Комедия, Музыкальный |
12+ |
Эльдар Рязанов |
7 сентября 1962 |
7 сентября 1962 |
1 час 34 минуты |
В поместье отставного майора Азарова является поручик Ржевский, чтобы исполнить волю своего дяди и жениться на племяннице майора Шурочке. А Шурочка нечаянно выходит к поручику в форме корнета и, почти так же неумышленно, представляется собственным кузеном. До вечера она несколько раз меняет свое обличье и, соответственно, манеру обращения с поручиком. А вечером, в разгар бала, в дом влетает гонец с новостью о вторжении Наполеона. Не долго размышляя, дерзкая и отважная Шурочка едет на фронт — вслед за мужчинами…
В начале фильм антуражем и деталями (поместье, бал, внезапное начало войны) напоминает «Унесенных ветром». Потом, конечно, жанры расходятся: Рязанов снял, естественно, не эпос. Но и классически рязановской картину назвать трудно — присутствует в ней что-то от гайдаевского стиля. Однако в ситком «Баллада», несмотря на характерную завязку, не скатывается — не позволяет во всех смыслах мелодический драматизм.
Снят фильм, чего греха таить, наивно: обмундированной массовки кое-где не хватает, французы как один прекрасно изъясняются на русском, доля условности в тех самых «комбинированных съемках» приближается к театральному уровню, да и монтаж хромает откровеннее, чем было принято в советские пятидесятые-шестидесятые.
«А девкой был бы краше» — слова Кутузова вполне можно адресовать не только Шурочке, но и самой «Балладе»: позволь сюжет перенести все действие в салоны и ограничить демонстрацию оружия лишь ножнами гусарских сабель, обертка могла бы получится изысканной. Впрочем, не внешней красой единой…
Под нескладной «мальчишеской» оболочкой фильма бьется его горячее молодое сердце. Перепетии сменяют друг друга с калейдоскопической скоростью, в нюансах предостаточно выдумки, а стихотворные диалоги Александра Гладкова — те же гусарские дуэли, только куда остроумнее. Но главное достоинство — игра Ларисы Голубкиной. Герои-женщины в кино, как правило, живут в тени мужских персонажей, порой даже второстепенных. Но не в «Гусарской балладе»! Прекрасная, блистательная Шурочка затмевает не только всех фельдмаршалов и генералов вместе взятых, но и легендарного поручика Ржевского (Ивана Васи… пардон, Юрия Яковлева). Возможно, корнет Голубкиной — то редкостное исключение, что не опровергает правило, а именно что подтверждает его, но, право, лучше семь раз любоваться, чем размышлять и выстраивать гипотезы.
Какой же это прекрасный фильм. Смотрю его каждый год под новый год и раз за разом дивлюсь мастерству и величию всех, кто приложил руку к этому фильму. Начиная от актеров и заканчивая людьми, которые подбирали реквизит. Все просто идеально. Каждая мелочь соответствует моему представлению о той эпохе. Эти костюмы, эти декорации, а актеры, как они играют - все это буквально погружает меня в мир первой мировой со своей романтикой и страхом.
Это очень интересный фильм. Любимый фильм моих бабушки и дедушки которые, к сожалению, уже отошли в мир иной. Я пишу для них эти строки. Ритуля, ты ничем не хуже Ларисы Голубкиной, а ты, Витушок, покруче самого Яковлева. Кстати, сейчас все смотрят "С лёгким паром" (и первые серии и сиквелл) и судят о прекрасном Юрии по этим немногочисленным эпизодам. Он же прекрасный актёр. Актёр театра и кино.
Дело тут вот в чём. Одна бравая девушка решила отправиться на войну 1812-го года и переоделась мальчишкой, сыном полка (кстати, мой дедушка тоже был сыном полка). И вот, на войне он, то есть она, встречает свою любовь, а он-то против, он не догадывается, что это девчонка, и против. А она страдает и не даёт ему проходу, но в то же время горделиво поднимает копыта. А мой папа, которого я очень люблю сравнил бы эту балладу с гениальным творением "Обыкновенное чудо" по книге Евгении Шварц. Там принцесса ( как будто моя мама) переодевается в сына охотника, чтоб найти возлюблённого. Фильмы передаются из поколение в поколение, как одежда, как еда, как власть, наконец. А нам остался один только "Американский пирог"... ээээХ! Судьба наша кручинная...
Клюквейшая из клюкв..
Мой любимый персонаж из фильма - герой Николая Крючкова.. Сердце щемит во время его пребывания на сцене..
Фильм чудесен тем, что является такой притчей - как надо воевать, и какие мы на самом деле молодцы, и что правда на нашей стороне..
Песни, стихи, костюмы - все сказка.. Настоящая и хорошая..