Жена керосинщика

















1953 год. В маленький провинциальный городок приезжает следователь прокуратуры, чтобы разобраться в преступлении. Во время следствия выясняются подробности сложных взаимоотношений подследственного и его брата-близнеца. Всему виной — любовь к одной женщине.
Рок годности этого фильма неограничен. Почему?.. Малопонятно, темное, невнятное одни всегда превратят (при желании) в финиковое дерево, а другие (понятно, что уже при нежелании) - в сорняк, появившийся в кадке с фикусом. Кроме того, фильм либо представит доказательства в вашей непомерной тупости и ограниченности (как произошло со мной), либо запишет вас в высшую лигу любителей закрытого кино. Вот такие перспективы.
P.S. Это первая картина, где мелькнул Евгений Миронов. Для любопытсвующих сообщаю - его герой вываливается из потолка, здоровски дует в флейту, сжигает себя на керосиновом стуле. Что же делают другие персонажи этого туманного фильма страшно даже озвучить, поэтому здесь и заткнемся.
После просмотра фильма убеждённость в странности Александра Кайдановского лишь возросла. Не самый тривиальный сценарий. Режиссёр заявил зрителю о юном Евгении Миронове, чей персонаж уже на первых минутах всеми фибрами даёт понять, какая судьба его ожидает. Балуев тоже очень хорош. Актёров создатель "Керосинщика" нашёл прекрасных. Кайдановскому свойственно чувствовать эпоху - здесь ему веришь. Первые три четверти часа я был попросту охвачен картиной: какое истеричное жонглирование стилями и смыслами, какой горячечный обэриутский зачин! Но потом быстро одолевает томление духа. Решил наш Сталкер замахнуться на всяческие экзистенциальные, сциентистские и ещё Бог весть какие философские аспекты. И ряд казалось бы живописных алегоричных сцен оказываются вымученными, раздражительно-болезненными, излишне патетичными. Кроме того в других, более конкретных эпизодах, где уже отчётливо излагается сюжет, пропадает та (пусть авангардистская) изюминка, что характернаа для первой половины фильма.
И написав здесь "Керосинщик", я будто увожу жену на второй план, потому что я её почему-то почти не увидел. Стихия бушует рядом, а женщина вроде и в центре, да как-то отстранена: эти Кеннигсбергские дикости и шалости горше обрушиваются на ополоумевших дядек. Сам Кайдоновский вполне вписался бы в вереницу персонажей сего монохромного создания.
Фильм заслуженно получил награду в номинации "странные фильмы". Он действительно очень неожиданный и ломает шаблоны. Я люблю такие фильмы, когда не знаешь и не может угадать, что же произойдёт дальше. Причём интрига не такая, как в детективе или любовном романе - "кто убийца?" или "с кем героиня останется в конце?", а вообще непонятно, что будет происходить дальше. Есть сюжет, но объяснение многим странностям придётся придумывать самому. Несмотря на странность, фильм интересный и даже забавный.
Слов нет - это высказывание; только не очень понятно - о чем. Смутное, несобранное кино, хотя и атмосферное, мрачное, а местами даже жуткое, как страшный сон - которым, похоже, оно и является. Отсюда и явления ангелов, и прочие странные видения, и отсутствие внятной логики повествование. Ведь при том, что от изначального безвременья история обрастает деталями реальности - Калининград, 1953 год, расследование по доносу - но это все мнимо и, кажется, создано ради того, чтобы сказать: жизнь без фантазии, без мечты не существует, оборачивается мороком, подделкой. А еще - ради горьких горьких слов: "широка страна моя родная" - это не о крае живых, а о крае мертвых, который с безумной легкостью делается все шире и шире.