Москва

Фильм
Утро понедельника

Lundi matin (2002, Франция, Италия), IMDb: 6.8

6.9
оценить
14+
2 часа
Дата выхода в мире
1 января 2002

Примерный семьянин и работяга Венсан вдруг бросает в маленьком французском городишке семью и работу, досадливо сплевывает и отправляется в Венецию. Еще одна ироническая медитация Иоселиани не прибавляет ничего нового к его творчеству, но и не является шагом назад. Мудрец и ныне там, пьет вино на киноолимпе, чему свидетельство — «Серебряный медведь» и приз FIPRESCI на Берлинском кинофестивале.

Актеры

Режиссер фильма «Утро понедельника»
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши»

Фото Марина Щербакова
Фото Марина Щербакова
отзывы: 2
оценки: 2
рейтинг: 0

Примерный семьянин и работяга Винсент вдруг бросает в маленьком французском городишке семью и работу и отправляется в путешествие.

В первой - деревенской - части фильма действие закольцовано. Все происходит как по расписанию: порог дома, тапочки, порог машины, тапочки, сигарета, трамвай, сигарета, проходная химкомбината, гудок, возвещающий о конце рабочего дня И так изо дня в день, под крики петуха, мычание коров и рычание тракторов. Но вдруг - сбой в программе. Главный герой без видимых причин плюет на все и отправляется в долгий путь на поиски самого себя.

Вторая часть фильма - роуд-муви: герой путешествует по морю и каналам Венеции. Не зная итальянского языка, он общается с новыми знакомыми на языке вина ("У нас вино исполняет лишь гастрономическую функцию, а здесь - духовную", - говорит он). Он забирается на черепичную крышу и постигает настоящую Венецию, ее дух, тот самый, что "отправлял Марко Поло в путешествия, заставлял Тициана рисовать, этот дух турист никогда не поймет". Мычание коров заменяет перезвон колоколов, фабричные гудки - гудки пароходов, причитания старух - песни гондольеров.

Тридцать пять лет подряд, со времен снятого в 1968 году "Листопада", Иоселиани поливает и поливает живой водой обычные, простые вещи, пристально, но не мелочно фиксирует бытие предметов, превращает прозу жизни в поэзию, обыденные звуки деревни - в песню, фабричные гудки и грохот производственных машин - в симфонию. Собирает интеллигентных старух - в том числе обязательную Нарду Бланше, героиню "Охоты на бабочек" и "In vino veritas", - то играющих в азартные игры за круглым столом, то лихо рассекающих на допотопных лимузинах. Иоселианиевские старухи прекрасно помнят, что им надо делать, и то с остервенением колотят клюкой в потолок, призывая домочадцев к порядку, то собираются в доме престарелого родственника и чинно дожидаются его перехода в мир иной.

Когда в деревенской части фильма в объектив камеры попадает весьма ограниченный круг персонажей - это вполне объяснимо, ведь в сельской местности плотность населения невелика. Но чтобы в Венеции взгляд постоянно натыкался на одни и те же лица - это явно неспроста. Если в "Понедельнике" есть посыл, то он таков: все остается незыблемым в "мире Иоселиани". Мудрец пьет вино и снимает, как снимал. Любителям творчества Иоселиани предстоит вспомнить "тот образ нежный, его прекрасные черты" и получить редкие минуты покоя при напоминании, что кое-что под луной все-таки вечно. Как Венеция, как виноградники Прованса, как Отар Давидович Иоселиани.

0
0
...
11 ноября 2002

Лучшие отзывы о фильме «Утро понедельника»

Фото oupsss
Фото oupsss
отзывы: 96
оценки: 217
рейтинг: 133
9

Отар Иоселиани снимает не самое динамичное кино, но одно из самых душевных. Душевность заложена буквально во всем - начиная от главных героев, и заканчивая камнями на тропинках. Каждый прохожий, попутчик - персонаж. Каждая мелочь - коврик, письма, калоши - играет роль.
Главный герой проживает на наших глазах некий внутренний кризис, который понятен, думаю, каждому. Кажется что жизнь сера, однообразно, что мир где-то кипит, бурлит красотой, событиями, где-то, но не здесь. Что стоит только вырваться из сложившегося уклада и все изменится. Но хорошо там где нас нет. И зачастую чтоб не услышать а почувствовать эту мысль, необходимо пережить такое утро понедельника.

1
0
...
14 мая 2011
Фото kinomedved.livejournal.com
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы: 945
оценки: 965
рейтинг: 145
1

Еще одна ниочёмная ниочёмность от Отарика, дети мои, – и ни фига, как водится, кроме. Два часа кряду вновь не происходит ничего – но на сей раз не происходит ничего в основном в Венеции. Экий он всё ж таки космополит, Отарик-от наш. Фигли еще тут сказануть? Решительно не фига, дети мои, решительно-пререшительно. Но какой-то такой опять ходит, какие-то такие бродют (ну да, плюс плавают, коли уж Венеция), какая-то такая залезает на гору и смотрит на кораблик… Хотя нет – насколько же я сейчас соврамши, ёлки-палки! Ведь какая-то такая залезала на гору и смотрела на кораблик истинно что в предыдущем Отарике – в «Истине ввине», а никак не в этом Отарике, не в «Утреце», значит. Вот до чего доводит пристрастие Отар Давидовича к однообразным бессюжетицам – я уже реально что путаю эти его фильмы, даром что смотрю не более одного такового в день. Охренеть, на хрен, – а, дети мои? Прав я аль нет? Хучь намекните, что ли.

0
0
...
8 января 2012
Фото Graf  Garcia
Фото Graf  Garcia
отзывы: 3
оценки: 3
рейтинг: 1

Домики на косогоре, похожие на каменные голубятни. Внушительных размеров мать семейства ? и мудрая, княжеских повадок бабушка, которая в критический момент всегда отроет в саду глиняный кувшин с золотыми монетами. Рабочий химзавода, который на самом деле ? художник-пейзажист или поэт крыш родного города. Ну а еще спонтанные шашлыки с красным вином в будни, магнитофон с аплодисментами ? чтоб сымитировать восторженную толпу под окном...
Хотя по сюжету это Франция и Италия, на самом деле это, конечно же, Грузия. Как в любом иоселианиевском кино. Ясно, что к грузинской реальности все это имеет такое же отношение (т.е. никакого), как к французской или венецианской. Потому что эта Грузия ? идеальная иоселианиевская Грузия, которая иногда прорывается открытым текстом (например, застольем офицеров в черкесках). Страна, где романтика и сибаритство пребывают в гармонии, одновременно грустной и светлой.
Грустной, поскольку утро понедельника везде похоже, так что французский раздолбай-живописец и венецианский разолбай-поэт крыш по утрам одинаково курят перед воротами одинаковых химзаводов (вино в их странах, может, и пьется по-разному, а химпроизводство одно и то же).
А светлой ? потому что и на комбинате сливные струи трех цветов могут сложиться в кадр дивной красоты. И внушительных размеров мать семейства любовно повяжет шарфик мужу-раздолбаю. А неграмотный негр-поденщик обвенчается с юной деревенской красавицей и уедет с ней в стогу сена на тракторе ? он в коричневом костюме, она в белом платье.
Читта-маурита-читта-мауридари-уу. Или как там это у Данелии было.
P.S. Сюжет я не трогал, поскольку он рассказан в афишевской рецензии ? и поскольку он, как всегда у Иоселиани, не имеет значения. Фильм очень красивый, медленный и поэтический. Про что? Да как обычно, про все.

0
0
...
6 сентября 2003
В духе «Утро понедельника»
Читайте также