Фильм

Фильм Юха

Juha (1999, Финляндия, Франция, Германия), IMDb: 6.9

Юха – афиша
Предоставлено пользователем: Алексей Мокрушин
1/3
СтранаФинляндия, Франция, Германия
Продолжительность1 час 18 минут
Дата выхода13 февраля 1999
Возрастное ограничение14+
Финский режиссер, сценарист и продюсер, младший брат режиссера Мики Каурисмяки. Снимает кино о социальных проблемах, но с изрядной долей характерного скандинавского стоицизма и иронии — именно за сочетание специфического черного юмора и тонкого лиризма Каурисмяки полюбился критикам и зрителям. Действие большинства его фильмов (герои которых, как правило, простые рабочие или неустроенные по жизни люди) происходит в Хельсинки, но со временем режиссер расширил их географию. Одной из первых картин Каурисмяки стала адаптация (скорее даже вольная интерпретация) романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», а всемирную известность ему принесла лента «Ленинградские ковбои едут в Америку». Среди других его знаковых работ: «Я нанял киллера», «Девушка со спичечной фабрики», «Юха», «Огни городских окраин», «Гавр» и, конечно же, шедевр «Жизнь богемы». Номинировался на «Оскар» за фильм «Человек без прошлого», а в 2017 году на Берлинском фестивале получил «Серебряного медведя» за режиссуру «По ту сторону надежды». Скептически относится к Голливуду и его жанровым клише — в 80-е даже снял короткометражную пародию на сталлоневского «Рокки».

Рецензия «Афиши» на фильм «Юха»

Городской пижон (Вилмс) уводит наивную деревенскую девушку (Оутинен) у верного трудяги-мужа (Куосманен). Сюжет для финской души глубинный: не зря роман «Юха», написанный Юхани Ахо в 1911 году, до Аки Каурисмяки экранизировали в Финляндии трижды — в 1920, 1937 и 1956-м.

Для нас главное удовольствие, конечно, не в сюжете. А в том, что классик нового кино, одинокий и печальный в жизни, любитель стеба и киноэкспериментов Аки Каурисмяки сделал полноценную немую картину. Первую после «Новых времен» Чарли Чаплина.

Жанр «Юхи» — расширенный до прозы «жестокий романс». Юмор уже в том, что всех — якобы молодых — героев изображают актеры за пятьдесят, а городской якобы красавец-хлыщ потаскан настолько, что не передать. Еще: в этом немом (как положено, сопровождаемом лишь музыкой) фильме то вдруг стартер автомобиля заскрежещет, то героиня резко закроет дверь перед носом мужа, а дверь возьми — да ка-а-ак хлопни!..

Однако у Каурисмяки стеб хорошо ладит с искренней трагичностью. Смех не утихает, но к финалу всех вдруг становится жаль. Каурисмяки — редкий режиссер, которому наплевать на признание. В «Юхе» он явно ставил перед собой и чисто культурологические задачи, оттого стиль фильма меняется. Он начинается как кино конца 20-х, которое вот-вот должно было заговорить, а завершается (оставаясь немым), как дешевые триллеры 50-х.

1 июля 2002
9

В одной небольшой и совсем глухой деревеньке живет нескладной увалень не самого большого ума, но огромного сердца, по имени Юха (Сакари Куосманен). Однажды он приютил сиротку Марию (Кати Оутинен), с которой с тех пор и живет. Она вроде как жена ему – по дому убраться помогает, живность покормить, собрать урожай, но во всем остальном они просто хорошие друзья, которые скромно ложатся в порыве платонической любви одетыми спать, чтобы с улыбкой встретить новый светлый день, в один из которых к ним случайно заехал один городской пижон по имени Шемейкка (Андре Вилмс). У него сломалась машина и он хотел бы починить ее и переночевать, раз уж забрался в такую даль. Юха и Мария с радостью его привечают и угощают самогоном. В порыве опьянения Юха со всей его склонностью к прямоте вываливают всю природу его отношений с Марией, на которую Шемейкка уже положил глаз. На следующей день Шемейкка льстивыми и отравленными речами подбивает ее к побегу, она отказывается, хотя в душе зарождается семя сомнения. И когда Шемейкка несколько дней спустя приезжает с косынкой для Марии (ох, береги свою косынку, Мария), он все-таки уговаривает ее и они сбегают от спящего Юхи. Но жизнь в городе оказалась совсем не такой, какой представляла себе дуреха. Попала она в бордель и только Юха может ее оттуда спасти, с топором на перевес отправившийся в город на своем мотоцикле.

