Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.7

Фильм
День полнолуния

Россия, 1998
О фильме
  • День полнолуния – афиша
  • День полнолуния – афиша
  • День полнолуния – афиша
  • День полнолуния – афиша
  • День полнолуния – афиша
Трагикомедия
12+
Карен Шахназаров
29 августа 1998
29 августа 1998
1 час 33 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Карена Шахназарова

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
Евгений Шмуклер
105 отзывов, 298 оценок, рейтинг 216
22 марта 2010

Сюда пока никто не добрался. Оставьте свою рецензию и станьте первым!

Я ведь уже не раз видел эту надпись там, где никак её встретить не ожидал. На фильмах "Послесловие", "Нюрнбергский процесс", "Покаяние"... Странно, что в этих случаях не встречаешь сотни-другой разного качества рецензий пользователей, и конечно "рецензии афиши". Каждый раз сюрприз.

Сперва реакция на это чисто мальчишеская, - должно быть, я не такой как все, и кроме меня эти фильмы никому не интересны? Возможно я безнадёжно отстал от жизни, мир ушёл вперёд и занятым людям не до старья? Потом, начинаешь думать.

Мир конечно же ушёл вперёд, он конечно развивается с постоянным ускорением, следовательно выдающиеся и даже великие произведения устаревают и забываются всё быстрее и быстрее. Поколению нулевых, которые, кстати тоже только что кончились, невдомёк, да и немногим интересно, что было актуальным, важным для поколений 70-80-90х. Не успеешь школу закончить - уже дед - старая перечница.

"День полнолуния" это мозаика историй, кажется совершенно не связанных друг с другом героев. Эстафету друг другу они передают, увидев мельком следующего персонажа в проезжающем мимо поезде, за окном, или пройдя мимо друг друга на улице. Камера перескакивает с одного героя, с которым мы успели познакомиться на другого, идущего себе мимо. Не сразу обнаруживается, что многих из этих, не имеющих никакого отношения друг к другу людей, кроме того, что они обитают на развалинах одной и той же империи, объединяет некое событие, произошедшие давным-давно, оказавшее разное, но ощутимое влияние на них, или на их родных, предков. Отразившееся на судьбах, и впечатавшееся в память множества людей, несмотря на свою видимую незначительность. Это не полёт Гагарина, но лишь одно из тысяч происшествий, хранящихся у всякого на задворках памяти.

"День полнолуния" - как хороший английский анекдот. Медленно доходит и поначалу кажется вполне бессмысленной чехардой неоконченных сюжетов. Тем более ценным становится приходящее осознание связи этих историй.

Всего через десяток лет после выхода фильма "Одноклассники.ru" перестали быть светской темой, потому что всякий давно имеет аккаунты в полудюжине разных социальных сетей (в 1998 г. никто бы не понял, что такое социальная сеть), и ничего нового в этом в 2010 г. нет. "Вы слишком долго сидите в сети, если выйдя на улицу видите кругом только "друзей друзей". Специальное приложение может нарисовать всякому пользователю карту его связей, которая позволит точно подсчитать, сколько рукопожатий отделяют его от Папы Римского. Т.е. теперь можно визуализировать связи между людьми, нарисовать точную карту там где раньше писали поэму и трёхстишие. Там где Шахназаров снял "День полнолуния".

"Три мушкетёра" написаны Дюма 219 лет спустя описываемых событий, едва-едва по мотивам книжки, написанной через 27 лет после смерти главного героя. Не заботясь о какой-либо исторической правде, Дюма хотя бы подстегнул некоторых заинтересоваться, что же там такое было на самом деле. Т.е. распиарил эпоху.

Шахназаров выпустил фильм о 90-х в 90-е. Он наполнен атмосферой Москвы 90-х, как никакой другой из мне известных. Разнонаправленное, хаотичное движение без каких-либо ориентиров. Соседство вызывающей разрухи и убожества с вызывающим шиком, теперь уже выглядящим старомодно, по-детски. Общество находящееся в состоянии метаморфоза, подобного тому, что проходит гусеница, внутри куколки превращаясь в бабочку. Все структуры старого общества распались, потеряли связь друг с другом или продолжают бессмысленно функционировать, не подстраиваясь к новой реальности. В получившемся бульоне плавают пока ещё маленькие, непонятные зародыши будущего. Площади гигантских заводов империи, где наверное строились гигантские и очень секретные танки, разбирают маленькие шиномотажные мастерские.

"Кто был ничем" только и имеет шанс "стать всем", ибо проще сделать себя, чем переделать. Тот кто "был всем" стремится продолжить привычный ему мир, сохранить статус кво, запасти впрок родной ему воздух ушедшей эпохи. Многие герои "Дня полнолуния" - растерянные и разочарованные люди, хотя и стараются выглядеть счастливыми и успешными. Спокойствие и уверенность видны разве что в глазах киллера.

Как всякое достойное произведение, "День полнолуния" не отвечает на вопросы, но ставит их, заставляет задуматься. И ставит не один вопрос, а много. Среди них - что человеку делать на свободе? И что она есть - свобода?

"День полнолуния" последний из известных мне фильмов, произведённых на постсоветском пространстве, котрый может похвастаться отсутствием картонных персонажей. Его герои объёмны. Даже второго плана, даже эпизодические. Они лишнего не болтают, больше молчат, но они окружены в кадре говорящими деталями, рассказывающими куда больше чем слова. Этот фильм категорически нельзя "только послушать", его видеоряд - основная часть повествования.

Мне казалось, что через "День полнолуния" будет передана эстафета от лучших образцов советского кино к новому - российскому, однако глядя на глянцевых и монохромных героев нашего времени, кажется, что этого не произошло. Тем более, что я "первый сюда добрался", со своим мнением об этой картине.

Сколь многие, снявшиеся в картине почти дебютантами, актёры стали сейчас вполне себе звёздами. Николай Чиндяйкин, Евгений Стычкин, Андрей Панин. Это те, для кого фильм был максимум третьей работой в большом кино. Но ведь там же ещё Приёмыхов, Коренева, Ильин, незачем перечислять, каждый может прочитать тут же. В фильме собран прекрасный актёрский ансамбль. То и дело сейчас вижу актёра, появляющегося в самом конце фильма на несколько секунд, и не произносящего ни слова.

По своей неоднозначности, по своей глубине, тонкости эта картина вырастает из лучших традиций советского кино (ведь формально - "Андрей Рублёв" - советский фильм, согласитесь?) Но она оторвана от советского кино временем, темой, языком, использованным арсеналом кинематографических приёмов. И рядом с ней мне ничего не видится, она смотрится самостоятельно, почитай, как Файюмские портреты.

Впрочем, вообще-то я мог пропустить что-то из более позднего творчества того же Шахназарова, как-никак он с тех пор ещё пяток картин выпустил. Ну, да Герман, "Хрусталёв, машину!".

И ещё кое-что. Однажды, на пути по своим делам, зритель имеет некоторый шанс в Москве внезапно увидеть то самое место, где происходит самое главное событие, невидимым образом связывающее судьбы героев. Это место ни с каким другим не перепутаешь. В первую секунду он испытает чувства, которые трудно описать. Крыша едет, поверьте. Я пробовал, - век не забуду.

3
0

Подборки Афиши
Все