Киноафиша Москвы

Фильм «Бессонница»

Insomnia (2002, США)

5.7
оценить
0:00 / 0:00
0:00

Бессонница (англ.)

Смотреть трейлер
  • 16+ 1 час 58 минут
  • жанр
    Детектив
  • Дата выхода:

Аль Пачино и Хилари Суонк охотятся за маньяком.

Лос-анджелесский детектив, страдающий бессонницей, приезжает на Аляску искать убийцу старшеклассницы. Фильм Кристофера Нолана («Помни») обозначает смену курса в жанре детектива от прошлогодних лабиринтов с запутанным сюжетом и непредсказуемой развязкой к гораздо более прямолинейным и сложным конструкциям внутреннего психологического расследования.

Режиссер фильма «Бессонница»

48 лет Фильмов: 10

Британский режиссер, сделавший блистательную карьеру в Голливуде (другой яркий пример: Альфред Хичкок). Поклонник пленки, ненавистник 3D и один из немногих постановщиков на «фабрике грез», имеющий право на финальный монтаж. Свою дебютную картину «Преследование» из-за отсутствия денег снял в элегантном черно-белом цвете (кстати, Нолан — дальтоник) — но быстро превратил это художественное решение в концепцию. Также в «Преследовании» режиссер очертил круг своих (главным образом экспериментальных) предпочтений в искусстве: это интерес к героям, неспособным адекватно воспринимать реальность («Помни», «Бессонница»), страсть к элементам жанра нуар (трилогия про Бэтмена), иллюзиям-ребусам («Престиж»), матрешечной конструкции сюжета (она же мизанабим) и, разумеется, к пространственно-временным завихрениям («Начало», «Интерстеллар», «Дюнкерк»). Последнюю страсть, кстати, разделяет младший брат Кристофера — Джонатан (сериалы «Подозреваемый» и «Мир Дикого Запада»), который написал сценарии, быть может, к лучшим его фильмам. Помимо этого, Нолан известен кубриковской холодной сдержанностью — как раз в хладнокровном формализме критики чаще всего его и обвиняют, а еще в драматургической неряшливости, логических несостыковках, злоупотреблении пафосом и, главное, ложной многозначительности. Все это, однако, не мешает ему оставаться одним из влиятельнейших режиссеров своего поколения.

Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Михаил Брашинский
отзывы:
503
оценок:
77
рейтинг:
848

Есть тело. Волосы вымыты, ногти подстрижены. Есть маньяк-убийца. Улики отсутствуют. "Это только начало", - утверждает детектив Аль Пачино, а он-то знает. Так почему же не страшно? Почему ни саспенса, ни особого интереса, кто убил? В "Молчании ягнят" к этому моменту нас уже можно было отскребать от кресла. Тут маньяк показывает свое лицо примерно за час до финала и почти сразу во всем признается следователю. Это ничего не меняет.

Почему? Да потому что фильм - не про это. Он с предельной четкостью указывает на перемены, которые всего за год произошли в детективном жанре. В двух словах, настала полная ясность. Прошлогодние лабиринты "Багровых рек", "Веса воды" и "Видока" ушли в прошлое. Кристофер Нолан, автор самого сложного лабиринта из всех, "Помни", резко изменил курс. Его следующей работой становится ремейк норвежского фильма 1997 года по сценарию Николая Фробениуса. После ошарашивающих пространственно-временных кульбитов - железнодорожная прямота. Вместо сюжетных головоломок, таких утешительных, вносящих порядок, пускай порядок лабиринта, в пугающий хаос жизни, - сложность другого рода. Когда в тумане преследуешь преступника, а убиваешь напарника, а он только вчера сказал, что не может больше молчать и расскажет, как ты подкидываешь улики, и значит, есть причина его убить, и уже сам не знаешь, что там в тумане случилось. У лабиринта есть хотя бы обещание выхода.

Такая сложность главные требования предъявляет не к сценарию, а к режиссуре - нужна повышенная плотность фактур. Когда сюжет замер и внешнего напряжения ноль, на первый план выходят атмосфера воздуха и актерское лицо. Нолан работает с обоими виртуозно. Если его фильм чем и превосходит отличную норвежскую картину, так именно этим - насыщенностью каждого квадратного сантиметра экрана оттенками, фактурами - сложностью. В оригинале дело было в норвежском Заполярье, где всегда день. Нолан без потерь перенес действие в Заполярье американское - на Аляску, где даже название городка, "столицы мира по ловле халибута", Найтмьют - Ночная Немота - означает злую насмешку природы, решившей свести пришельца с ума: ночная немота бьет ярким полуночным солнцем цвета свежего гноя во все щели занавешенного гостиничного номера, не дает заснуть, рождает призраков, изводит, изводит.

У Аль Пачино идеальное лицо, чтобы Нолан на его пространстве мог разыграть эту драму безысходного приближения к себе. Когда даже сон - не укрытие. Тяжелые складки опыта от бессонницы становятся тяжелее, старые собачьи глаза с каждым кадром глядят все грустнее, он столько уже сыграл этих копов (начиная с "Серпико" Сиднея Люмета, 1973), что из всех чувств осталась одна вина, и вот он пришел к нам с повинной, и так устал, что делайте что хотите, дайте только закрыть глаза. Но глаза не закрываются; он все смотрит, и смотрит так, что понимаешь: все эти прошлогодние детективные головоломки, скачки во времени, зигзаги сюжета были всего лишь попыткой избавить нас от по-настоящему неприятных вопросов. За попытку спасибо, но, видно, еще не пора.

