Фильм

Фильм Утро понедельника

Lundi matin (2002, Франция, Италия), IMDb: 6.8

6.9
6.8
© Афиша
1/14

Примерный семьянин и работяга Венсан вдруг бросает в маленьком французском городишке семью и работу, досадливо сплевывает и отправляется в Венецию. Еще одна ироническая медитация Иоселиани не прибавляет ничего нового к его творчеству, но и не является шагом назад. Мудрец и ныне там, пьет вино на киноолимпе, чему свидетельство — «Серебряный медведь» и приз FIPRESCI на Берлинском кинофестивале.

СтранаФранция, Италия
Продолжительность2 часа
Дата выхода1 января 2002
Возрастное ограничение14+

Рецензия «Афиши» на фильм «Утро понедельника»

Примерный семьянин и работяга Винсент вдруг бросает в маленьком французском городишке семью и работу и отправляется в путешествие.

В первой - деревенской - части фильма действие закольцовано. Все происходит как по расписанию: порог дома, тапочки, порог машины, тапочки, сигарета, трамвай, сигарета, проходная химкомбината, гудок, возвещающий о конце рабочего дня И так изо дня в день, под крики петуха, мычание коров и рычание тракторов. Но вдруг - сбой в программе. Главный герой без видимых причин плюет на все и отправляется в долгий путь на поиски самого себя.

Вторая часть фильма - роуд-муви: герой путешествует по морю и каналам Венеции. Не зная итальянского языка, он общается с новыми знакомыми на языке вина ("У нас вино исполняет лишь гастрономическую функцию, а здесь - духовную", - говорит он). Он забирается на черепичную крышу и постигает настоящую Венецию, ее дух, тот самый, что "отправлял Марко Поло в путешествия, заставлял Тициана рисовать, этот дух турист никогда не поймет". Мычание коров заменяет перезвон колоколов, фабричные гудки - гудки пароходов, причитания старух - песни гондольеров.

Тридцать пять лет подряд, со времен снятого в 1968 году "Листопада", Иоселиани поливает и поливает живой водой обычные, простые вещи, пристально, но не мелочно фиксирует бытие предметов, превращает прозу жизни в поэзию, обыденные звуки деревни - в песню, фабричные гудки и грохот производственных машин - в симфонию. Собирает интеллигентных старух - в том числе обязательную Нарду Бланше, героиню "Охоты на бабочек" и "In vino veritas", - то играющих в азартные игры за круглым столом, то лихо рассекающих на допотопных лимузинах. Иоселианиевские старухи прекрасно помнят, что им надо делать, и то с остервенением колотят клюкой в потолок, призывая домочадцев к порядку, то собираются в доме престарелого родственника и чинно дожидаются его перехода в мир иной.

Когда в деревенской части фильма в объектив камеры попадает весьма ограниченный круг персонажей - это вполне объяснимо, ведь в сельской местности плотность населения невелика. Но чтобы в Венеции взгляд постоянно натыкался на одни и те же лица - это явно неспроста. Если в "Понедельнике" есть посыл, то он таков: все остается незыблемым в "мире Иоселиани". Мудрец пьет вино и снимает, как снимал. Любителям творчества Иоселиани предстоит вспомнить "тот образ нежный, его прекрасные черты" и получить редкие минуты покоя при напоминании, что кое-что под луной все-таки вечно. Как Венеция, как виноградники Прованса, как Отар Давидович Иоселиани.

11 ноября 2002
9

Отар Иоселиани снимает не самое динамичное кино, но одно из самых душевных. Душевность заложена буквально во всем - начиная от главных героев, и заканчивая камнями на тропинках. Каждый прохожий, попутчик - персонаж. Каждая мелочь - коврик, письма, калоши - играет роль.
Главный герой проживает на наших глазах некий внутренний кризис, который понятен, думаю, каждому. Кажется что жизнь сера, однообразно, что мир где-то кипит, бурлит красотой, событиями, где-то, но не здесь. Что стоит только вырваться из сложившегося уклада и все изменится. Но хорошо там где нас нет. И зачастую чтоб не услышать а почувствовать эту мысль, необходимо пережить такое утро понедельника.

14 мая 2011

Домики на косогоре, похожие на каменные голубятни. Внушительных размеров мать семейства ? и мудрая, княжеских повадок бабушка, которая в критический момент всегда отроет в саду глиняный кувшин с золотыми монетами. Рабочий химзавода, который на самом деле ? художник-пейзажист или поэт крыш родного города. Ну а еще спонтанные шашлыки с красным вином в будни, магнитофон с аплодисментами ? чтоб сымитировать восторженную толпу под окном...
Хотя по сюжету это Франция и Италия, на самом деле это, конечно же, Грузия. Как в любом иоселианиевском кино. Ясно, что к грузинской реальности все это имеет такое же отношение (т.е. никакого), как к французской или венецианской. Потому что эта Грузия ? идеальная иоселианиевская Грузия, которая иногда прорывается открытым текстом (например, застольем офицеров в черкесках). Страна, где романтика и сибаритство пребывают в гармонии, одновременно грустной и светлой.
Грустной, поскольку утро понедельника везде похоже, так что французский раздолбай-живописец и венецианский разолбай-поэт крыш по утрам одинаково курят перед воротами одинаковых химзаводов (вино в их странах, может, и пьется по-разному, а химпроизводство одно и то же).
А светлой ? потому что и на комбинате сливные струи трех цветов могут сложиться в кадр дивной красоты. И внушительных размеров мать семейства любовно повяжет шарфик мужу-раздолбаю. А неграмотный негр-поденщик обвенчается с юной деревенской красавицей и уедет с ней в стогу сена на тракторе ? он в коричневом костюме, она в белом платье.
Читта-маурита-читта-мауридари-уу. Или как там это у Данелии было.
P.S. Сюжет я не трогал, поскольку он рассказан в афишевской рецензии ? и поскольку он, как всегда у Иоселиани, не имеет значения. Фильм очень красивый, медленный и поэтический. Про что? Да как обычно, про все.

6 сентября 2003
Все отзывы
Читайте также
«Эскортницы»: рецензия на еще одно польское софт-порно
«Эскортницы»: рецензия на еще одно польское софт-порно
«Эскортницы»: рецензия на еще одно польское софт-порно
Сериал «Домашнее поле»: спортивная драма о тренерке в мужской футбольной команде
Сериал «Домашнее поле»: спортивная драма о тренерке в мужской футбольной команде
Сериал «Домашнее поле»: спортивная драма о тренерке в мужской футбольной команде
Какие еще фильмы, помимо «1917», были сняты одним кадром (и даже одним дублем)
Какие еще фильмы, помимо «1917», были сняты одним кадром (и даже одним дублем)
Какие еще фильмы, помимо «1917», были сняты одним кадром (и даже одним дублем)
35 последних и не слишком известных фильмов с Брюсом Уиллисом
35
последних и не слишком известных фильмов с Брюсом Уиллисом
35 последних и не слишком известных фильмов с Брюсом Уиллисом
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость