильмами данной тематики из любой другой страны. Из чисто драматических моментов режиссёр обозначил лишь душевные метания главного героя в начале фильма. Далее поиски, расследования, засады - чисто полицейский фильм. Личная профессиональная драма Гондо оставлена за скобками. Кажущуюся местами затянутость можно простить: хотя фильм наверное не задумывался, как блокбастер в чистом виде - динамика вполне достойна.

0
Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
9

Злоумышленники решают похитить единственного сына богатого промышленника Кинго Гондо (Тосиро Мифуне). Об этом он узнает из пугающего письма. В дом приезжают детективы, весь мир переворачивается с ног на голову, начинается расследование с применением самой последней техники в ходе которого оказывается, что совершенно случайно вместо сына Гонда похищен сын его верного шофера. Пареньки часто играли вместе, несмотря на разницу социальных статусов, и были одного возраста, то есть перепутать не сложно, в принципе. Но бизнесмен не спешит радоваться и потирать руки – перед ним встает еще более страшная дилемма – сколько стоит жизнь мальчика обычного шофера? Столько же, сколько и сын богатея? Выбор осложнен еще и тем фактом, что деньги, которые требуют киднапперы, могут спасти весь бизнес Гондо, который без них встанет за черту банкротства. Экранизация Куросавой детектива Эда Макбейна «Выкуп Кинга» из серии «87-й полицейский участок стала главным кассовым хитом Японии в 1963 году.

Не первый раз Куросава обращается к творчеству американских писателей, и не в первый раз это детектив в его исполнении. И это очень хорошо, ибо Куросава известен не только своими лихими самурайскими фильмами и обличительными социальными драмами про самое дно общества, но и лихо закрученными детективами с настолько притянутыми к телу саспенса гайками, что порой и дышать забываешь. Впрочем, в данном случае, что очень характерно особенно для этого периода творчества Куросавы, социальная критика расслоения общества проходит по фильму тонкой красной линией, а в конце и вовсе расплывается не менее красной кляксой, когда пойманный преступник разражается таким монологом, что все моральные благодетели, выстроенные на протяжении всего фильма, оказываются искаженными за счет того, что зритель в очередной раз оказывается лицом в грязной и холодной луже. Но, нужно отдать должное, эта нотка социалистического протеста звучит пусть и частью финального аккорда, но доминантой для всей гармонии фильма не является – детективная и триллерная составляющая здесь на таком высоком уровне, что и Хичкок не всегда достигал, чего уж говорить о многих современниках, а тем более и последователях.

Поэтому если и есть в этом фильме эволюция в творчестве Куросавы, то она затрагивает не тематические, а стилистические аспекты. Так, к примеру, Куросава первый раз решается обойтись без главного героя фильма, равномерно распределив важность ролей практически всех главных персонажей фильма. При этом сам нарратив построен весьма сдержанно, отстраненно, без надрыва, элегантно вырисовывая все интересные мелочи, не давя на какие-то социальные и личностные больные места. Весь саспенс и напряжение полностью под контролем. Да и сама идея построить структуру фильма на двух непохожих ни по стилистике, ни по составу действующих лиц, ни по тематике, напоминает скорее «Жить», чем что либо еще из этого периода.

Американская версия фильма еще и обыгрывала оригинальное название, переведя его для проката в собственной стране как «High and Low», что еще сильней подчеркивает двойственность фильма – богатые живут наверху, в комфортабельном и просторном доме на холме, где происходит первая часть фильма («рай» в японском и русском переводах), нищие – в душных и перенаселенных грязных лачугах в низине, где разыгрывается вторая половина событий («ад»). С другой стороны, подобный перевод теряет заложенную самими авторами связь названия с финальным диалогом преступника.

Более того, первая часть выглядит будто театральная постановка – обилие актеров в одном кадре, развернутые декорации, обилие диалогов, длинные общие планы, статичность происходящего не только с точки зрения событий. Тогда как вторая – это уже настоящий современный триллер, в котором вся потенциальная энергия, накопленная в первой половине, вырывается на волю и перетекает в кинетическую – быстрые склейки, нарастающий темп, крупные планы, музыка и эффекты.

В конце концов, Куросава сталкивает лицом к лицу две противоположности, используя прием развития характеров, что был удачно разработан им еще в конце 40-х. И Гондо, и похититель Такеути – оба они одного происхождения и до определенного времени шли одним жизненным пути, но там где Гондо работал много и достиг успехов, Такеути оступился и свалился на самое дно (в ад, если угодно).

Очень большую и важную роль в событиях картины играют новые технологические и электрические наработки – телефоны, радио, телевидение, звукозаписывающие магнитофоны, подслушивающие устройства, фотоаппараты. Все это, конечно, помогает в работе полиции, так как значительно улучшает практически все органы восприятия. Единственное, что так и остается укрыто – это истинные причины, которые скрываются за данным преступлением. Общество, как и в фильме «Плохие спят спокойно» не в состоянии увидеть обман высоко стоящих начальников и благородство тех, кто барахтается в пыли их ботинок. Может быть и из-за этого довольно прямолинейный идеологически и морально внезапно превращается в манифест в коне фильма.

0