Аки Каурисмияки славен своим постановочным минимализмом. В его фильмах обычно говорят очень мало. Но в этой картине он превзошел сам себя, создав немой и черно-белый фильм, который является скорее оммажем кинематографу 20-х и был бы характерен скорее уже для Гая Мэддина, чем для самого Каурисмияки. Впрочем, если придираться к словам, то фильм не совсем немой – то дверь скрипнет, то мотор зачихает, то собака тявкнет, но в целом нужная эстетика передана правильно – все эти виньетки и трагическая музыка в исполнении большого оркестра, все это на месте.

Удивительно в этом на самом деле чуть меньше, чем есть на самом деле. Дело в том, что фильм поставлен по истории, которая родилась в начале прошлого века, в течении которого несколько раз экранизировалась в кино и ставилась на театральной сцене. Первая ее экранизация как раз и датирована 1919 годом. Но Каурисмияки опирался на собственные предпочтения и видение романа, ведь драматургия картины свойственна уже чисто каурисмияковскому стилю, который во многом подпитывался французским кино 50-х. Иными словами, главный финский режиссер снял фильм по чуть ли не главной финской истории.

Некоторые и вовсе склонны трактовать «Юху» как метафору природы финского характера и истории. Живут мол на краю земли себе финны, не ведая никаких благ цивилизации. Да, туповатые. Да, пьющие не в меру. Да, больше похожи на медведей (в силу предыдущих двух причин). Но живут счастливо, радуясь каждому солнечному дню. Радуясь, правда, тайно и в глубине души. И вот появляются какие-то прощелыги, которые уводят единственное, что есть у финнов прекрасное в жизни и те, поборов собственную медлительность и инертность (по фильму временной промежуток между побегом Марии и поездкой Юхи в город ее выручать составил практически год), точат топор и идут крушить, не щадя ни себя, ни врага. И история показывает, что так оно, в принципе, и есть.

Та же самая история рассказывает, что Аки Каурисмияки начал снимать «Юху» давно, когда уехал в Португалию. Тогда фильм планировался сниматься в звуке, но на тот момент режиссер забросил свою затею и вернулся к ней только когда приехал обратно в Финляндию. С тех пор практически все, что видел в своей картине Аки, изменилось – она стала черно-белой, более трогательной и пронзительной (что как раз характерно для его позднего периода), и немой. Сам Каурисмияки шутит, что сделал фильм немым из-за того, что решил снимать в роли Шемейкки своего давнего соратника Вилмса, но это навряд ли вся правда. Скорее всего тут сыграло свою роль и желание режиссера отдать дан творчеству таких режиссеров, как Мурнау, чьими картинами он вдохновлялся в то время – киноманы с опытом могут в «Юхе» увидеть симметричность с картиной «Восход солнца» немецкого режиссера.

Другим важным фактором выбора подобной выразительной эстетики является тот факт, что Каурисмияки как режиссер никогда не спешил в будущее, тогда как Каурисмияки как человек презирает даже настоящее. Таким образом, пока многие европейские авторы создают будущее мирового кинематографа, финский милый деревенский увалень остается до последнего кадра и последней склейки человеком.

9 июня 2011
Все отзывы
Читайте также
20 лучших сериалов всех времен по версии Rolling Stone
20
лучших сериалов всех времен по версии Rolling Stone
20 лучших сериалов всех времен по версии Rolling Stone
6 захейченных фильмов, которые надо оценить заново
6
захейченных фильмов, которые надо оценить заново
6 захейченных фильмов, которые надо оценить заново
25 сериалов про маньяков
25
сериалов про маньяков
25 сериалов про маньяков
Преступление без наказания: феномен жанра true crime, рассказывающего про поиски маньяков и других преступников
Преступление без наказания: феномен жанра true crime, рассказывающего про поиски маньяков и других преступников
Преступление без наказания: феномен жанра true crime, рассказывающего про поиски маньяков и других преступников
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость