Киноафиша Москвы

Фильм «Аромат зеленой папайи»

Mùi đu đủ xanh (1993, Франция, Вьетнам)

0

Режиссер фильма «Аромат зеленой папайи»

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Михаил Брашинский
отзывы:
505
оценок:
78
рейтинг:
951

Юную Муи берут служанкой в дом сайгонских торговцев в конце 40-х. За десять лет семья увянет, а девушка расцветет. Медленный фильм французского вьетнамца Тран Ан Хуня ("Золотая камера" за лучший дебют в Каннах) покоряет микроскопическим подходом к многообразию зеленого на земле: капля дождя на зеленом листе, зеленая лягушка в луже, аромат зеленой папайи. Поэзия протекания времени в колониальном Вьетнаме 50-х так прочувствована, что кажется, автор сам ее пережил, но это иллюзия: увезенный во Францию в трехлетнем возрасте, Тран экранизировал не что иное, как свой сон о Вьетнаме, полностью воссоздав его в парижском павильоне.

0

Отзывы пользователей о фильме «Аромат зеленой папайи»

Фото Igor Sinelnikoff
отзывы:
413
оценок:
413
рейтинг:
362
7

«Аромат зеленой папайи» — дебютная лента образца 1993 года от режиссера, с именем которого разобраться довольно трудно. Вьетнамского эмигранта во Франции как только не называли. Первое официальное имя — Ан Хунг Тран, второе, устоявшееся последнее время — Чан Ань Хунг. Скорее всего, такие различия связаны с особенностями вьетнамского языка, на котором Чан Ань Хунг предпочитает снимать свои ленты, открывая западу удивительный мир Востока, его неуловимую красоту и экзотику. В Каннах «Аромат зеленой папайи» наградили «Золотой камерой» за лучший дебют, и Чан на некоторое время замолчал, снимая по картине раз в пять лет. По-настоящему, его важность заметили лишь сейчас, когда сам Харуки Мураками позволил ему экранизировать свой главный роман «Норвежский лес», и, как известно, фильм вызвал довольно неоднозначные реакции. Чтобы найти их истоки, мало прочитать роман Мураками, надо ознакомиться с творчеством самого режиссера, и обратиться следует как раз к «Аромату зеленой папайи», а не к скандальному триллеру «Я прихожу с дождем».

Чан Ань Хунг в своей дебютной ленте использовал довольно стандартную историю, отдающую чем-то колониальным, хотя прямых намеков на присутствие во Вьетнаме иностранного влияния особо нет. Есть богатая семья со своей тайной трагедией, и есть главная героиня, маленькая девочка, которая работает в доме прислугой. Попадая туда совсем малышкой, учась вести хозяйство и противостоять маленьким наглым барчукам, со временем маленькая Муи вырастает в прекрасную девушку, и за неимением у ее хозяев денег, переходит служить в дом молодого богатого пианиста, который идет на разрыв с со своей невестой и общественными устоями, чтобы связать с ней свою жизнь.

В «Аромате зеленой папайи» совсем мало событий. Но это напоминает не медитацию, а скорее демонстрацию удивительного, закрытого для европейцев мира. Самые интересные моменты фильма, когда Муи учат готовить, когда она подглядывает за окружающей действительностью, когда Чан Ань Хунг во всех деталях показывает восточный богатый дом. Но несмотря на затянутость и предсказуемость, по-своему картина прекрасна. Если попытаться найти эквивалент происходящему на экране, то это, похоже, на экранизацию колониального романа, какого-нибудь француза, прожившего в Сайгоне долгое время. Но если из книги обычно выкидывают описания и оставляют действия и диалоги, то Чан Ань Хунг поступает наоборот, демонстрируя большую часть времени содержание абзацев.

И что самое интересное — «Аромат зеленой папайи» не основан на книге. Это эстетически совершенное творение цепляет, будто классическая музыка, медленно разворачивающаяся во времени, восхваляющая юность прекрасной Муи, ее покорность и награду за тяжелую жизнь. Чан Ань Хунгу не нужны слова, чтобы передать красоту души своей героини, и он пользуется абсолютно чудесными приемами, чтобы показать расставания, встречи, признания в любви и уважении. Возлюбленный Муи учит ее читать и писать, бывшая хозяйка дарит украшения, которые бы подарила своей покойной дочери, а сама Муи готовит свое самое лучшее блюдо для возлюбленного — зеленую папайю, которую, видимо, можно достать раз в сезон. Нечто очень ценное, что нельзя приготовить, кому попало. Так и Чан Ань Хунг снимает свой фильм, как изысканное, гурманское блюдо. Такое же простое, как все азиатские кушанья, но всегда радующее глаз.

1
Фото oxana63
отзывы:
67
оценок:
116
рейтинг:
103
7

Неспешный, отчасти безмолвный, умиротворяющий и пронзительно красивый фильм "Аромат зеленой папайи". Для ценителей неподражаемого азиатского колорита.

0