4
0
...
1 сентября 2002

Лучшие отзывы о фильме «Бессонница»

Фото Sangryl
отзывы:
770
оценок:
868
рейтинг:
1890
7

Из всех фильмов Нолана этот мне пока понравился больше всего. Он имеет все признаки фильмов этого мастера - и качественность, и занудность-затянутость, но не имеет одного - вопиющую недостоверность. Аль Пачино - верю!
И - на мой взгляд - он более чем правильно кончается...так что на мой взгляд, этот фильм состоялся!

1
0
...
17 января 2011
Фото Иван Васильевич
отзывы:
410
оценок:
490
рейтинг:
176
5

Интересная детективная история. Необычный сюжет, классные актёры. Ничем особо мне не запомнился, но впечатления вполне себе хорошие. Один раз посмотреть можно.

0
0
...
14 марта 2017
Фото Yuri Jakor
отзывы:
126
оценок:
1117
рейтинг:
82
7

Аль Пачино играет проженного копа, которого перебросили на раскрытие "глухаря" на Аляске, как старшего товарища и большого эксперта в раскрытии дел. На самом же деле, его убрали из Лос-Анджелеса на время внутренней проверке каких-то его не слишком благовидных дел. Вот и напарник не может больше терпеть и скоро пойдет сдаваться. Неудивительно, что он скоро словит пулю
А дело само также крайне непонятное - на свалке найден труп девушки без следов изнасилования и каких либо отпечатков, даже ногти аккуратно подстрижены. И похоже дело не в слишком надоедливом бойфренде, который не слишком умен, а в ком-то посерьезнее...
А еще на Аляске полярный день и потому никакого затемнение не спасет нашего героя от бессоницы, которая в какой-то момент начинает рождать чудовищ. И уже не ясно, что правда, а что морок.
Убийца, кстати, появляется уже к середине фильма, то есть перед нами совсем не детектив, а скорее триллер и игра умов героев Пачино и Робина Уильямса (я уверен, что это ни разу не спойлер, они даже на плакате фильма).
Фильм невероятен по своим ощущениям, он тягуч как ириска и больше всего напоминает сон из которого никак не выйти, ты все глубже и глубже утопаешь в нем без каких-либо шансов выбраться.И понятно, что никто уже не выйдет из него живым или хотя бы таким как был до этого полярного дня!

0
0
...
17 февраля 2017
Фото Владимир Мишин
отзывы:
185
оценок:
190
рейтинг:
30
9

На мой глубоко субъективный вкус это одна из лучших ролей Аль Пачино. Во всяком случае из тех фильмов с ним, которые я смотрел. За его героем реально интересно наблюдать, его талант заставляет верить герою, временами даже чувствуешь такую же усталость как и он. Ну и режиссуру Нолана тоже нельзя не отметить, он тут прекрасно показал себя.

0
0
...
7 декабря 2016
Фото Dimitriy Shcherbachev
отзывы:
7
оценок:
15
рейтинг:
2
7

Добротный, цельный фильм, но не покидает меня ощущение, что чего-то не хватает. Депривация сна, которая, кажется, должна играть здесь весомую роль, присутствует как-то на периферии, возникая "по скрипту": в специально определенные для нее моменты. В остальное время про нее забываешь, несмотря на сильную игру актера. На мой взгляд, фильму не хватает четкой структуры - градации депривации по дням.
Не дает сюжет развернуться Уиялльмсу и Аль Пачино. Отношения между их героями прервались на полуслове: интрига, заключающаяся в том, сможет ли Уилл Дормер сделать выбор и отказаться от сделки с собственным достоинством, прерывается обстоятельствами. Более, метания героя, разрываемого между совестью и прагматизмом, изображены слишком бедно, и, как бы Аль Пачино не старался, игрой это не выправить.
Вдоволь в фильме только природы Аляски. Потрясающие пейзажи.

0
0
...
23 августа 2014

Оператор фильма «Бессонница»

Фотография Уолли Пфистер

57 лет, Чикаго, США

Фильмов: 12

Уолли Пфистер
Увлекаться кино начал в 11 лет, когда увидел, что недалеко от его дома проходят съемки боевика. Вдохновившись, стал экспериментировать с камерой и снимать любительские короткометражки. Однако его профессиональная карьера началась с теленовостей — хотел продолжить журналистскую династию, которую начали его дед и отец. Оттачивая репортажный стиль съемки, Пфистер все же не забывал о кино — и когда Роберт Олтман искал оператора-новостника, чтобы добавить в мини-сериал «Таннер» на НВО несколько документальных кадров и интервью, Пфистер показал себя во всей красе. Работал почти над всеми фильмами Кристофера Нолана (поэтому, например, отказался от экранизаций романов о Гарри Поттере). В 2014 году состоялся его режиссерский дебют — технологическая антиутопия «Превосходство» с Джонни Деппом.

Галерея
Добавить фото