Киноафиша Москвы

Фильм «Утро понедельника»

Lundi matin (2002, Франция, Италия)

5.1
Кино: «Утро понедельника»

Примерный семьянин и работяга Венсан вдруг бросает в маленьком французском городишке семью и работу, досадливо сплевывает и отправляется в Венецию. Еще одна ироническая медитация Иоселиани не прибавляет ничего нового к его творчеству, но и не является шагом назад. Мудрец и ныне там, пьет вино на киноолимпе, чему свидетельство — «Серебряный медведь» и приз FIPRESCI на Берлинском кинофестивале.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Марина Щербакова
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
0

Примерный семьянин и работяга Винсент вдруг бросает в маленьком французском городишке семью и работу и отправляется в путешествие.

В первой - деревенской - части фильма действие закольцовано. Все происходит как по расписанию: порог дома, тапочки, порог машины, тапочки, сигарета, трамвай, сигарета, проходная химкомбината, гудок, возвещающий о конце рабочего дня И так изо дня в день, под крики петуха, мычание коров и рычание тракторов. Но вдруг - сбой в программе. Главный герой без видимых причин плюет на все и отправляется в долгий путь на поиски самого себя.

Вторая часть фильма - роуд-муви: герой путешествует по морю и каналам Венеции. Не зная итальянского языка, он общается с новыми знакомыми на языке вина ("У нас вино исполняет лишь гастрономическую функцию, а здесь - духовную", - говорит он). Он забирается на черепичную крышу и постигает настоящую Венецию, ее дух, тот самый, что "отправлял Марко Поло в путешествия, заставлял Тициана рисовать, этот дух турист никогда не поймет". Мычание коров заменяет перезвон колоколов, фабричные гудки - гудки пароходов, причитания старух - песни гондольеров.

Тридцать пять лет подряд, со времен снятого в 1968 году "Листопада", Иоселиани поливает и поливает живой водой обычные, простые вещи, пристально, но не мелочно фиксирует бытие предметов, превращает прозу жизни в поэзию, обыденные звуки деревни - в песню, фабричные гудки и грохот производственных машин - в симфонию. Собирает интеллигентных старух - в том числе обязательную Нарду Бланше, героиню "Охоты на бабочек" и "In vino veritas", - то играющих в азартные игры за круглым столом, то лихо рассекающих на допотопных лимузинах. Иоселианиевские старухи прекрасно помнят, что им надо делать, и то с остервенением колотят клюкой в потолок, призывая домочадцев к порядку, то собираются в доме престарелого родственника и чинно дожидаются его перехода в мир иной.

Когда в деревенской части фильма в объектив камеры попадает весьма ограниченный круг персонажей - это вполне объяснимо, ведь в сельской местности плотность населения невелика. Но чтобы в Венеции взгляд постоянно натыкался на одни и те же лица - это явно неспроста. Если в "Понедельнике" есть посыл, то он таков: все остается незыблемым в "мире Иоселиани". Мудрец пьет вино и снимает, как снимал. Любителям творчества Иоселиани предстоит вспомнить "тот образ нежный, его прекрасные черты" и получить редкие минуты покоя при напоминании, что кое-что под луной все-таки вечно. Как Венеция, как виноградники Прованса, как Отар Давидович Иоселиани.

Отзывы пользователей о фильме «Утро понедельника»

Фото oupsss
отзывы:
96
оценок:
217
рейтинг:
135
9

Отар Иоселиани снимает не самое динамичное кино, но одно из самых душевных. Душевность заложена буквально во всем - начиная от главных героев, и заканчивая камнями на тропинках. Каждый прохожий, попутчик - персонаж. Каждая мелочь - коврик, письма, калоши - играет роль.
Главный герой проживает на наших глазах некий внутренний кризис, который понятен, думаю, каждому. Кажется что жизнь сера, однообразно, что мир где-то кипит, бурлит красотой, событиями, где-то, но не здесь. Что стоит только вырваться из сложившегося уклада и все изменится. Но хорошо там где нас нет. И зачастую чтоб не услышать а почувствовать эту мысль, необходимо пережить такое утро понедельника.

Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Еще одна ниочёмная ниочёмность от Отарика, дети мои, – и ни фига, как водится, кроме. Два часа кряду вновь не происходит ничего – но на сей раз не происходит ничего в основном в Венеции. Экий он всё ж таки космополит, Отарик-от наш. Фигли еще тут сказануть? Решительно не фига, дети мои, решительно-пререшительно. Но какой-то такой опять ходит, какие-то такие бродют (ну да, плюс плавают, коли уж Венеция), какая-то такая залезает на гору и смотрит на кораблик… Хотя нет – насколько же я сейчас соврамши, ёлки-палки! Ведь какая-то такая залезала на гору и смотрела на кораблик истинно что в предыдущем Отарике – в «Истине ввине», а никак не в этом Отарике, не в «Утреце», значит. Вот до чего доводит пристрастие Отар Давидовича к однообразным бессюжетицам – я уже реально что путаю эти его фильмы, даром что смотрю не более одного такового в день. Охренеть, на хрен, – а, дети мои? Прав я аль нет? Хучь намекните, что ли.

Фото Graf  Garcia
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
1

Домики на косогоре, похожие на каменные голубятни. Внушительных размеров мать семейства ? и мудрая, княжеских повадок бабушка, которая в критический момент всегда отроет в саду глиняный кувшин с золотыми монетами. Рабочий химзавода, который на самом деле ? художник-пейзажист или поэт крыш родного города. Ну а еще спонтанные шашлыки с красным вином в будни, магнитофон с аплодисментами ? чтоб сымитировать восторженную толпу под окном...
Хотя по сюжету это Франция и Италия, на самом деле это, конечно же, Грузия. Как в любом иоселианиевском кино. Ясно, что к грузинской реальности все это имеет такое же отношение (т.е. никакого), как к французской или венецианской. Потому что эта Грузия ? идеальная иоселианиевская Грузия, которая иногда прорывается открытым текстом (например, застольем офицеров в черкесках). Страна, где романтика и сибаритство пребывают в гармонии, одновременно грустной и светлой.
Грустной, поскольку утро понедельника везде похоже, так что французский раздолбай-живописец и венецианский разолбай-поэт крыш по утрам одинаково курят перед воротами одинаковых химзаводов (вино в их странах, может, и пьется по-разному, а химпроизводство одно и то же).
А светлой ? потому что и на комбинате сливные струи трех цветов могут сложиться в кадр дивной красоты. И внушительных размеров мать семейства любовно повяжет шарфик мужу-раздолбаю. А неграмотный негр-поденщик обвенчается с юной деревенской красавицей и уедет с ней в стогу сена на тракторе ? он в коричневом костюме, она в белом платье.
Читта-маурита-читта-мауридари-уу. Или как там это у Данелии было.
P.S. Сюжет я не трогал, поскольку он рассказан в афишевской рецензии ? и поскольку он, как всегда у Иоселиани, не имеет значения. Фильм очень красивый, медленный и поэтический. Про что? Да как обычно, про все.

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить